Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Готовимся в школу

Рекомендации для родителей и детей

 

Немтарева Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов

  МОУ СОШ № 4  г. Оленегорск.

 

                                                                                           Раздел 1.

      Каждый  ребёнок  индивидуален, и задача родителей – не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребёнком, деликатно  направляя его и бережно поддерживая. Именно осознание этого момента и свидетельствует о готовности родителей к учёбе, школе, урокам- словом, к значительным переменам не только в жизни ребёнка, но и в собственной.

    Цель статьи - не только помочь родителям определить уровень готовности  ребёнка к обучению, но и дать знания, которые помогут и ребенку, и родителю  чувствовать себя уверенно и комфортно на протяжении всех школьных лет.

    Чтобы проверить, насколько ваш ребёнок готов к школьному обучению предлагаем заполнить анкету.

Верно ли утверждение…

Да

Нет

Не знаю

1.    

Мой ребёнок очень хочет учиться в школе.

 

 

 

2.    

Мой ребёнок часто переживает о чём-либо и в таком состоянии не может усидеть на месте.

 

 

 

3.    

Мой ребёнок легко работает с мозаикой.

 

 

 

4.    

У моего ребёнка иногда сильно кружится голова.

 

 

 

5.    

Рисунки моего ребёнка яркие, преобладают красный, жёлтый, синий, зелёные цвета.

 

 

 

6.    

Когда мой ребёнок раскрашивает раскраску, то он не заезжает за линии картинки.

 

 

 

7.    

Моему ребёнку иногда снятся кошмары, и он кричит во сне.

 

 

 

8.    

Мой ребёнок хорошо умеет вырезать ножницами из бумаги.

 

 

 

9.    

Мой ребёнок умеет читать по слогам.

 

 

 

10.                      

Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 10 и обратно.

 

 

 

11.                      

Мой ребенок может сосчитать от 0 до 100.

 

 

 

12.                      

Мой ребенок говорит чётко, правильно, произнося все буквы в словах.

 

 

 

13.                      

Бывает так, что мой ребёнок не понимает того, что я ему говорю.

 

 

 

14.                      

Мой ребенок  играет в одиночестве, не общается с другими детьми.

 

 

 

15.                      

Когда к нам приходят гости, ребёнок прячется и не выходит к ним.

 

 

 

16.                      

Мой ребенок умеет застилать кровать и  делает это ежедневно.

 

 

 

17.                      

Мой ребенок  быстро  забывает  то, о чём мы только что говорили.

 

 

 

18.                      

Мой ребенок может познакомиться с незнакомым ранее человеком (ребёнком, взрослым)

 

 

 

19.                      

Мой ребенок самостоятельно складывает игрушки.

 

 

 

20.                      

В книге, которую мы недавно читали, ребёнок может найти определённую иллюстрацию по моей просьбе.

 

 

 

21.                      

Когда за окном  раздаются какие – либо звуки, мой ребёнок прислушивается и пытается определить, что это было.

 

 

 

22.                      

Мой ребёнок  знает, как называется страна и город, в котором он живёт.

 

 

 

23.                      

Мой ребенок любит читать (слушать, когда я читаю) книги энциклопедического содержания.

 

 

 

24.                      

Мой ребенок хороший собеседник: может поддержать беседу, спрашивает, отвечает на вопросы.

 

 

 

25.                      

Мой ребенок может рассказать подробно о жизни животных, о космических кораблях или о чём–либо ещё, что написано в энциклопедии.

 

 

 

26.                      

Если моему ребёнку что-то не нравится, он может ударить кулаком по столу, сломать игрушку или подраться.

 

 

 

27.                      

Мой ребенок может отличить песню, которую поют на русском языке, от иностранной.

 

 

 

28.                      

Мой ребенок легко запоминает стихи, которые ему читают, и может прочитать наизусть несколько стихотворений.

 

 

 

29.                      

Иногда мой ребёнок плачет, говоря, что у него ничего не получается.

 

 

 

30.                      

Очень часто мой ребёнок не может вспомнить, куда он  вчера положил игрушку.

 

 

 

31.                      

Мой  ребёнок плохо видит, но мы пока не сходили к врачу.

 

 

 

32.                      

Когда я читаю своему ребенку сказку, он может представить её героев и сказать, какие они, во что одеты, какой у них характер.

 

 

 

33.                      

Когда я говорю своему ребёнку  про школу, он либо не слушает меня, либо переводит разговор на другую тему.

 

 

 

34.                      

Если мой ребёнок чего-то очень хочет, то он этого добьётся.

 

 

 

35.                      

Мой ребёнок может длительное время (более 50 минут) собирать мозаику.

 

 

 

36.                      

Мой ребёнок часто сравнивает себя с другими детьми и говорит, что он хуже.

 

 

 

37.                      

Мой ребёнок может придумать рассказ по картинке не менее чем из 5 предложений.

 

 

 

38.                      

Мой ребёнок знает, что у него хорошо получается, и делает это чаще всего (лепка, рисование).

 

 

 

39.                      

Мой ребёнок может написать своё имя (имена членов семьи) печатными буквами.

 

 

 

40.                      

На прогулке или дома мой ребёнок чаще всего является лидером, вовлекая других детей в игру.

 

 

 

41.                      

Мой ребёнок отвечает за выполнение каких-либо дел по дому  (моет посуду, кормит рыбок..)

 

 

 

42.                      

Мой ребёнок может собрать из конструктора такие предметы, которые поражают своей сложностью и красотой.

 

 

 

43.                      

Если ребёнку сказать, что что-то делать нельзя, то он послушает с первого раза.

 

 

 

44.                      

Мой ребёнок часто спрашивает про школу, просит ему купить портфель, тетради.

 

 

 

45.                      

У моего ребёнка чаще всего преобладает хорошее настроение.

 

 

 

 

 В таблице «Обработка анкеты», в графе «Номера вопросов», обведите ответы, которые совпали с вашими ответами в анкете. Сосчитайте баллы по каждому параметру готовности и запишите в графу «Балл ребёнка».

 

                      Обработка анкеты.

Параметр готовности

к школьному обучению

Номера

вопросов.

Максимально

возможный

 балл.

Балл ребёнка

1

 

Психическое здоровье

2-«нет»,

4-«нет»,

5-«да»,

7 –«нет»

4

 

2

Психомоторика

3-«да»,

6-«да»,

8-«да»,

35-«да»

4

 

3

Умение читать, считать, писать

9-«да»,

10-«да»,

11- «да»,

39-«да»

4

 

4

Умение общаться и говорить

12-«да»,

13-«нет»,

14- «нет»,

15- «нет»,

18-«да»,

24-«да»,

40-«да»

6

 

5

Интеллектуальные процессы (развитие ощущений, восприятия, представлений, памяти, внимания, воображения, мышления)

17-«да»,

20-«да»,

21-«да»,

27-«да»,

28-«да»,

30-«нет»,

31-«нет»,

32-«да»,

37 –«нет»

42-«да»

10

 

6

Предметные знания -эрудиция

22-«да»,

23-«да»,

25-«да»

3

 

7

Эмоционально-волевая сфера

26-«нет»,

34-«да»,

45-«да»

3

 

8

Мотивация к школе

1-«да»,

33-«нет»,

44-«да»

3

 

9

Самооценка

29-«нет»,

36-«нет»,

38-«да»

3

 

10

Дисциплинированность и ответственность

16-«да»,

19-«да»,

41-«да»,

43-«да»

4

 

                                                                                            Всего

 

 

   Сосчитайте сумму баллов, которая у вас получилась при обработке анкеты.

    Если она составляет 40-45 баллов, можно считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе, однако это не означает, что больше с ним не нужно заниматься.

    30-39 баллов - ваш ребёнок многое  умеет, однако необходимо с ним заниматься и особое внимание обратить на  те параметры готовности к школе, по которым он набрал меньше всего баллов.

    Менее 30 баллов – возможно,  ваш ребёнок не ходил в детский сад  и не посещал  подготовительные занятия, приложите все усилия, чтобы максимально подготовить ребёнка к школе. По возможности посетите психолога.  

     Если ответов  «не знаю» более 15 – это говорит о том, что вы недостаточно знаете своего ребёнка. Поэтому особенно полезными будут совместные занятия по подготовке к школе, иначе к подростковому периоду ребёнок очень сильно отдалиться от вас, не будет посвящать в свои дела, делиться своими проблемами.

          Что такое «параметры готовности к школьному обучению»?

        Психическое здоровье  – состояние психики ребёнка. Если ребёнок часто испытывает чувство тревоги, ему снятся кошмары, и он говорит, что ему не хочется жить, значит, психическое здоровье ребёнка находится в дисгармонии и ему требуется помощь специалиста.

       Психомоторика  - умение хорошо работать рукой: рисовать, не заезжая за край контура рисунка, проводить ровные линии, правильно  держать  карандаши…

       Умению читать, считать, писатькак раз и обучают в начальной школе. В большинстве школ учителя говорят, что ребёнок не обязан при поступлении в 1-й класс бегло  читать, считать и писать, но, если он читает по слогам, умеет читать до 10 и обратно, может писать печатными буквами, -это сделает его обучение более успешным.

       Умение общатьсяобеспечивает эффективность взаимодействия ребёнка с другими людьми (например, умение слушать, задавать вопросы…)

       Умение говоритьпоказывает, как развита устная речь. Если ребёнок понимает, что говорит учитель, но не может повторить его слова, то есть не умеет грамотно выразить свои мысли, значит, у ребёнка есть проблемы с произношением и артикуляционным аппаратом, ему необходима консультация логопеда.

        Интеллектуальные процессы (развитие ощущений, восприятия, представлений, памяти, внимания, воображения, мышления) - процессы, которые более всех  других обеспечивают учебный процесс. Бывает так, что будущий  первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребёнка в школе возникают трудности. И наоборот, ученик, у которого хорошо  развита мыслительная сфера, память, внимание, воображение, быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать. Именно поэтому больше времени при  подготовке к школе надо уделять развитию интеллектуальных процессов.

       Предметные знания (эрудиция) помогут вашему ребёнку при изучении различных предметов.

       Эмоционально-волевая сфера –демонстрирует, как ребенок строит свои взаимоотношения с окружающим миром. Если он не умеет управлять своими чувствами, не выражает или проявляет чрезмерно свои эмоции, желательна консультация психолога.

       Мотивация к школепоказывает, насколько  и как настроен ребёнок на школу и обучение. Чтобы ребёнок захотел учиться, развивайте у него потребность узнавать новое, демонстрируйте свой интерес к окружающему миру, приучайте ребенка  трудиться.

       Самооценкасвидетельствует о том, как ребёнок оценивает себя, свои успехи, неудачи. В норме ребёнок должен адекватно себя оценивать, но бывает, что  у детей самооценка либо завышена, либо занижена. Дети с завышенной  самооценкой  всегда считают, что виноват кто-то или что-то,  и поэтому,  сталкиваясь  с трудностями, они, как правило,  бросают начатое дело, не доводя его до конца. Дети с заниженной самооценкой  считают, что у  них ничего не получится, поскольку они сами не смогут, хотя вы знаете, что это не так.

       Дисциплинированность и ответственность – качества, без которых ребёнок не сможет учиться. Знание правил в школе, а также умение им следовать  - вот  над  чем нужно работать, если в соответствующей графе ребёнок набрал   0 баллов.

                                          

                                                                                    Раздел 2

                                                            В какие игры можно играть дома.

I.                  Игры на  развитие мелкой моторики.

1.     Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

2.     Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картину, как из мозаики.

3.     Если  вы варите макароны, предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

4.     Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (ложку, вилку) с закрытыми глазами. Рисунок можно заштриховать

Для развития мелкой моторики  можно выполнять следующие упражнения:

·        штриховать карандашом в различных направлениях;

·        рисовать красками, карандашами;

·        лепить из пластилина, глины;

·        вырезать из бумаги; делать аппликации;

·        рвать бумагу руками, складывать бумагу;

·        складывать мозаику, собирать конструктор;

·        завязывать шнурки, пришивать пуговицы, вязать, выпиливать.

II.                Игры на  развитие  памяти

·        Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Во время вашей уборки, ребёнок е нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату до уборки и после, а рисунок поможет ему в этом.

·        Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (5-15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

 

                                    Для развития  памяти также нужно:

·          пересказывать  сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;

·          рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день;

·          пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера;

·          смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем нарисовать или словесно описать его.

III.             Игры на  развитие  внимания

·          Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищите предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он – в комнате.

·          Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно играть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поете песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К»  или другой буквы.

 

IV.            Игры на  развитие  речи

·          Вы называете любое слово, а ребёнок должен придумать словосочетание (например, утюг –горячий утюг)

·          Предложите  ребёнку на время, пока  вы заняты домашними делами, стать журналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики «Как сварить суп», «Как погладить брюки».

·          «Продолжи слово». Вы говорите начало слова (первый слог), а ребёнок должен его продолжить.

                      Для  развития речи  также нужно :

·     чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм: рассказать, что он делал вчера, после завтрака;

·     не разрешать употреблять в речи слова-паразиты (ну, тута, тама); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши.

·     чаще читать книгу, а если ребёнок умеет читать, то всячески стимулируйте и поддерживайте интерес к чтению.

 

V.               Игры на  развитие  мышления

·     «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя  любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее  предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать его наоборот  (стол-лотс). Затем меняетесь ролями.

·     «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например, лотс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

·     «Что общего?». Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые в данный момент вы используете (например, что общего между ножом и луком – нож острый, а у лука

острый запах)

                                       Для развития  мышления также нужно:

·     разгадывать ребусы, составлять ребусы;

·     рисовать комиксы;

·     составлять из предложенных слов предложения;

·     составлять из геометрических фигур картинки.

VI.            Игры на  развитие  пространственных представлений

·     «Найди предмет». Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши  команды (например, шаг вперёд, шаг влево…). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.

·     «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане. Второй игрок должен, руководствуясь планом комнаты, найти спрятанный предмет.

                   Для развития  пространственных представлений  также нужно:

·          срисовывать буквы, цифры, картинки;

·          рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

·          играть в игру «Морской бой».

 

            VII. Игры на   развитие эмоциональной сферы

·          «Любимое – нелюбимое».  Вы называете какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит – грусть, печаль, огорчение, если  никогда не выполнял это действие-сомнение, неизвестность.

·          «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате. Пусть он представит, то предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому  из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

               Для развития  эмоциональной сферы  также нужно:

·          при чтении сказок, просмотров фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

·          чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать)

       VIII.Игры на   развитие воображения

·          Попросите  ребёнка показать (изобразить жестами, мимикой, позой) различные предметы мебели.

·          Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи, фрукты  и сказать, на что они похожи.

·          Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-нибудь предмет, находящийся в комнате или на кухне и придумать рассказ про этот предмет.

                        Для развития  воображения   также нужно:

·              соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом;

·              уменьшать –увеличивать реальные размеры предметов;

·              придумывать необычные способы использования обычных предметов.

 

       IX.Для повышения  самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми: не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.д.

                                                                            Раздел 3

                                  Насколько вы готовы быть родителями школьника.

   Чтобы проверить, насколько вы готовы быть родителями школьника, предлагаю заполнить анкету (составлена А.Колеченко)

 

Верно ли утверждение …

ДА

НЕТ

1.Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других

детей.

 

 

2.Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других

детей.

 

 

3. На мой взгляд, четыре урока - непосильная нагрузка для

маленького ребёнка.

 

 

4.Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

 

 

5.Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

 

 

6.Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, считать и читать.

 

 

7.Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.

 

 

8.Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.

 

 

9.Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

 

 

10.Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.

 

 

11.Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить  ребёнка.

 

 

12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.

 

 

13. Мой малыш, по-моему, значительнее слабее своих сверстников.

 

 

14.Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.

 

 

15.Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»

 

 

                                                                              Всего

 

 

Сосчитайте количество положительных ответов.

   Если ответов «ДА»  4 или менее – у вас все  основания с оптимизмом ждать 1 сентября - вы сами вполне готовы принять новую социальную роль вашего ребёнка.

   Если ответов «ДА»  5-10 –будьте готовы к возможным трудностям.

   Если ответов «ДА»   10 и более –подумайте над своими ответами ещё раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.

  Скоро вы станете родителями школьника. Это очень важная и интересная миссия. Вы сможете снова вспомнить свои школьные годы. Однако не забывайте, что ваш ребёнок учится в другое время, поэтому не стремитесь, чтобы период его обучения был повторением вашего.

  Радуйтесь вместе с ребёнком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и никогда не оставайтесь равнодушными- это залог успешного обучения в школе.

                      Литература:

1.Гаврина С.Е. , Кутявина Н.Л.  и др. Я готовлюсь к школе. Популярное пособие  для родителей. –Ярославль: Академия развития, 1996.

2.Агафонова И.Н. Экспресс –диагностика готовности к школе.-СПб.: СПбГУПМ, 1997.
3.Реан А.А, Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе.- СПб: Питер, 1998.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»