Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Преемственность музыкального воспитания
в детском саду и школе

Балащенко Людмила  Александровна

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы

воспитания детей в современном обществе. Приобщение детей к музыке – один из важнейших путей эстетического воспитания, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства человека, а через чувства – и на его отношения к окружающим явлениям.

В беседе с молодежью Д.Шостакович сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.»

Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране

Начинается с самого раннего возраста – в яслях, детском саду и продолжается в школе. Перед органами образования стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей.

Выполнение этой задачи во многом зависит от создания единой системы эстетического воспитания в первых звеньях народного образования – в детском саду и начальных классах школы. За период пребывания в дошкольном учреждении, т.е. к семи годам, дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития.

Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей.

Часто приходится слышать от учителей, что бывшие воспитанники детских садов плохо ведут себя на уроках, невнимательны. Думается, что одна из причин этого заключается в том, что поступая в школу из детского сада, ребенок имеет значительный запас знаний, умений, навыков, но зачастую учителя совершенно не принимают это во внимание, и детям заново преподносят все то, что они уже хорошо знают. Им становится скучно на уроках, они начинают шалить, а от этого страдают остальные дети, и класс в целом перестает радовать учителя. Это относится и к урокам музыки. Отсутствие должной связи, единой линии между дошкольным и школьным воспитанием существенно тормозит процесс интенсивного музыкально-эстетического воспитания детей.

Естественно возникает необходимость преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей подготовительной группы детского сада  и 1 класса школы.

Требование преемственности воспитательного процесса имеет научное обоснование в учении И.П.Павлова о динамическом  стереотипе. Согласно этому учению  вновь образуемая временная связь, или условный рефлекс, не только возникает в тесной связи с ранее образованными временными связями, но и качественно их перестраивает содействуя их дифференциации, обобщению, и составляет единую сложную систему. Поэтому в процессе развития ранее приобретенное не только не утрачивается, а, вступая в систему новых связей, укрепляется, обобщается и создает условия для быстрого образования новых рядов ассоциаций, которые составляют одну из основ умственной деятельности и создают условия для преемственности в развитии и углублении знаний.

Как известно, воспитание и развитие детей на каждой возрастной ступени имеет своеобразие, которое определяется задачами, содержанием, методами воспитания и обучения, возрастными особенностями детей. Вместе с тем каждая ступень преемственно включает в обобщенном виде то, что создано предшествующим этапом обучения. Важно и. то, что каждая ступень воспитания перспективно включает в себя элементы того нового, что характерно для последующей ступени. Поэтому, например, детский сад решая свои задачи музыкального воспитания, перспективно готовит детей к урокам музыки в школе, а школа преемственно принимает все то положительное, что приобрели дети в процессе музыкального воспитания в детском саду.

Анализ психологической и педагогической литературы по вопросам преемственности обучения и воспитания, наш опыт работы позволяет предположительно рассматривать преемственность музыкального воспитания детей 6-8 лет как: систематичность расположения музыкально-педагогического материала; взаимодействие старых (имеющихся) и новых знаний, умений , навыков; последовательность роста педагогических требований ко всему учебно-воспитательному процессу ( и в детском саду и в школе).

Сложность и многогранность процесса музыкально- эстетического воспитания и развития предполагает наличие разных путей осуществления преемственности. Мы выделяем здесь, на наш взгляд, основной вопрос, который определяет музыкальное воспитание и развитие ребенка. Это вопрос о развитии музыкальности детей 6-8 лет в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности.

Основные перспективные линии преемственности мы предполагаем устанавливать и рассматривать в процессе обучения на музыкальных занятиях в детском саду и на уроках музыки в 1 классе школы.

Необходимо подчеркнуть, что все разделы музыкально-воспитательной работы на занятиях (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения) тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в единстве. Но в данной работе мы сознательно вычленяем их с целью более детального анализа, выявления особенностей и значения каждого из них для наиболее интенсивного музыкально- эстетического воспитания и развития детей.

Музыкальное воспитание в детском саду и в школе – один из путей формирования гармонически развитой  личности. Поэтому задачи музыкального воспитания детей находятся в единстве с нравственным, умственным, физическим и эстетическим воспитанием.

Выполнение этих задач будет наиболее успешным в том случае, если эта работа проходит в условиях систематического, целенаправленного воздействия педагога на детей в процессе их обучения.

В процессе обучения детей наиболее полно развиваются их музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, формируется художественный вкус. Так создаются возможности для более глубокого восприятия музыкальных произведений, лучшего исполнения их и воздействия музыки на детей.

Как показал наш опыт работы, преемственность задач, содержания, методов и приемов музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и в 1 классе школы создает благоприятные условия для интенсивного музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.

Преемственность в обучении пению на основе осознания звуковысотности и длительности звуков, понимания графической записи песен, приобщения детей к пению по нотам, систематического использования движений дает возможность добиться у всех детей этого возраста надлежащего развития музыкального слуха, в первую очередь навыка чистого интонирования.

Овладение детьми основными певческими навыками (дикция, дыхание, звукообразование, строй, ансамбль), конечно, в силу их возрастных

возможностей, способствует эмоциональному, выразительному и правильному пению. А это обеспечивает воспитательное воздействие песен на детей. Только качественное исполнение песни может доставить эстетическое наслаждение.

Преемственность песенного репертуара, использование игры на металлофоне и пение под аккомпанемент металлофона способствует широкому проникновению песни в быт ребенка. Коллективное пение сплачивает детей, повышает чувство ответственности друг за друга, они становятся более собранными, внимательными.

Преемственность в слушании музыки на основе расширения и углубления возможностей ее восприятия детьми 6-8 лет за счет повторного слушания  ознакомления с произведениями народной, классической и современной музыки развивает общую музыкальность детей, расширяет их музыкально-эстетический кругозор, формирует художественный вкус.

Повторное слушание некоторых музыкальных произведений из программы подготовительной группы детского сада в 1 классе школы способствует более глубокому осознанию музыки, ее характера, выразительных средств, обогащает музыкальные впечатления детей.

Преемственность в слушании музыки создает, таким образом, возможность более интенсивного развития музыкальных способностей. Дети более эмоционально воспринимают музыку, у них укрепляется любовь и интерес к ней.

Преемственность в использовании музыкально-ритмических движений как самостоятельного раздела и как вспомогательного средства при пении и слушании музыки способствует развитию у детей 6-8 лет эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков ее восприятия, слухового внимания, основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и музыкально-ритмического чувства.

Движения, сопровождающие пение, способствуют осознанию звуковысотности и длительности звуков, развивают мелодический слух детей 6-8 лет. Движения, сопровождающие слушание музыки, способствуют более глубокому осознанию художественного образа произведений, общего характера музыки, ее выразительных средств.

Использование музыкально-ритмических движений в хороводных песнях усиливает воспитательное воздействие произведений народного творчества, углубляет чувства, вызванные этими произведениями.

Участие в несложных массовых танцах способствует развитию у всех детей двигательно-ритмических навыков, развивает навыки коллективной музыкальной деятельности, согласованности движений.

Таким образом, преемственность музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и 1 классе школы является, на наш взгляд, основным условием наиболее интенсивного музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.

Систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей на основе преемственности способствовало их общему развитию и воспитанию.

У ребят более интенсивно развивалась память, мышление, чувства и воображение. Более осознанными стали и волевые качества учащихся – умение преодолевать трудности, целеустремленность, выдержка, работоспособность, дисциплинированность. Эти качества, по мнению учительницы, ведущий класс, помогали ребятам быстро ориентироваться в новом материале, применять имеющиеся знания, хорошо усваивать трудные разделы в процессе обучения.

Мы считаем, что последовательное и систематическое музыкальное воспитание детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста на основе преемственности способствует не только музыкальному, но и моральному и интеллектуальному их  развитию.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»