Конспект итогового логопедического занятия (подгототовительная группа)
Времена года
Цель : Проверка знаний и умений , приобретённых учебных навыков .
1. Производить анализ и синтез слогов , слов , читать схемы.
2. Свободно ориентироваться во временных представлениях.
3. Уметь читать и составлять схемы предложений .
4. Составлять описательные рассказы .
5. Умение логически мыслить.
6. Навыки чтения ,навыки счёта.
Оборудование : 4 мольберта , магнитофон , репродукции картин художников Левитана ,Остроухова ,Кугач , Пластова , Ракши , Шишкина , и т.д.
12 беретов 4 х цветов с эмблемой месяца и названием месяца, микрофон ,фланелеграф ,символы 4х солнц , синие и белые полоски разной длины, схемы слов , карточки с ребусами , фломастеры , чистые листы.
Ход занятия .
Организационный момент: ведущий объявляет , что сегодня необычное событие : между собой соревнуются 4 времени года. Выбирается жюри.
Узнай свою музыку.
Звучат отрывки из произведения П. И. Чайковского «Времена года.» Каждая команда входит под звучание соответствующей музыки : зима – весна – лето – осень. Члены команд – месяцы. Каждый ребенок – месяц представляет себя стихотворением из «Круглого года.» С. Я. Маршака.
Ведущий предлагает командам «окраситься» в свои цвета. Каждая команда под «свою» музыку надевает берет соответствующего цвета с надписью своего месяца.
Чтение схем.
Команды готовы. Логопед предлагает им занять места у мольбертов с соответствующей схемой
Логопед : как вы догадались ,что это ваше время года ?
Ребёнок : в слове зима 1ый звук мягкий согласный ,второй – гласный ,3ий звук твёрдый согласный а 4ый – гласный .
Логопед : две схемы одинаковые , как узнать что эта схема слова лето , чем они отличаются ?
Ребёнок : в слове зима звук «м» - звонкий , а в слове лето звук «т» - глухой.
Звуковой анализ слов.
Логопед : сейчас я буду показывать вам символы звуков ,а вы назовёте звук если он есть в вашем слове.
Ребёнок : в слове зима два гласных звука «и», «а»
Ребёнок : в слове зима звук «з» - согласный мягкий звонкий.
Ребёнок : в слове весна звук «с» - согласный твёрдый глухой .
Конкурс капитанов.
Капитан подбирает символ солнца ( ЗИМА- солнце без лучей , бледно – жёлтое ; ЛЕТО – солнце с длинными лучами , оранжевое и т. д.) и символы дня и ночи ( ЗИМА – длинная синяя полоска – длинная ночь ;короткая белая полоска – короткий день.)
Члены команды подбирают слова – эпитеты к своему солнцу ,каждый эпитет приносит балл команде.
Команда « ВЕСНА» - солнце ласковое ,тёплое ,нежное ,яркое , жёлтое.
Команда «ЛЕТО» - солнце жаркое , высокое , яркое ,слепящее ,оранжевое.
Команда «ОСЕНЬ» - солнце тёплое , неяркое ,жёлтое ,невысокое ,ласковое.
Команда «ЗИМА»- солнце неяркое . тусклое , холодное , низкое ,светло – жёлтое.
Жюри оглашает предварительные результаты стимулируя команды.
Конкурс «Где мы были мы не скажем ,а что делали покажем.» - составление предложений о сезонных явлениях и труде..
Команды ,неслышно для остальных , договариваются о том что они будут при помощи жестов ,движений и мимики показывать соответственно своему сезону. Остальные команды разгадывают пантомиму и отвечают. Засчитывается ответ составленный полным предложением.
Ребёнок: Зимой катаются на лыжах.
Ребёнок : Весной копают огород.
Ребёнок : Летом косят траву.
Ребёнок : Осенью собирают грибы.
Составление описательного рассказа по картине.
Конкурс экскурсоводов.
Все дети садятся на ковёр ,перед ними на мольберте выставлен пейзаж. Детям предлагается внимательно рассмотреть пейзаж. Тот ребёнок, который считает что на картине изображён его месяц , доказывает это .
Ребёнок: На картине сенокос – это июль .
Все дети узнали свои картины и захотели быть экскурсоводами.
Ребёнок с указкой в руках стоит перед мольбертом и начинает со слов: «Уважаемая публика , перед вами картина (читает название под картиной)
«Подснежники» художника (читает фамилию художника ) Ракши. Я предполагаю ,что изображён апрель месяц.Небо голубое.Снега почти нет он лежит только в тени,деревья стоят голые . На проталинах цветут подснежники. Рассказ составил Женя Евтодий.
Катя Вакуленчик составила рассказ по картине художника Пластова «Лето» На картине художника Пластова «Лето» изображён июнь месяц.Листва на деревьях тёмно – зелёная , на стволы и на деревья падают солнечные блики.В просветах между деревьями видно голубое небо. Трава высокая в ней много цветов : ромашки ,колокольчики. Над цветами летают бабочки , стрекозы.
Логопед: Многие художники, поэты, композиторы посвящали свои произведения природе, их фамилии мы узнаем если отгадаем ребусы (приложение).
Дети записывают отгадки на листочках и относят в жюри.
Команды выстраиваются в зависимости от номера месяца и замыкают круг – круглый год: Друг за другом ровным кругом мы идём за шагом шаг.
Никого не обгоняем , месяц месяцем сменяем.- Дети идут по кругу,логопед командует: месяцы остановитесь и в сезоны превратитесь.
Команды выстраиваются и выслушивают заключение жюри .
Члены жюри награждают детей, вручают подарки.