Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование познавательного интереса, мыслительной деятельности через экологическую тропинку

Савина Светлана Владимировна

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях.  Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края.

Поэтому я выбрала тему своей работы: «Формирование познавательного интереса, развитие мыслительной деятельности  через экологическую тропинку в разные времена года».

В своей работе  отмечаю, что  в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы  экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Необходимо познакомить детей с правилами поведения на природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать  системой поведенческих экологических умений, что является составной частью  экологической культуры личности.

Вопросами экологического воспитания важно начинать заниматься с раннего детства. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. Через экологическое воспитание формируются способности сосредотачивать внимание, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Экологическое воспитание в моей группе организованно так, что оно органично вписывается в повседневную жизнь детей: взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.

Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации.

В процессе экологического воспитания использую следующие виды деятельности:

  • -сюжетно-ролевые игры, отражающие различные события в природе;
  • - практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне;
  • -детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • -общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, действия по уходу;
  • - экспериментирование - практическая познавательная деятельность с объектами природы;
  • - речевая деятельность- обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова; наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность);
  • - просмотр книг, картин, телепередач природоведческого характера.

 

ЦЕЛЬ:  Создать условия  для развития экологической культуры дошкольников в процессе познавательной деятельности на прогулках, через экологическую  тропинку.

 

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1.Формирование у детей элементов экологического сознания.  Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны знания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

 

2.Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важным являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

 

3.Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют  поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

 

Для поддержания интереса детей к деятельности я использую:

  • - Рассматривание иллюстраций и пейзажных картин по временам года и беседы по ним;
  • - игры (дидактические развивающего характера, подвижные, сюжетные)
  • - беседы и разговоры на экологические темы, по их интересам;
  • - работа с моделями, мнемотаблицами, схемами для составления описательного рассказа.

Все игры и игровые упражнения направлены на развитие  познавательного

интереса, развитие мыслительной деятельности,  развитие речи.

1.« Грамматика в играх и картинках»- пособие содержит специально подобранный игровой материал, направленный на решение  взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи)

2.«Времена года»- наглядно дидактическое пособие. Дидактическая игра знакомит детей с изменениями, происходящими в природе. Развивает наблюдательность, речь, интерес к окружающему миру.

Такое пособие реализует несколько задач:

- Обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий;

- Развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;

- Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания.

- Формирование пространственно-временных представлений.

3.« Деревья нашего леса»- игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Ребенок учится узнавать и различать деревья, сравнивать и обобщать, развивает память,

формирует грамотную речь.

4.« Береги живое» - Через стихи и картинки игра обращает внимание детей на то, что надо беречь и любить природу. Развивает связную речь.

5. Сказка «Старик – Годовик». Формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»; Прививать любовь к русской литературе, воспитывать в детях бережное отношение к слову, русскому языку.

Таким образом, определяются образовательные и воспитательные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания;
  • привить начальные экологические навыки и умения (поведенческие, познавательные,  преобразовательные);
  • развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
  • сформировать чувства бережного отношения к природе.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»