Формирование познавательного интереса, мыслительной деятельности через экологическую тропинку
Савина Светлана Владимировна
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края.
Поэтому я выбрала тему своей работы: «Формирование познавательного интереса, развитие мыслительной деятельности через экологическую тропинку в разные времена года».
В своей работе отмечаю, что в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Необходимо познакомить детей с правилами поведения на природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.
Вопросами экологического воспитания важно начинать заниматься с раннего детства. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. Через экологическое воспитание формируются способности сосредотачивать внимание, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Экологическое воспитание в моей группе организованно так, что оно органично вписывается в повседневную жизнь детей: взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.
Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации.
В процессе экологического воспитания использую следующие виды деятельности:
- -сюжетно-ролевые игры, отражающие различные события в природе;
- - практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне;
- -детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- -общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, действия по уходу;
- - экспериментирование - практическая познавательная деятельность с объектами природы;
- - речевая деятельность- обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова; наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность);
- - просмотр книг, картин, телепередач природоведческого характера.
ЦЕЛЬ: Создать условия для развития экологической культуры дошкольников в процессе познавательной деятельности на прогулках, через экологическую тропинку.
Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:
1.Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны знания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
2.Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важным являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
3.Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.
Для поддержания интереса детей к деятельности я использую:
- - Рассматривание иллюстраций и пейзажных картин по временам года и беседы по ним;
- - игры (дидактические развивающего характера, подвижные, сюжетные)
- - беседы и разговоры на экологические темы, по их интересам;
- - работа с моделями, мнемотаблицами, схемами для составления описательного рассказа.
Все игры и игровые упражнения направлены на развитие познавательного
интереса, развитие мыслительной деятельности, развитие речи.
1.« Грамматика в играх и картинках»- пособие содержит специально подобранный игровой материал, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи)
2.«Времена года»- наглядно дидактическое пособие. Дидактическая игра знакомит детей с изменениями, происходящими в природе. Развивает наблюдательность, речь, интерес к окружающему миру.
Такое пособие реализует несколько задач:
- Обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий;
- Развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;
- Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания.
- Формирование пространственно-временных представлений.
3.« Деревья нашего леса»- игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Ребенок учится узнавать и различать деревья, сравнивать и обобщать, развивает память,
формирует грамотную речь.
4.« Береги живое» - Через стихи и картинки игра обращает внимание детей на то, что надо беречь и любить природу. Развивает связную речь.
5. Сказка «Старик – Годовик». Формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»; Прививать любовь к русской литературе, воспитывать в детях бережное отношение к слову, русскому языку.
Таким образом, определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения (поведенческие, познавательные, преобразовательные);
- развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
- сформировать чувства бережного отношения к природе.