Педагогическое просвещение родителей
Горлина Ирина Валерьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №127
Выборгского района Санкт-Петербурга
Стержнем педагогической культуры сегодня становится понимание разумной организации жизнедеятельности детей в семье. Образовательная деятельность в семье носит практический, прикладной характер, поэтому важно помочь родителям приобрести умения самого разнообразного характера: от умения организовать финансирование семейного быта до умения квалифицированно руководить развитием ребенка. В связи с этим вводятся новые формы педагогического просвещения родителей: университеты, лектории, практикумы, семинары, круглые столы, тренинги. В свою очередь такие формы настраивают и родителей и педагогов на обоюдное взаимодействие, т.е. на диалог.
Вопрос о специальной подготовке родителей назрел давно. Интерес представляют записи Священных книг христиан, индусов, магометан. Обоснование эти мысли получили в работах великих педагогов (практиков и теоретиков). Я.А.Коменски в книге «Материнская школа» предложил первую программу подготовки матерей к образованию маленьких детей. Связь между семейным воспитанием и подготовленностью родителей подчеркивали. Связь между семейным воспитанием и подготовленностью родителей подчеркивали Ж.-Ж Руссо. И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен. Н.А. Добролюбов, К.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев. Практическую попытку подготовки матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель.
Педагогическое просвещение родителей — одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Закон РФ «Об образовании» (статья 18, пункт 5) гласит: «Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому».
Участие в повышении педагогической культуры населения — профессиональная обязанность каждого педагога. Однако, как показывает анализ практической ситуации, в истекшее десятилетие дошкольные учреждения не выполняли в полной мере стоящую перед ними задачу повышения педагогической культуры населения.
Причины:
1. Изобилие популярной литературы соответствующей тематики.
2. Конкуренция средств массовой информации, например издание педагогических популярных журналов, которые специально адресованы семье: «Наш малыш», «Няня», «Домашнее воспитание» и др.
При этом игнорируются два важных обстоятельства. Во-первых, органам системы образования следует выделить строку финансирования соответствующей деятельности. Во-вторых, нельзя забывать о целевой направленности работы дошкольных учреждений в этой области. СМИ никогда не в состоянии заменить представителей системы образования по той простой причине, что эффективность педагогического просвещения зависит от понимания конкретной семьи. Следовательно, она зависит от правильною подбора содержания и форм работы с родителями. В одних случаях нужны разовые мощные консультации признанного специалиста, в других — консилиум специалистов, в третьих — налаженная система лекций, тренингов, круглых столов, педагогических игр. Важным преимуществом просвещения родителей и попечителей органами системы образования служит оперативная обратная связь. В отличие от телефона доверия педагог конкретного дошкольного образовательного учреждения несет значительно большую ответственность за разговор о будущем ребенка. Он может вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими педагогических знаний, в случае надобности — скорректировать отдельные представления. У педагога, представляющего конкретное образовательное учреждение, возникает возможность повлиять на мотивы воспитательной деятельности родителей, пробудить педагогическую рефлексию и позитивные изменения моральной позиции в целом.
В этой связи особое значение приобретают антропологические знания особенностей возрастного и индивидуально-типологического развития ребенка, понимание закономерностей и принципов воспитания и обучения.
Современные формы работы с одной семьей или обмена живым практическим опытом 3—4 семей могут быть органично дополнены традиционными формами повышения общей и педагогической культуры родителей: родительские собрания, семинары-практикумы, дни открытых дверей, родительские конференции. В качестве актуального направления можно избрать вопросы права, бюджета, преодоления стрессов, питания, духовного единения.
Не потеряли актуальности такие формы пропаганды педагогической литературы, как традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг, заседания дискуссионного клуба, информация на стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании.
Но, к сожалению, очень часто, родители не прислушиваются к мнению педагогов и считают, что именно они знают как именно нужно воспитывать, развивать и обучать своего ребенка. Зачастую позиция родителей в этих вопросах пассивная, а значит губительная. Педагогу приходится приложить не мало усилий, чтобы наладить взаимоотношения с родителями воспитанников в форме диалога. Такой диалог возможен.