Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогическое просвещение родителей

Горлина Ирина Валерьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №127
Выборгского района Санкт-Петербурга

Стержнем педагогической культуры сегодня становится понимание разумной организации жизнедеятельности детей в семье. Образовательная деятельность в семье носит практический, прикладной характер, поэтому важно помочь родителям приобрести умения самого разнообразного характера: от умения организовать финансирование семейного быта до умения квалифицированно руководить развитием ребенка. В связи с этим вводятся новые формы педагогического просвещения родителей: университеты, лектории, практикумы, семинары, круглые столы, тренинги. В свою очередь такие формы настраивают и родителей и педагогов на обоюдное взаимодействие, т.е. на диалог.

Вопрос о специальной подготовке родителей назрел давно. Интерес представляют записи Священных книг христиан, индусов, магометан. Обоснование эти мысли получили в работах великих педагогов (практиков и теоретиков). Я.А.Коменски в книге «Материнская школа»  предложил первую программу подготовки матерей к образованию маленьких детей. Связь между семейным воспитанием и подготовленностью родителей подчеркивали. Связь между семей­ным воспитанием и подготовленностью родителей подчеркивали Ж.-Ж Руссо. И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен. Н.А. Добролюбов, К.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев. Практическую попытку подготовки матерей к воспитательной дея­тельности сделал Ф. Фребель.

Педагогическое просвещение родителей — одно из на­правлений деятельности дошкольного учреждения. Закон РФ «Об образовании» (статья 18, пункт 5) гласит: «Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагности­ческую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому».

Участие в повышении педагогической культуры населения — профессиональная обязанность каждого педагога. Однако, как по­казывает анализ практической ситуации, в истекшее десятилетие дошкольные учреждения не выполняли в полной мере стоящую пе­ред ними задачу повышения педагогической культуры населения.

Причины:

1. Изобилие популярной литературы соответствующей тематики.

2. Конкуренция средств массовой информации, например издание педагогических популярных журналов, которые специаль­но адресованы семье: «Наш малыш», «Няня», «Домашнее воспита­ние» и др.

При этом игнорируются два важных обстоятельства. Во-пер­вых, органам системы образования следует выделить строку финан­сирования соответствующей деятельности. Во-вторых, нельзя забы­вать о целевой направленности работы дошкольных учреждений в этой области. СМИ никогда не в состоянии заменить представителей системы образования по той простой причине, что эффективность педагогического просвещения зависит от понима­ния конкретной семьи. Следовательно, она зависит от правильною подбора содержания и форм работы с родителями. В одних случаях нужны разовые мощные консультации признанного специалиста, в других — консилиум специалистов, в третьих — налаженная систе­ма лекций, тренингов, круглых столов, педагогических игр. Важ­ным преимуществом просвещения родителей и попечителей органа­ми системы образования служит оперативная обратная связь. В от­личие от телефона доверия педагог конкретного дошкольного образовательного учреждения несет значительно большую ответственность за разго­вор о будущем ребенка. Он может вовлечь родителей в диалог, выя­вить степень осознания ими педагогических знаний, в случае надоб­ности — скорректировать отдельные представления. У педагога, представляющего конкретное образовательное учреждение, возникает воз­можность повлиять на мотивы воспитательной деятельности роди­телей, пробудить педагогическую рефлексию и позитивные измене­ния моральной позиции в целом.

В этой связи особое значение приобретают антропологические знания особенностей возрастного и индивидуально-типологическо­го развития ребенка, понимание закономерностей и принципов вос­питания и обучения.

Современные формы работы с одной семьей или обмена живым практическим опытом 3—4 семей могут быть органично дополнены традиционными   формами   повышения   общей   и   педагогической культуры родителей: родительские собрания, семинары-практику­мы, дни открытых дверей, родительские конференции. В качестве актуального направления можно избрать вопросы права, бюджета, преодоления стрессов, питания, духовного единения.

Не потеряли актуальности такие формы пропаганды педагоги­ческой литературы, как традиционные папки-передвижки, обсужде­ние отдельных книг, заседания дискуссионного клуба, информация на стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании.

Но, к сожалению, очень часто, родители не прислушиваются к мнению педагогов и считают, что именно они знают как именно нужно воспитывать, развивать и обучать своего ребенка. Зачастую позиция родителей в этих вопросах пассивная, а значит губительная. Педагогу приходится приложить не мало усилий, чтобы наладить взаимоотношения с родителями воспитанников в форме диалога. Такой диалог возможен.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»