Опыт определения планируемых педагогических образовательных результатов в компенсирующей группе
(образовательная область «Речевое развитие»)
Быстрова Л.Б., учитель-логопед;
Шакурова Г.В., старший воспитатель
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования включает в себя целевые ориентиры, которые не поддаются непосредственной оценке участниками образовательного процесса. Это приводит педагогов к необходимости использовать дополнительные критерии оценки развития детей для проведения педагогической диагностики и планирования образовательной деятельности. Такими критериями и диагностируемыми ориентирами могут стать планируемые результаты образовательной деятельности.
В группах компенсирующей направленности планируемые результаты образовательной деятельности для специалистов и воспитателей могут отличаться, в силу специфических коррекционных задач, решаемых специалистами и разных подходов к диагностике у специалистов и педагогов.
В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР базовой корреционно-развивающей областью становится образовательная область речевое развитие. Планируемые образовательные результаты в данной области у учителей-логопедов будут включать в себя в качестве основных специфические задачи по коррекции структурного компонента речи: фонетической, грамматической и лексической сторон речи и задачи по коррекции когнитивного компонента речевой деятельности (формирование способностей к элементарному осознанию языка и речи). В случае, если в штате группы компенсирующей направленности имеется учитель-дефектолог, исследование когнитивного компонента речевой деятельности проводится этим специалистом. В случае отсутствия учителя-дефектолога часть работы по изучению данного компонента речевой деятельности переходит к педагогу-психологу. Планируемые образовательные результаты в данной области у воспитателей групп компенсирующей направленности будут описывать функциональный компонент речевой деятельности (развитие связной речи – как основную задачу речевого развития для воспитателя коррекционной группы и развитие коммуникативной деятельности – как дополнительную задачу речевого развития, исследуемую в сотрудничестве с педагогом-психологом). В качестве дополнительного компонента, воспитатель анализирует проявления результатов коррекционной работы в свободной речи детей (например, исправляет ли ребенок в свободной речи искаженные звуки). Также воспитатель оценивает результаты освоения деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора. В процессе оценки воспитателем освоения деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора основное внимание уделяется проявлению детьми интереса к деятельности (эмоциональному отклику), их умению внимательно слушать произведение художественной литературы и фольклора.
В ходе первого года работы городской опытно-экспериментальной площадки в ГБДОУ детском саду № 25 Центрального района Санкт-Петербурга были выделены следующие планируемые педагогические результаты по образовательной области «Речевое развитие» для детей компенсирующей группы (дети с ТНР, ОНР).
Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
для детей компенсирующей группы (дети с ТНР, ОНР)
Критерии |
Конец раннего возраста |
Младший дошкольный возраст |
Средний дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
|
||||
|
|
Индикаторы |
|
||||||
Развитие речи. Развитие свободногобщениясо взрослыми и детьми |
1 |
Эмоционально откликается на обращенную к нему речь взрослого |
4 |
При поддержке и помощи взрослого осуществляет общение со взрослыми и сверстниками, при поддержке взрослого способен к замене звукоподражательных слов общеупотребительными, |
7 |
При поддержке и помощи взрослого участвует в обсуждении информации о предметах, явлениях и событиях, не выходящих за пределы их ближайшего окружения |
10 |
При поддержке и помощи взрослого вступает в диалог, откликается на обращенную речь, находит ассоциации на основе наглядных средств, исправляет искаженные звуки |
Этап поддержки |
2 |
Способен к звукоподражанию |
5 |
Способен к замене звукоподражательных слов общеупотребительными, способен выполнить небольшое словесное поручение |
8 |
Проявляет инициативу в общении, используя существительные, глаголы и наречия, способен отвечать на простые вопросы |
11 |
Проявляет инициативу в общении, используя простые распространенные предложения, находит ассоциации на основе личного опыта, самостоятельно исправляет неправильно произнесенные звуки. |
Этап самостоятельности |
|
3 |
Способен назвать знакомые предметы, игрушки, людей и обозначить действия (топ-топ; кап-кап и пр.) |
6 |
Способен понимать речь взрослого без наглядного подкрепления. Стремится самостоятельно обращаться с просьбой к взрослым и детям, высказывать свои предпочтения и желания |
9 |
Проявляет инициативу в общении, используя существительные, глаголы , наречия, прилагательные, словосочетания и простые нераспространенные предложения. Способен рассказать об изображенном на картинке и о событии из личного опыта,
|
12 |
Проявляет инициативу в общении, демонстрируя навыки диалогической речи, используя простые и сложные распространенные предложения. Проявляет инициативу в пересказывании небольших историй, употребляет вежливые слова |
Этап инициативности и творчества |
|
Критерии |
Конец раннего возраста |
Младший дошкольный возраст |
Средний дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
|
||||
|
|
Индикаторы |
|
||||||
Восприятие художественной литературы и фольклора |
1 |
Эмоционально откликается на короткие потешки и четверостишия с движением только при непосредственном индивидуальном контакте и участии взрослого |
4 |
При поддержке взрослого эмоционально откликается на небольшие ритмичные стихи и короткие сказки |
7 |
При поддержке и помощи взрослого способен слушать небольшие литературные произведения |
10 |
При поддержке и помощи взрослого способен слушать небольшое художественные произведения на основе наглядных средств |
Этап поддержки |
2 |
Эмоционально откликается на знакомые потешки и четверостишия с движением при прослушивании |
5 |
Выражает радость в процессе восприятия знакомого литературного произведения |
8 |
Проявляет инициативу в рассматривании иллюстраций книг |
11 |
Проявляет инициативу в желании прослушать художественное произведение |
Этап самостоятельности |
|
3 |
Стремится, договаривая с движением, воспроизвести короткие стихи, интересные потешки. |
6 |
Проявляет инициативу в воспроизведении коротких стихов на основе наглядных средств, выражает радость при воспроизведении |
9 |
Проявляет инициативу в желании прослушать знакомое художественное произведение |
12 |
Проявляет желание самостоятельно читать небольшие иллюстрированные рассказы (комиксов) |
Этап инициативности и творчества |
Анализ планируемых результатов по образовательной области «Речевое развитие» для детей компенсирующей группы (дети с ТНР, ОНР) показывает, что ребенок группы компенсирующей направленности отстает в освоении данной области от сверстников из групп общеразвивающей направленности примерно на один год. Отличием образовательных результатов групп компенсирующей направленности также становится повышенное внимание детей к произносительной стороне речи (дети старшего возраста активно реагируют на ошибки сверстников и взрослых, утрируют произнесение «поставленных» в ходе коррекционной работы звуков, что нередко препятствует художественной выразительности произносимых ими текстов). Их интерес к чтению художественных произведений слабее, чем у сверстников из общеразвивающих групп, им труднее сосредоточить свое внимание на читаемом вслух произведении, часто они неправильно понимают смысл читаемого из-за нарушений фонетического слуха. Образовательная область «Речевое развитие» становится главенствующей на группах компенсирующей направленности, вследствие чего образовательные задачи по данной области решают все специалисты и педагоги, работающие на данном виде групп.
м