Использование конструирования
в развитии речи детей
Баранова Ольга Владиславовна,
ГБДОУ №20 Санкт-Петербурга
Основная задача логопедической работы – коррекция речи, всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя.
Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течении года логопедом совместно с воспитателями, которые широко используют на практике конструирование.
Конструирование, или элементы конструирования, могут быть использованы в самых различных направления коррекционной работы: в развитии зрительного и слухового внимания, мелкой моторики, в совершенствовании пространственных представлений, в развитии грамматического строя речи, а значит и увеличении словарного запаса детей.
Можно использовать элементы конструирования для решения логопедических задач.
Например, для развития понимания сложных грамматических конструкций, выраженных предлогами и наречиями, детям предлагается расположить элементы конструктора по инструкции
«Положи синий кубик на красный,
жёлтый поставь между зелёным и синим,
а белый положи справа от зелёного».
Вербализация действия, совершённого ребёнком, необходима для закрепления в речи соответствия данного предлога той пространственной манипуляции, которую совершает ребёнок.
После соотнесения действия со словом для него каждый предлог или наречие имеют определённое значение: «за» – это «за», «перед» -- это «перед», «справа» -- это «справа». Поэтому воспитатель просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения.
Для развития пространственных представлений используются и другие виды конструирования: оригами, аппликация, и др.
При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий.
Часто дети понимают эти значения, но в собственной речи пользуются лишь словами «большой – маленький», поэтому в конструктивной деятельности используется описательный элемент, например, сравнение двух построек.
Конструирование можно использовать и для создания сюжетно-ролевых игр с постройками, где можно широко использовать самые различные грамматические конструкции, например, приставочные глаголы: машина к дому подъехала, за дом заехала, дом объехала и так далее по сюжету.
Речь – результат развития и взаимодействия различных психических функций, в том числе слухового внимания и слухоречевой памяти. Для их развития и логопед, и воспитатель, могут использовать многоступенчатую инструкцию: «Саша, положи перед собой синий кубик, справа от него поставь зелёный конус, а жёлтый кирпичик отдай Даше».
Мелкая моторика тесно связана с развитием речи, поэтому конструирование из мелких деталей широко используется при коррекции речи: мелкий конструктор LEGO, мозаика, воспроизведение плоских фигур и орнаментов из счетных палочек.
Таким образом, конструирование является важным видом деятельности детей дошкольного возраста, но для развития устной речи - и грамматического строя, и словарного запаса - важны не только манипуляции, но и оречевление совершаемых действий.