Учебно-методическая разработка
Уляшова Елена Егоровна
воспитатель ГБДОУ №10
Калининского района Санкт- Петербурга
Развитие речевого (фонематического) слуха ребенка.
Игры на развитие речевого слуха
На занятиях по обучению грамоте и чтению, дети учатся слышать звуки в слове, определять их место в слове, их количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность ребенка вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.
На занятиях можно использовать звуковую символику. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которым дети четко усваивают разницу между звуком и буквой, легче овладевают навыками соединения звуков в слоге (н-р: звук [а] обозначается картинкой, где изображена девочка Аня).
У ребят возникают затруднения в умении слышать звук и определять его место в слове. Для решения этой задачи на занятиях можно использовать разнообразные речевые игры:
1) Игра «Любопытный».
Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука н-р: [Б].
- Где был? - На балконе.
- Кого видел? - Бульдога.
- Куда собираешься? - В булочную.
- Что будешь покупать? - Баранки и т.д.
2) Игра «Загадай любимую игрушку».
Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М'- А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т.д.
3) Игра «соревнование».
Правила: воспитатель называет любой звук и спрашивает
а) кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?
б) кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?
4) Детская игра «Кто больше?» (или «Подбери слова по схеме»).
Правила: Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале).
Заданный звук изображен с помощью условной картинки (картинка, где изображено, как свистит насос).
Воспитатель предлагает подобрать слова к этой схеме (сахар, слон, сушка).
Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. За правильный ответ - фишка. В конце игры выбирает победителя. Аналогично, играете с другими звуками.
5) Игра « Добавь звук».
Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:
вол - волк
рыба - рыбак
завтра - завтрак
пар - парк
Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор - сорт и т.д
6) Игра « Отними звук».
Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех
гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д.
7) Игра « Вставь пропущенный звук».
Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так, чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:
Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.
Или звук [Р] :
Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.
8) Д/игра « Угадай какое слово».
Правила: дети на слух составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов (или по первым, вторым, последним звукам в название картинок). Например:
ворона - [В]
ракета - [Р]
астра - [А]
чайка - [Ч']
огонь - [О]
арбуз - [А]
бак - [Б]
очки - [О]
нос - [Н]
кенгуру - [К]
волк - [В]
9) Детская игра «Звучащий поезд».
Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.
Правила: воспитатель показывает картинку, например: слона и предлагает ребенку определить, в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.
10) Детская игра « Одень слово».
Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.
Ребёнку предлагается картинка, например: мак. А также: карточка, которая разделена на столько частей, сколько звуков в слове; и красные, синие, зелёные квадратики, которые обозначают акустические характеристики звуков. Нужно выложить разноцветные квадратики так, чтобы они соответствовали звукам в названии картинки и объяснить свой выбор.
Например:
М К
синий красный синий
твердый твердый
согл. звук согл.
гласный звук
звук
Для закрепления умения детьми слышать заданный звук и определять его место в слове можно использовать также речевые игры:
· «Назови первый звук в слове».
· «Назови последний звук в слове».
«Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова».
· «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш).
· «Какой звук потерялся».
Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит, какое слово было произнесено неправильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян. Например: В небе летит ... амолёт.
В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.
· «Цепочка слов».
Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.
При совместной работе воспитателя и родителей можно добиться наибольших успехов в подготовке ребенка к обучению в школе.