Развитие речи детей дошкольного возраста
Обучение пересказу
Иванова Татьяна Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 95
компенсирующего вида Калининского района
Санкт-Петербурга
Много лет отработав с детьми в детском саду, я обратила внимание, что в последние годы речь детей становиться менее выразительной, немногословной, бедной по содержанию, т.к. компьютеры, телевидение заменили речевое общение.
Как повлиять на развитие речи детей? Умение связно говорить развивается путем систематического обучения на занятиях.
Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Дети усваивают нормы построения предложений и целого текста.
В своей работе я использую следующие приемы при обучении пересказу:
üГрафические схемы.
üИллюстрации к рассказам.
üДетские рисунки и схемы.
üПридумывание детьми названия сказки (рассказа).
üЛексико-грамматические упражнения.
üЗагадки.
üБеседы по содержанию произведения.
Пересказывают дети произведение и целиком, и по частям, с использованием элементов драматизации, по цепочки. Детям нравится, когда они выбирают партнера, который продолжает его рассказ. Я напоминаю, чтобы ребенок узнал у товарища, согласится ли он рассказывать вместе с ним.
Рассказы детей записываю в тетрадь, чтобы успехам детей могли порадоваться родители.
Пересказ рассказа Василия Бирюкова «Поющий букет» с наглядной опорой в виде графических схем.
«Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:
- Ой, какой хороший! Сорву его.
Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.
И вдруг услышала жужжание:
- Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Тут люди ж-живут.
- Букет жужжит и поет, - удивилась Наташа.
Осмотрела весь букет, ничего не нашла.
- Чудно. Никого нет, а поет.
Ещё раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.
- Вот почему букет пел.
Взяла жучка и выпустила на волю».
Настя: «Девочка Наташа шла по лугу. Собирала букет. Увидела колокольчик, обрадовалась;
- Ой, какой хороший! Сорву его.
Принесла букет с водой и поставила в банку с водой. Стоит, любуется. Вдруг букет зажужжал:
- Куда я попал? Тут люди живут.
Осмотрела Наташа букет, никого не нашла. Ещё раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит. Выпустила Наташа жучка на волю».
Лаврик: «Шла девочка Наташа. Собирала цветы. Увидела колокольчик. Обрадовалась. Сорвала его, набрала много разных цветов и поставила в банку с водой.
Она услышала жужжание:
- Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал?
Девочка Наташа поискала, ничего не нашла.
- Чудно. Ничего нет, а разговаривает.
Взглянула в колокольчик, а там жучок. Взяла жучка и наружу выпустила».
Катя: «Девочка шла по лугу и собирала цветы. И сказала: «Я его сорву».
А потом много цветов набрала, пришла домой и поставила в большую вазу. А потом она услышала, что цветы жужжат.
А там жук сидел.
- Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Там люди живут.
А потом она заглянула в колокольчик. Увидела жука, взяла его в руки и отпустила на волю».
Пересказ сказки «Сорока»
Попал зайчонок в капкан. Прищемил лапку, и выбраться не может. Стал зверей на помощь звать, да только далеко все и не слышат зайчонка. В ту пору пролетала рядом сорока. Увидела, в какую беду попал малыш, и стала созывать зверей на выручку. Летает по лесу, трещит громко, всякому слышно. Пришли звери, выручили зайчонка из беды и поблагодарили сороку. С тех пор летает она по лесу и рассказывает зверям и птицам о том, что произошло в лесу. От неё все новости узнать можно. Сороку так и прозвали – «лесная газета».
Лёня: Зайчик попал в капкан. Он прищемил лапку, и начал звать он зверей. Кричал-кричал, но звери были очень-очень далеко. Но мимо пролетала сорока и увидела, как зайчонок попал в беду. И стала она звать тоже зверей. Она стала громко-громко стрекотать. И звери пришли и выручили зайчика, и сороку стали звать «лесная газета», потому что она новости на хвосте несет.
Настя: Маленький зайчонок попал в капкан. Стал он созывать зверей, но все были далеко и не услышали маленького зайчонка. А мимо пролетала сорока. Увидела, в какую беду попал маленький малыш, и стала созывать всех зверей на выручку. Помогли ему звери и стали сороку называть: сорока – лесная газета.
Стас: Зайчонок бежал по лесу и попал в капкан. Звал зверей, а они были далеко. Пролетала мимо сорока и увидела зайчонка, что он попал в капкан. Сорока начала звать зверей. Звери помогли зайчонку выбраться из капкана. Они назвали сороку «лесная газета», потому что она носит на хвосте новости.
Слава: Зайчонок прыгал по лесу и попал в капкан, прищемил свою любимую ножку. Он стал на помощь звать зверей, но они были далеко. Мимо пролетала сорока. Она услышала и увидела, как зайчонок попал в большую беду. Она стала громко стрекотать, звери пришли и выручили зайчонка, и прозвали её «лесная газета», потому что она новости на хвосте разносит.