Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Гусельникова Елена Юрьевна
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно
иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель
Адаптация ребенка к школьному обучению обусловлена многими факторами: социальным окружением, взаимоотношениями со сверстниками, учителями, успешностью обучения, адекватной самооценкой. В процессе коммуникаций ребенку приходится общаться с окружающими людьми посредством речевого взаимодействия. И вот здесь на первый план выходит овладение языком для эффективной социальной адаптации.
Речевое общение способствует активному восприятию речи, обращенной к ребенку во время социальных контактов. В процессе речевого общения происходит активизация ведущих познавательных процессов, стабилизация эмоциональной сферы ребенка. Для этого ребенку необходимо не только понимать обращенную к нему речь, но самому иметь развитую речь, не отягощенную фонетико-фонематическим недоразвитием и представленную грамотными речевыми конструкциями.
В этой связи можно отметить, что в первый класс часто приходят дети, нуждающиеся в логопедической помощи по причине различных речевых нарушений, сопровождающихся диапазоном речевого недоразвития: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи.
В настоящее время существуют определенные критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению, предъявляемые к языку как основному средству общения. Рассмотрим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Зачастую у первоклассников выявляются отклонения фонематического и лексико-грамматического развития различной степени выраженности, а это качественно влияет на весь ход учебного процесса. Задачей логопеда на данном этапе является работа с ребенком, направленная на устранение речевых дефектов. При освоении школьных общеобразовательных программ одним из направлений логопедической работы будет являться устранение речевых дефектов, а также развитие устной и письменной речи ребенка.
Для решения вышеобозначенных задач логопеду необходимо создать ребенку предпосылки для успешного обучения в школе посредством эффективной организации логопедических занятий. Логопед не должен перегружать ребенка с отклонениями в речевом развитии дополнительным программным материалом, поскольку программа обучения для начальных классов и так характеризуется насыщенностью и новизной применительно к каждому конкретному ребенку. Необходимо осознавать, что усвоение данной программы зачастую сложно для детей с нормальной речью, а для детей с отклонениями в речевом развитии она представляет особенную трудность.
Первоклассник, имеющий речевые отклонения, как правило, до момента поступления в школу не испытывает особых затруднений при общении с родителями либо сверстниками. В семье родители в любом случае понимают ребенка при всем разнообразии дефектов речи. Однако по мере расширения контактов и особенно при поступлении в школу, к ребенку начинают предъявляться совершенно особые требования, диктующие необходимость доведения речи если не до совершенства, то хотя бы до нормальных стандартов младшего школьного возраста.
Ребенку необходимо овладевать полноценной речью и по причине того, что неразвитая речь препятствует полноценной социализации и адаптации к школьной среде. В период поступления в школу интенсивно расширяется круг общения, приоритетными участниками общения начинают выступать уже не родители и значимые близкие, а сверстники, поэтому ребенку требуется полноценно владеть речью для общения с одноклассниками.
Еще одной проблемой, в значительной степени способствующей школьной дезадаптации ребенка по причине несовершенства речевых навыков является школьная неуспеваемость, обусловленная дисграфией и дислексией. Для правильного соотнесения звуков и букв необходимо устранять и недостатки звукопроизношения, вызванные отклонениями в развитии устной речи. Такие дети характеризуются большим количеством орфографических и синтаксических ошибок при овладении письмом.
На усвоение школьной программы большое влияние оказывает наличие у ребенка фонематических и лексико-грамматических нарушений речевого развития. Ликвидировать подобные проблемы можно лишь посредством привлечения логопеда, который будет в процессе коррекционной работы исправлять дефекты речевого развития ребенка. Огромное значение для успешности данной работы приобретает в настоящее время совместно организованная деятельность логопедов и родителей ребенка. Родители в этом аспекте рассматриваются в качестве основных участников процесса коррекции, способствующих позитивному настрою ребенка на проводимую с ним коррекционную деятельность. Именно благодаря сотрудничеству родителей деятельность педагога по предотвращению трудностей общения и школьной неуспеваемости будет эффективной. Родители имеют возможность ежедневно закреплять формируемые речевые навыки в домашних условиях.
Так же и логопеду в процессе коррекционной работы с ребенком необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. На практике часто происходит так, что не исправленные вовремя в дошкольном детстве недостатки речи в процессе адаптации к школьному обучению начинают активизироваться под влиянием насмешек сверстников-одноклассников, систематических замечаний учителя, совершаемых ошибок при изучении грамматики. Ребенок в такой ситуации начинает замыкаться, отказываться принимать участие в общественных акциях. Критические замечания и предъявляемые требования со стороны сверстников и учителя только еще более усугубляют ситуацию.
Ребенок начинает экстренно нуждаться в специализированной помощи. И тут на помощь и приходит логопед, задача которого - в обеспечении преодоления ребенком речевых нарушений. Именно логопеду принадлежит одна из главных ролей в школьной адаптации ребенка, поскольку посредством организуемых коррекционных занятий у ребенка не только преодолеваются речевые недостатки, но и формируются положительная мотивация к учебе и уверенность в своих силах.
Логопеду необходимо таким образом проводить занятия, чтобы ребенок испытывал удовольствие и интерес к речевым упражнениям. Логопед должен так демонстрировать методики произнесения определенных звуков, чтобы выработать у ребенка познавательную активность, инициативность и стремление к достижению результата. Ребенок должен формировать ребенка речевые стереотипы, служащие фундаментальной основой для самостоятельного построения ребенком стилистически грамотных речевых конструкций. Таким образом, логопеду принадлежит роль в создании вокруг ребенка коррекционно-развивающего пространства, способствующего эффективной адаптации ребенка в школьном микросоциуме.
При изучении роли логопедической службы в соответствии со стандартами нового поколения (начальной школы), необходимо отдельно остановиться на реализации универсальных учебных действий ребенка. Применительно к устранению речевых нарушений ребенка ведущим видом деятельности выступают коммуникативные действия. В основе логопедической работы лежит ориентация не на сумму имеющихся знаний, а на личность самого ребенка.
В условиях реализации ФГОС коррекционная логопедическая деятельность основывается на следующих принципах:
1. единство диагностики и коррекции;
2. деятельностный принцип коррекции. Основными направлениями становится тренировка правильного звукопроизношения, закрепление лексико-грамматических категорий в инновационных формах, развитие связной речи, закрепление навыков коммуникативного взаимодействия;
3. учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
4. комплексность методов психологического воздействия в обучении детей с ОНР (методы игровой коррекции, рисование крупами, пальчиковая гимнастика и т.д.);
5. активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком (консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков ребенка, результативности коррекционной работы, закрепления результатов в домашних условиях).
Одной из главных составляющих ФГОС является акцентуация на развитие речи младших школьников, для чего необходимо ориентироваться на использование метапредметных связей в процессе коррекционной работы со школьниками.
Как правило, школьники с общим недоразвитием речи характеризуются определенными речевыми сложностями и психологическими особенностями, которые препятствуют формированию у них универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что они недостаточно понимают учебные задания и указания учителя, испытывают трудности в овладении учебной терминологией, испытывают затруднения при формулировке собственных мыслей, имеют достаточно бедный словарный запас.
В соответствии с этим для обеспечения эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, необходимо придерживаться комплексного воздействия на речь и личность школьника. Это достигается посредством привлечения специалистов разного профиля, однако ведущая роль отводится логопеду.
В настоящее время в современной коррекционной педагогике все большее значение приобретают здоровьесберегающие технологии в логопедической деятельности, выступающие в качестве одного из перспективных направлений с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Данные методы применяются для достижения максимальных успехов в обучении при реализации цели преодоления и речевых недостатков, и общего оздоровления организма детей.
В качестве практических рекомендаций хотелось бы привести собственные результаты работы по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической работе. В профессии логопеда мне часто приходится работать с разными категориями детей с нарушениями речи, однако вне зависимости от дефекта речевого развития доказана эффективность применения упражнения, комбинирующих в своей структуре развитие концентрации и переключения внимания с одновременным обучением саморегуляции, активизации нервно-психических процессов и речевого дыхания. При работе с младшими школьниками, имеющими различные нарушения речи, мной выявлено, что из общего количества детей (15 человек), у 7 из них присутствует сочетание речевых дефектов с недостаточным развитием мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, восприятием цветов и оттенков.
При дальнейшем изучении детей выявилось, что дети характеризуются специфическими ошибками письменной речи, что требует незамедлительного вмешательства логопеда для предотвращения снижения успеваемости по другим предметам. На основании этих данных мной были использованы здоровьесберегающие технологии, среди которых приоритетными выступали следующие: сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, пальчиковая и корригирующая гимнастика, динамические паузы, игротерапия и т.д.
На фоне логопедической работы эти приемы не требовали от детей особых усилий, и, наоборот, способствовали одновременной коррекции речи и оздоровлению всего организма школьников. Обозначим основные используемые приемы:
1. Приемы психотерапии использовались для психотерапевтического воздействия на каждого конкретного ребенка. Данные приемы учитывали особенности личности детей, характер речевого нарушения. Коррекционная работа осуществлялась с помощью бесед, разъяснений, убеждений, внушения на мотивацию у ребенка преодоления недостатков речи.
2. Приемы и игротерапии. В работе я ориентировалась на элементы песочной терапии, при реализации которой часть учебного материала была перенесена на песок. В процессе работы у детей стабилизировался психоэмоциональный фон, происходило развитие мелкой моторики и тактильно-кинестетической чувствительности рук, создавались более гармоничные условия для развития речи и коммуникативных навыков. Кроме того, подобные приемы создают положительный настрой ребенка к логопедическим занятиям. Дети начинают ощущать свою успешность.
3. Приемы сказкотерапии использовались при работе с детьми с целью придания занятию сказочного сюжета для стимуляции познавательной активности ребенка. В результате происходило обогащение активного словаря детей, автоматизация поставленных звуков и использование их в речи. Совершенствовалась связная речь при помощи пересказов сказочного сюжета, придумывания ответов. Развивалась просодическая сторона речи посредством развития тембра, силы, темпа и выразительности голоса ребенка.
4. Приемы, направленные на ориентацию детей в пространстве. Для осуществления данной деятельности использовались конструирование и лепка, сопровождающиеся словесными обозначениями, адекватными действиям ребенка. Это способствовало активизации нервных процессов, внимания, кинестетической памяти.
5. Элементы дыхательной гимнастики - использовались для стимуляции мозговой активности, укрепления грудной клетки ребенка, развитии речевого дыхания, общей регуляции нервно-психических процессов. В этом аспекте мной проводилась работа по развитию силы, плавности и продолжительности выдоха. Проводилась одновременно работа по коррекции звукопроизношения детей.
6. Упражнения на итоговый самоконтроль и оценку результатов собственной деятельности.
В конце работы проводилась методика обследования речи, направленная на исследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры, активного словаря, грамматического строя речи и уровня связной речи на основании сравнительного анализа на начало и конец года.
Результаты исследования доказали эффективность применяемых технологий, почти все дети характеризовались значительными успехами в преодолении речевых недостатков. Выявилось значительное повышение у детей сформированности речевой деятельности.
Итак, речевые нарушения детей младшего школьного возраста, сопровождающиеся затруднениями в познавательных, регулятивных и коммуникативных навыках, влияют на процессы школьной адаптации, значительно осложняя его протекание. Проведенная работа по использованию здоровьесберегающих технологий на проводимых логопедических занятиях коррекционной направленности значительно способствовала активизации речевой активности детей, совершенствованию их речевых умений и навыков, снятию психологической напряженности, стимуляции познавательного интереса, концентрации внимания, развитию общей и артикуляционной моторики.
Таким образом, неоспоримым является вклад логопеда в речевую готовность ребенка к школьному обучению, и в целом к процессу школьной адаптации. В результате исчезновения страха и напряжения, формирования речевых и коммуникативных навыков более легче проходит адаптационный школьный период. Это доказывает необходимость разработки дальнейших разработок в коррекционно-развивающей деятельности школьного логопеда.
Учитель-логопед Гусельникова Елена Юрьевна