Методическая разработка
Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры
Шитова Людмила Юрьевна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ д/с №1 Санкт-Петербурга
Цель: Прививать любовь и интерес к народному творчеству. Воспитывать уважительное отношение к наследию русского народа.
Задачи:
Образовательные:
1. Приобщать детей и родителей к русскому фольклору;
2. Продолжать знакомить с русским устным народным творчеством, русскими народными инструментами ;
3. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений.
Развивающие:
4. Развивать умение под музыку выразительно петь, исполнять знакомые движения;
5. Умение согласовывать движения со словами;
6. Расширять сферу эмоциональных возможностей. Помочь избавиться от чувства скованности, укрепить уверенность в себе.
Воспитательные:
7. Воспитывать любовь и уважение к наследию русского народа.
Используемые технологии:
- педагогическая технология развития танцевального творчества старших дошкольников;
- педагогическая технология развития песенного творчества;
- педагогическая технология развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников и родителей в музыкально-игровых ситуациях;
- педагогическая технология эмоциональной отзывчивости.
Предварительная работа:
- рассматривание изделий народного прикладного искусства ;
- разучивание с детьми потешек, прибауток, русских народных игр, танцевальных движений ;
- участие детей и родителей в выставке по народному творчеству ;
- привлечение родителей к совместной музыкальной деятельности с детьми ;
Используемые материалы:
- дидактический: аудиозапись со звуками различных русских народных инструментов,картинки с изображением этих инструментов, русские народные костюмы, стилизованные образцы.
- раздаточный: русские народные инструменты.
Оборудование:
- мультимедийная установка, ноутбук, фортепиано, магнитофон.
Ход занятия:
(Родители входят в музыкальный зал и занимают заранее обозначенные центры. Дети входят в муз. зал. Звучит музыка «Деревенские страдания». )
Муз. руководитель:
- Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешевствие. Вы, наверно, знаете, что в нашем мире живёт очень много людей, они выглядят по-разному и говорят на разных языках. Но, когда отправляются в путешевствие, смотрят на карту и выбирают маршрут. Я предлагаю отправиться сегодня в русскую деревню. А на чём же мы поедем? А поедем мы на паровозике. Во время нашего путешевствия нам нужно будет выполнять определённые задания и в конце нас ждёт сюрприз.
(Дети выполняют упражнение «Паровоз». Прибывают на первую станцию Потешкино-Прибауткино).
Муз.руководитель:
-Вот мы и прибыли в первую деревню Потешкино-Прибауткино.
(Родители здороваются с детьми и предлагают отгадать весёлые, грустные и озорные потешки. Муз. руководитель предлагает исполнить знакомые попевки и потешки ).
Муз. руководитель:
-Для начала мы выполним упражнения на дыхание «Поезд».Дети, как звучит гудок паровоза? А если паровоз к нам приближается? А сейчас он уезжает далеко-далеко. (Дети распеваются на звуки "ууууу".)
Исполнение потешек «У Кота-Воркота» и прибаутки «Чуки-Чуки»
Муз. руководитель:
- Ребята, а кто мне скажет для чего мы поём прибаутки, потешки и маленькие песни.
(Ответы детей)
-Голос нужно беречь, развивать,чтобы петь, как настоящие артисты. Как вы думаете,наш голос готов,чтобы спеть песню?
(Ответы детей)
-Песню запеваем, дорогу каратаем. А украсим мы нашу песню, музыкальными инструментами.
Песня «Сысой».
(Родители хвалят детей и за это дают им матрёшку. )
Муз. руководитель:
-А мы отправляемся дальше, в деревню Угадайкино.
Упражнение поезд.
( В этой «деревне» детей встречают родители).
Игра «Угадай инструмент».
(На слайдах презентации появляются картинки инструментов: балалайки, гармони,свирели, гуслей и бубна.На фоне картинок звучит определённый инструмент , и дети угадывают его).
Родители:
- Молодцы, с заданием вы справились, получайте очередную матрёшку.
Муз. руководитель:
- А мы отправляемся дальше, в деревню Частушкино.
Упражнение «Поезд».
( В центре детей встречают родители).
Родители:
- Ребята, а вы знаете, что такое частушки?
(Ответы детей).
Родители:
- Маленькие, да удаленькие - говорят о частушках, потому что в них много юмора и остроумия. Появились они более 100 лет назад. Раньше их пели под весёлую гармошку. Нет такого человека, который не знал бы частушки. А хотите вы их послушать?
(Дети отвечают.)
Частушки.
Муз. руководитель:
- Ребята, а какие были частушки?
(Дети отвечают)
- Да, озорные, весёлые, зодорные; ноги сами пляшут,а руки приплясывают. Спасибо вам, за такие весёлые частушки. А мы отправляемся дальше, в деревню Танцулькино-Игрулькино.
Упражнение поезд.
Родители:
- Здравствуйте-здравствуйте. Готовы к следующему заданию? На Руси раньше знали очень много игр, танцев, хороводов. Чем вы меня порадуете?
Муз. руководитель:
- Наши дети знают много русских танцевальных движений. И сейчас вы в этом убедитесь.
Родители:
- Ну тогда вы в круг вставайте, танцевать все начинайте.
Танец в кругу.
Муз. руководитель:
- Как у наших у ворот собирается народ и ведёт свой хоровод.
Игра «Барин».
Родители:
- Молодцы ребята, вот вам за это ещё одна матрёшка.
Муз. руководитель:
- Наше путешествие подходит к концу, давайте сядем в круг и посмотрим сколько же у нас матрёшек. Мы с вами знаем, что матрёшка одна из самых популярных русских народных игрушек. С ней интересно играть. Давайте мы её сейчас соберём и покажем какая она у нас красавица. (Складывают одну в другую). Но у нас есть ещё одна матрёшка, она не простая,а с сюрпризом. Скажите ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями? А что вам понравилось и больше всего запомнилось?
(Дети отвечают)
- Матрёшку открываем-сюрприз получаем. Но это не последнее наше путешествие, мы обязательно ещё отправимся и будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством.