Формы работы с родителями
детей дошкольного возраста
Ершова Елена Сереевна
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление атрибутов. Родительские собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями. В праздничные дни мы проводим конкурсы на лучшую совместную поделку. Родители вместе с детьми делают ее дома.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на экскурсиях. Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Во всех длительных экскурсиях нас сопровождали родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.
Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях, проходящих в дни каникул. Ежегодно совместно с детьми из соседних детских садов воспитанники ДОУ принимают активное участие в спортивных праздниках “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Веселые старты”. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами на общих утренниках, собраниях.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения.