Занятие по изобразительной деятельности для детей старшей группы
с использованием элементов декоративного рисования
Профессия — художник
Лаврова Ирина Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 46
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: познакомить детей с профессией художника, формировать интерес к изобразительной деятельности и произведениям искусства, воспитывать любовь и уважение к труду художников.
Задачи:
художественно-эстетические
-
повторить жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, интерьер)
-
развивать творческие навыки
-
продолжать знакомить детей с декоративным рисованием
социализация
-
воспитывать любовь и уважение к труду мастеров, педагогов, других детей
познание
-
формировать представление детей о труде, о профессиях людей
-
расширение словаря детей за счет новых слов и терминов
музыка
- развивать образное восприятие, наблюдать взаимосвязь изображения и музыки
-
расширить возможности ассоциативного мышления
Материалы и оборудование:
демонстрационный
-
репродукции картин с изображениями, относящимися к разным жанрам живописи (перечислены выше)
-
таблицы с изображениями дымковских игрушек
-
таблица с элементами дымковской росписи
-
дымковские игрушки (козлик, олень)
-
лошадки из пластилина, изготовленные детьми заранее
-
диск с классической музыкой, диск с записью голосов птиц
оборудование
-
листы бумаги с изображением дымковской лошадки на каждого ребенка
-
гуашь
-
ватные палочки
-
фломастеры
Предварительная работа:
занятие о дымковской игрушке (включая лепку из пластилина дымковских лошадок)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о профессии людей, которые занимаются искусством, создают картины, художественные произведения — например, игрушки, посуду. Послушайте загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-триножник,
Потому что я... (художник).
Ребята, скажите, пожалуйста, кого мы называем художниками?
Ответы детей.
Воспитатель: профессия художника включает в себя различные виды и возможности. Каких художников вы знаете? Живописцы, портретисты, художники по костюмам в театре, художники-мультипликаторы, художники-иллюстраторы.
Давайте разберемся, кого изображают:
1) портретисты?
Людей, лицо человека или людей или человека в полный рост.
Следует показ репродукций с изображением портрета под музыкальные композиции с диска (классические арии), чтение стихов о портрете. Дети отмечают, что звучащая музыка сопровождается человеческим голосом, пением.
2) живописцы?
Природу, пейзажи — прекрасные виды природы в разное время года.
Следует показ репродукций с изображением пейзажей под звуки голосов птиц с диска, чтение стихов о пейзаже. Дети отмечают, что, рассматривая картины природы, они слышат пение птиц.
3) натюрмортисты?
Натюрморты — картины, где изображается предмет или предметы, например, фрукты, книги, вазы с цветами.
Следует показ репродукций с изображением натюрморта под музыкальное сопровождение, чтение стихов о натюрморте. Звучат быстрые фортепианные пьесы Шумана, напоминающие хоровод сменяющих друг друга предметов.
4) художники по интерьерам?
Внутреннее убранство помещений.
Следует показ репродукций с изображением внутреннего оформления зданий, чтение стихов. Звучит органная музыка Баха, ассоциирующаяся с отголосками в высоких сводах зданий.
Театральные художники являются одними из главных людей в театре. Невозможно представить себе спектакль, в котором эти мастера не приняли бы участия. Они занимаются оформлением сцены, продумывают детали, создают волшебный мир театра. Благодаря их работе для нас становится понятно, где разворачивается действие — внутри здания или на улице, днем или ночью, зимой или летом, в нашей стране или другой. Также в театре работают еще одни художники — по костюмам. Они придумывают и создают красочные костюмы для артистов, в которых те выступают на сцене. Так у нас создается впечатление о персонажах и их характерах.
Скажите, пожалуйста, ребята, где находятся картины, написанные художниками?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно. Часть картин, созданных художниками, хранится в специальных зданиях — музеях, картинных галереях, выставочных залах.
Чтобы создать картину, художнику нужно представить себе будущее произведение, как оно будет выглядеть, а затем подготовить нужный материал и сделать наброски. Художником становится тот, кто умеет хорошо рисовать, терпеливо трудится, внимателен к окружающему миру, подмечает его особенные детали. А какие инструменты использует художник?
Ответы детей.
Воспитатель: верно. А теперь послушаем загадки, которые нам задаст Саша (которая выучила их заранее).
Ребенок читает загадки.
Физкультминутка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают, —
Тихо засыпают.
Дети делают различные движения, напоминающие работу художника.
Воспитатель: сначала мы всегда рисуем с вами рисунок, а потом раскрашиваем его, делаем рисунок в цвете. Для вас загадка:
Вот тебе помощник деревянный
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует... (карандаш).
Молодцы, ребята! А теперь проходите на свои места, для вас уже все приготовлено, как для настоящих художников. Мы с вами будем расписывать лошадку дымковским узором. Вспомните, из чего делают дымковские игрушки? Какие цвета используют?
Ответы детей.
Гуашью с помощью ватных палочек дети раскрашивают своих лошадок, гриву — фломастером или цветным карандашом.
По окончании дети выбирают те рисунки, которые им нравятся больше всего, и проводится выставка лучших работ.
В заключении — закрепление изученного материала.
Проводится игра «Найди ошибку».
Воспитатель демонстрирует пейзаж и ставит музыку с классической арией (что олицетворяет собой портрет человека). Дети замечают ошибку и говорят, что перед ними — пейзаж, изображение природы, а не человека, поэтому должны звучать голоса птиц. И т.п. Воспитатель поочередно показывает изученные картины и ставит музыку, а дети выявляют несоответствие или подтверждают правильность, обосновывая свое мнение. Некоторые дети также рассказывают, с чем и почему у них имеются и другие ассоциации на изучаемую тему.
Список использованной литературы:
1. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества» М., 1995.
2. Т.Н.Доронова «Природа, искусство, изоб-я деятельность» М., 2008
3. Н.А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» 2007