Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание у дошкольника чувства собственного достоинства,
уважения к себе и окружающим его людям

Кузьменок Елена Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ№35 Московского района
Санкт-Петербурга

Всем педагогам известно, что в дошкольном возрасте ребёнку необходимо испытывать максимум положительных эмоций. Положительные эмоции, радость, уверенность в своих силах, благотворно сказываются на жизнедеятельность всего организма ребёнка. Очень многое зависит от взрослых людей, людей, которые сопровождают малыша, начиная ещё с дошкольного возраста. Чувства детей необходимо воспитывать! Невоспитанность, неразвитость, может привести к тому, что вырастет личность убогая, ничем не интересующаяся, бездушная. Согласитесь, нельзя заниматься только обучением ребёнка математике, чтению, письму. Немаловажное место в воспитании ребёнка должны занимать и воспитание у него чувство ответственности, уважение к окружающим, человечности. Всё это формируется во взаимоотношениях ребёнка со сверстниками, взрослыми. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ребёнка. Мы хотим, чтобы дети росли добрыми, честными, справедливыми, но очень часто дети путают такие понятия – «быть справедливым», «честным». Недавно я провела тест для детей - «Качества, которыми я обладаю», мне хотелось узнать, как дети умеют адекватно оценить себя, свои положительные качества. Каждый из детей получил набор цветных квадратиков, каждый цвет обозначал то, или иное качество ребёнка. Синий-вежливость, Зелёный-доброта, Красный-справедливость, Жёлтый-храбрость. Детям было предложено подумать, какими из этих качеств, по их мнению, они обладают, затем положить в свой, заранее приготовленный конверт с именем, цветной квадрат. Только один, из 18 детей положил в свой конверт один квадратик-зелёный, все остальные положили в свои конверты весь набор квадратиков. Позже я подзывала каждого из детей отдельно и просила доказать, почему он считает, что обладает всеми этими качествами. Ответы детей заставили задуматься: «Я же красивая», «Со мной всем весело», «я сильный». Что это, завышенная самооценка, или ребёнок к семи годам ещё не умеет адекватно оценивать себя? Очень часто я предлагаю детям обсудить какую-либо жизненную ситуацию, и прошу их поставить себя на место обиженной стороны, затем прошу рассказать детей о своей реакции на эту ситуацию. Все всегда на стороне обиженных, но если следишь в это время за эмоциями детей. Появляется повод для тревоги; один сидит и хихикает в кулачок, другая рассматривает свои туфельки и раскладывает подол своего платья красивыми складками на стуле. Все наши беседы происходят с опорой на литературные примеры, или случаи из личного опыта, ведь научить детей правильно оценивать свои поступки, своё поведение с поведением других-трудно, но необходимо. Так как же воспитать в дошкольнике чувство самоуважения, уважение к сверстникам и взрослым? Согласитесь, немаловажную роль в этом играет семья, близкие люди. К сожалению, не всегда идут из семьи положительные примеры. Иногда дети рассказывают о том, что происходит дома, особенно тогда, когда их, как им кажется, незаслуженно обидели или наказали: «Мама с папой поругались а кричали на меня», «мама сказала, что я дебил». О каком уважении или воспитании в ребёнке чувства собственного достоинства может идти речь? А бывает, невольно становлюсь свидетельницей таких диалогов между ребёнком и родителем, во время ухода ребёнка домой. Ребёнок радостно бежит к маме и кричит: - «Мама, посмотри какого я снеговика нарисовал!» Мама идёт, и вдруг я слышу: - «Господи, и это ты называешь снеговиком? Вон, посмотри у Кати какой красавец, и морковка вместо носа, а не сосулька, как у твоего снеговика» Выхожу в раздевалку и, увидев расстроенного человечка, начинаю взрослому человеку, маме, которая должна порадоваться успехам своего ребёнка, похвалить, ведь он так старался, говорить: - «Это самый необычный снеговик изо всех нарисованных снеговиков, у него, когда его лепили, хитрый зайчишка стащил морковку, вот и пришлось сосульку вместо носа поставить, зато такого носа у других снеговиков нет» Если ребёнку постоянно указывать на его ошибки, а не мягко говорить: - «Ничего, завтра попробуем ещё раз. И вот увидишь, у тебя всё получится!», он махнёт на себя рукой, перестанет верить в свои силы. Вот и возникают потом комплексы, отсутствие самоуважения. Надо чаще хвалить детей, ведь похвала – это такой стимул, да за неё можно горы свернуть. Да, похвала должна быть заслуженной, но иногда, особенно когда речь идёт о ребёнке застенчивом, робком, непопулярном, можно и схитрить: - «У тебя сегодня всё так здорово получилось», «Какие необычные слова ты нашёл чтобы описать Зиму!» и т. д. И если эта похвала ещё прозвучит в присутствии других детей… Одобрение взрослых помогает ребёнку преодолевать скованность, стеснительность. Зачастую, мы взрослые, бываем неправы, когда остаёмся равнодушными к какой-либо конфликтной ситуации, которая возникла между детьми – «Мне некогда», «Разбирайтесь сами». Да, детям нужно давать возможность научиться самостоятельно разбираться в конфликтах, но при этом держать эту ситуацию под контролем, чтобы успеть вовремя вмешаться и помочь. Усталость, раздражение, бывает всё, но мы взрослые и должны уметь контролировать свои слова и поступки. Высмеивать ребёнка при других, устраивать судилище, разбор чьих-то, пусть не совсем хороших поступков, недопустимо. Нужно ли у коллектива детей вызывать отрицательное отношение к провинившемуся ребёнку? Нельзя способствовать проявлению озлобленности у провинившегося ребёнка или чувства превосходства у других детей! Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности, все дети разные, есть шумные, активные, подвижные, громкие, конечно так хорошо когда все дети послушные – никаких проблем. Но мы- педагоги и должны понимать когда, и в каких случаях следует привлекать внимание всего коллектива детей (сознательное нарушение правил и норм поведения, когда ребёнок действительно зол и жесток), и в каких случаях этого делать не надо. Нам всем необходимо научиться видеть в ребёнке личность, уважать эту личность, учить детей быть добрыми, справедливыми, и тогда у ребёнка разовьётся чувство собственного достоинства, уважение к себе и окружающим его людям!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»