Статья
Формирование внимания у детей младшего школьного возраста
Бородина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №121 Санкт-Петербурга
В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт.
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определённые условия перестроечных процессов в сфере образования. Это создание новых типов школ, дифференциация и вариатизация учебных заведений, активное внедрение в практику авторских программ и учебников.
Наиболее частой причиной отставания ученика является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, отсутствие мотивации учения (падение интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям, снижение общего уровня культуры учебного труда) и т.д.
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Он определяется моментом поступления ребёнка в школу. Готовность ребёнка к школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения, обусловлены всем ходом его предшествующего развития.
Ещё в дошкольном возрасте должен быть достигнут определённый уровень умственного и физического развития, выработаны основные школьнозначимые навыки, ребёнок должен иметь достаточно широкий круг представлений и знаний об окружающем мире.
В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. В этот период ведущей становится учебная деятельность. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов.
Ведущая деятельность младших школьников - учёба. Недостаточная сформированность процесса внимания делают её затруднительной, а иногда невозможной. Поэтому, говоря о произвольном внимании, как специфической высшей психической функции, проявляющейся в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и её результаты, необходимо ставить вопрос о специальной работе по развитию внимания у детей. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте и поэтому реализующая характерные для этого возраста задачи развития, в наибольшей степени «работает» на становление полноценного внимания у детей. Однако сама эта деятельность для осуществления требует некоторого начального уровня сформированности произвольного внимания. Его недостаток нередко и обуславливает неуспешность школьников в учении, что влечёт за собой необходимость специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом направлении.
Внимание субъективно понимается, как некоторый органический капитал, которым можно распорядиться по собственному усмотрению. Внимание необходимо для приобретения действительных знаний и выработки навыков. В.В.Давыдов говорит, что в определённых случаях внимание как бы выходит из повиновения и может прерываться, рассеиваться и уходить.
Негативным следствием произвольного, требующего усилий внимания может быть значительное утомление. В связи с этим Г. Мюнстерберг пишет: «В конце концов, невнимание не всегда является недостатком ума: оно служит и желательным предохранительным клапаном». (5, стр.170)
К явлению невнимания относятся, прежде всего, состояния рассеянности. Они различаются как по своему характеру, так и по причинам, которые, предположительно, их вызывают. Рассеянность может быть результатом усталости, бессонницы, головной боли, монотонной и однообразной деятельности. Субъект как бы отключён от всех аспектов внешнего окружения, которые могут иметь значения для выполнения каких-либо планов или намерений.
Дж. Селли называет подобное состояние сонливостью или отупением и отмечает: «Характерными признаками истинного невнимания служит уменьшение напряжения и появление, вместо преобладания известных восприятий или представлений, неясного ряда смутных ощущений и мыслей». (6, стр. 123)
Проблема внимания находилась в центре научных интересов Н.Ф.Добрынина. При объяснении феноменов внимания Добрынин использует категории личности и деятельности. Он даёт определение внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности и поясняет: «Под направленностью мы понимаем углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности». (2, стр. 118)
Он подчёркивал, что «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчётливой избранную деятельность».(3, стр.93)
П.Я.Гальперин определял внимание, как идеальное, свёрнутое и автоматизированное действие контроля. Внимание продукт развития внешней, предметной и развёрнутой деятельности контроля в форму внутреннюю. В зависимости от специфики этого развития получаются различные виды внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно, здесь маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Произвольное внимание формируется тогда и в той мере, в которой процесс его развития становится планомерным. Произвольное внимание – результат обучения, в котором поставлена специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и способы контроля данного вида деятельности. Обучение вниманию в разных видах деятельности открывают возможность формирования обобщённого контроля и внимательности вообще.
Я.Л. Коломенский так писал о внимании: «Это есть направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость».(4,стр.141). Внимание всегда проявляется в определённых, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всём на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объект внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Внимание не только создаёт наилучшие условия для психической деятельности, но и несёт сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.
Для учителей начальной школы проблема внимания проблема внимания детей является традиционной. Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространённых причин сниженной успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения - самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упрёков и недовольства со стороны учителей и родителей.
В младшем школьном возрасте происходят сдвиги в развитии внимания. Но основной особенностью является слабость произвольного внимания. Возможности регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание школьника требует короткой, близкой мотивации
Воспитание у младших школьников «далёкой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями, путём постепенного связывания друг с другом близких и всё более и более отдалённых целей.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.
Л.С. Выгодский писал: «Детское внимание направляется и руководится почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребёнка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагаются в качестве обязательных… поэтому правилом учителя будет: прежде чем, объяснять- заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде чем сообщить что-нибудь новое- вызвать ожидание нового». (1, с. 32)
Ребёнка следует также приучать быть внимательным и к тому, что не вызывает непосредственного интереса. Он должен научится мобилизовать своё внимание не только на интересном и занимательном, но и на необходимом. Иначе вырабатывается изнеженное, избалованное внимание, привычка относится со вниманием только к интересному, ученик не сумеет мобилизовать произвольное внимание в тех случаях, какие-то элементы деятельности непосредственного интереса не вызывают. Об этом предупреждал ещё К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав свой урок занимательным, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия, исполнять свои обязанности».(7, с.252)
Ребёнок должен научиться направлять и устойчиво сохранять внимание и не только на интересных, но и на необходимых предметах.
Н.А. Добрынин после проведения исследований отметил, что важно менять виды работы школьников, тогда и большего утомления не наступит. Разнообразие работы стимулирует устойчивость внимания.
Внимание зависит от темпа учебной работы. Интересное исследование М.А.Шарданова показало, что быстрый или замедленный темп работы одинаково неблагоприятен для устойчивости концентрации внимания. Наиболее оптимален средний темп, который тем ниже, чем младше школьники.
Большое значение в формировании произвольного внимания имеет чёткая внешняя организация действий ребёнка, сообщение ему таких образов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием.
Чтобы научить учащихся вниманию, учителю нужно по ходу изучения преподаваемого им предмета давать им учебные задачи с таким расчётом, чтобы самоконтроль за качеством их выполнения был обязательным условием получения нужного результата(правильного ответа).А для этого учащиеся должны будут контролировать каждую операцию, каждое звено рассуждения, уметь ставить перед собой последовательный ряд вопросов, отвечая на которые он будет приближаться к окончательному ответу и , наконец, обязательно придёт к нему.
Учитель должен всегда помнить о том, что внимание учеников можно и нужно формировать постоянно, на всех уроках, во всех видах деятельности, но делать это нужно без назидательности и принуждения, поддерживая естественный интерес детей ко всему новому, неизвестному, сохраняя радость познания и самостоятельных открытий, стимулируя стремление к исследованию, экспериментированию и творчеству.
Возможности развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания младших школьников в процессе обучения очень велики. Сам процесс обучения требует от ребёнка постоянных упражнений для сосредоточения. Произвольность внимания развивается вместе с развитием высоких общественных мотивов учения, вместе с растущим сознанием ответственности за успех учебной деятельности. На этой основе у младшего школьника формируется умение организовывать и регулировать своё внимание, сознательно управлять им.
Список литературы:
1. Выгодский Л.С., Педагогическая психология, М., 1967, с.32
2. Добрынин Н.Ф.,О теории и воспитании внимания, Советская педагогика,1938, № 8, с.118.
3. Добрынин Н.Ф. Деятельность и внимание,Ч.1,М., 1977, стр.93.
4. Коломинский Я.Л., Человек: психология, М., 1986, с. 141.
5. Мюнстерберг Г.,The Film : A Psyhologieoil
Stnay, n4, Dover, 1970, с. 170
6. Селли Дж., Педагогическая психология, М.,1912, с.123 .
7. Ушинский К.Д. , Собрание сочинений, Т.6, М-Л., АПН РСФСР, 1949,с.252.