Мой практический инструментарий здоровьесозидающих
образовательных технологий
Автор Николаева Н.И.
ГБДОУ детский сад 40 Кировскогорайона Санкт-Петербурга
Дошкольное детство – это период, способный обеспечить формирование важнейших сторон духовного и нравственного воспитания ребенка (нравственная и эмоциональная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни). В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Ребенок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых. Теплое, приязненное отношение воспитателей, оптимальный психологический климат – залог полноценного развития детей.
Формы организации здоровье сберегающей (созидающей) работы с детьми:
· Физкультурные занятия
· Самостоятельная деятельность детей
· Подвижные игры
· Утренняя гимнастика
· Логопедическая гимнастика (для постановки и коррекции звука)
· Корригирующая гимнастика (технология музыкального воздействия, сказкатерапия, технология воздействия цветом)
· Двигательно – оздоровительные физминутки (динамические паузы, пальчиковая гимнастика и т. п.)
· Физические упражнения после дневного сна
· Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами (обширное умывание, босохождение, солевые дорожки)
· Физкультурные досуги и физкультурные праздники, в том числе и с участием родителей
· Взаимодействие с родителями по воспитанию у детей здорового образа жизни (индивидуальные консультации, выкладывание дидактического материала, полезных советов, круглые столы по интересующим вопросам, участие родителей в спортивных праздниках и т. п.)
Я работаю в коррекционной логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
В нашей группе наиболее активно используются следующие технологии обучения детей здоровому образу жизни:
· Логопедическая гимнастика– ежедневно, в любое подходящее время (для дыхания, губ, язычка) самостоятельно и по назначению логопеда; используется для постановки и коррекции звука.
· Динамические паузы – проводятся во время занятий от 2 до 5 минут по мере утомляемости детей. Так же могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, самомассажа.
· Пальчиковая гимнастика– проводится индивидуально или с подгруппой детей ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.
· Физкультурные занятия– проводятся 3 раза в неделю, одно на улице.
· Подвижные и спортивные игры– как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (малой, средней и высокой степени подвижности).
· Динамическая гимнастика– ежедневно после дневного сна – 5 -10 минут.
· Гимнастика для глаз– ежедневно по 3 – 5 минут в любое свободное время. Рекомендуется проводить в игровой форме, использовать наглядный, словесный материал, показ педагога.
· Элементы точечного самомассажа– проводится в предверии эпидемий (в осенний и весенний периоды) в любое время дня. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями.
· Обширное умывание, босохождение, солевые дорожки– проводятся по специальным методикам.
· Корригирующая гимнастика– форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Здоровье детей в детском саду – это ответственность и персонала сада и родителей. Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребенок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.
Результат:
· Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.
· Автоматизация звуков и коррекция речи. Дети уходят в школу с чистой речью.
· Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.
· Создание атмосферы благоприятного социально – психологического микроклимата для каждого ребенка.
· Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому воспитанию ребенка и совместной работе по закреплению поставленных звуков.