Методическая разработка занятия в подготовительной группе
Путешествие в страну времен
Голубева Светлана Юрьевна
Цель: закрепить знания детей о частях суток, днях недели; уточнить знания о календарном годе; учить пользоваться часами, уточнить понятия: "час", " полчаса".
Материал: плакаты: "Части суток", "Круглый год", "Часы"; модель часов; модель дней недели; карточки с частями суток. Часы настенные, будильник, наручные часы, песочные часы. Календари: отрывной, настенный, карманный.
Ход.
- Дети, мы сегодня с вами отправимся в страну времени. Сейчас мы с вами построим "машину времени" из стульчиков. Все готово. Поехали.
1-ая станция "Части суток". (Подойти к плакату.)
Загадки.
Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит. (Ночь)
С зарей родился,
Чем больше рос,
Тем меньше становился. (День)
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши детки просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)
Спешат на ночлег пешпходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только заводы, вокзалы,
Часы и машины не спят.
Словесная игра : " Я начну, а ты продолжи".
Солнышко светит днем, а луна...(ночью)
Днем я гуляю, а ночью...(сплю)
Мы завтракаем утром, а обедаем...(днем)
Спим мы ночью, а делаем зарядку...(утром)
Делаем зарядку утром, а ужинаем...(вечером)
Ужинаем вечером, а тихий час у нас...(днем)
- Пора отправляться в путешествие дальше. Поехали!
2-ая станция.
- Чтобы узнать, как называется эта станция, нужно отгадать загадку.
Братьев этих ровно семь
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний. (Дни недели)
- Это станция "Неделька". (Показ модели)
- Скажите, что это? (Модель недели)
- Назовите дни недели по порядку; начиная с любого дня; в обратном порядке; без всякого порядка, куда показывает стрелка.
- Какой день недели является четвертым (пятым и т. д.)
- Назови дни, между которыми находится понедельник, пятница, вторник и т. д.
- Назови пропущенный день недели среди названных.
- Сколько всего дней недели?
Физминутка. - А сейчас мы поиграем. (Провести игру "Неделька, стройся")
- Пора отправляться в путешествие дальше. Поехали!
3-я станция. - И снова загадка.
Мы день не спим,
Мы ночь не спим.
И день, и ночь
Стучим, стучим. (Часы)
- Это часы. (Подходим к плакату)
- Как вы думаете, зачем нужны часы?
- Как можно назвать часы, которые висят на стене? (настенные); стоят на столе? (настольные); носят на руке? (наручные)
- Чем отличаются ча сы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками)
- Чем часы похожи? (На всех часах есть стрелки, цифры, все они показывают время)
- Как называется круг с цифрами на часах? (Циферблат)
- Какие стрелки есть у часов? Для чего они нужны? (Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты)
- Кто помнит, как двигаются минутная и часовая стрелки? (Минутная , длинная стрелка должна сделать полный круг - это означает, что прошел час, а часовая, короткая стрелка при этом передвинется к следующей цифре)
- Вы приходите в детский сад в 8 часов утра. Покажите это время на циферблате часов. (Работа с моделями часов)
- Через полчаса у нас начинается зарядка. Сколько времени было на часах, когда началась зарядка? (Ответы детей) Покажите это время на циферблате.
- В 9 часов мы отправились в путешествие, и через полчаса вернулись обратно. Покажите на циферблате этот промежуток времени.
- А если бы мы задержались в пути на полчаса, сколько бы времени прошло с 9 часов до окончания путешествия? (целый час) Покажите на циферблате этот отрезок времени.
- Через час мы выходим на прогулку. Сколько времени будет на часах через час? Покажите.
- Молодцы! Пора отправляться дальше. Поехали!
4-я станция. Отгадать загадку.
Дни за днями круглый год -
Утром по привычке
Эту книжку папа рвет
По одной страничке. (Календарь)
Это станция "Календарь".
- Как мы узнаем, какой сегодня день недели, число, месяц, год?
- Для чего нужны календари? Что с их помощью можно узнать? (ответы детей)
- Чем похожи календари? (Показывают число, месяц, день рождения, рабочие и праздничные дни. Рабочие дни отмечены черным цветом, а праздничные и выходные - красным)
- Чем отличаются календари? (Оформлением, размером, величиной, цветом)
- Как называется календарь, который висит на стене? (Настенный, отрывной)
- Как называется календарь, который стоит на столе? ( Настольный, перекидной)
- Как называется календарь, который носят в кармане? ( Карманный)
( Рассмотреть плакатный календарь)
- С какого числа, месяца, дня недели начался Новый год?
- Какое сегодня число, день недели, месяц?
- Сколько дней осталось до субботы?
- Когда наступит следующий месяц и как он будет называться?
- Сколько месяцев в году?
- Как называется последний месяц года?
- Кто может сказать, какого числа у него день рождения?
- Кто может показать день своего рождения на календаре? (Помочь детям, если они затрудняются)
- Наше путешествие подходит к концу.
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Кто помнит, сколько было станций? (4)
- Как назывались станции, на которых мы побывали? (Ответы детей)
- Сейчас я хочу подарить вам по календарику, которые можно положить в карман, и вы всегда сможете носить его с собой.
В них мы отметим ваши дни рождения.