Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие звуковой культуры речи у дошкольников

Михайлова Елена Ивановна

Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи следует уделять большое внимание. Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу овладеть произносительной стороной речи. Учителям первых классов массовой школы также приходится работать над произношением звуков и над звуковым анализом слов.

При недостатках произношения у детей наблюдается не только нарушение внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.

Известно, что  недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать грамотой в школе.

Исследователи детской речи (Бородич А.М., Максаков А.И., Соловьева О.И.) отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка, для установления социальных контактов, для успешного обучения в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

И наоборот, речь в дефектами произношения затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие и общее развитие речи.

Одной из причин неуспеваемости в школе называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность (Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальной школе – М. 1968).

Правильное произношение слов имеет не меньшее значение, чем верное написание. Роль правильного произношения особенно возросла в наше время.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или её произносительная сторона.

«Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования её у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи» (В.И. Яшина).

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры (по М.М. Алексеевой) включает:

- формирование правильного произношения и звукопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного произношения.

- формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

- выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

- воспитание культуры речевого общения как части этикета.

О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева выделяют два раздела в звуковой культуре речи: культуру речепроизношения и речевой слух и работу по развитию устной речи, которая должна вестись в двух направлениях:

а) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового и речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой ариткуляции;

б) развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, компонентами которого являются фонетический, звуковысотный, ритмический слух).

Составной частью речевой культуры является звуковая культура речи. Это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами (звук, темп, ритм, интонация, грамматические формы, фразовое и логическое ударение). Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения.

Педагог помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, интонацией. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием словаря связной грамматически правильной речи.

Формирование звуковой культуры речи включает задачи:

1. воспитание речевого слуха (слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи);

2. формирование произносительной стороны речи (правильное произношение всех звуков, развитие артикуляционного аппарата, работа над речевым дыханием, над дикцией, темпом, умение пользоваться голосом в условиях общения);

3. развитие умения произносить слова согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;

4. воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударения, мелодики, темпа, ритма.

Таким образом, задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются формированием только правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.

Особенности становления речи детей связывают с процессами физиологического созревания ЦНС и с ее пластичностью в этот период.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается без усилий, называется критическим. За пределами этого периода ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится не способным к обучению (0-11 лет). Ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих. Фонематический слух формируется в раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки  окружающего мира (скрип двери, шум дождя) от звуков обращенной к нему речи. К 6 годам ребенок владеет примерно 10 000 слов (пассивный словарь всегда больше активного).

Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

К концу первого года появляются первые слова. Со второго года жизни начинается дифференциация звуков. Сначала отделяются гласные от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри согласных: противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонкие, твердые – мягким и т.д.

«Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько вариантов».

«Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки» (А.И. Максаков). Например, усвоение звука [ц] происходит через такие промежуточные звуки:

[т'] - [с'] - [с] - [тс] - [тц] - [ц]. («типлёнок» - «сипленок» - «сыпленок» - «тсыпленок» - «цыпленок»).

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, лом, сом). Такой звук – смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. (М.Ф. Фомичева).

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела: дыхательный – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; голосообразующий – гортань с голосовыми связками и мышцами; звукообразующий – полость рта и носа.

Таким образом,  процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

При образовании гласных [а, о, э, у, и, ы] в ротовой плоскости нет преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

Согласные звуки делятся на две группы: по способу образования и по месту образования.

Способ образования отражает характер преграды, т.е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т.д.

• Щелевые (фрикативные):

- ф, ф', в, в' – нижняя губа образует щель с верхними зубами;

- с, с', з, з' – передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами;

- ш, ж, щ -  поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом (при нижней артикуляции кончик языка находится за нижними зубами);

- х, х' – задняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

• Смычно-взрывные:

- п, п', б, б' – смычку образуют губы;

- т, т', д, д' – передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

- к, к', г, г' – задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

• Смычно-щелевые (аффрикаты):

-  ц – передняя часть спинки языка при опущенном кончике сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель м/у ними;

- ч – кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую в щель м/у ними.

• Смычно-проходные:

- м, м' – смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

- н, н' – смычка образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

- л, л' – кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка.

• Дрожащие (вибранты):

- р, р' – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

Губно – губные: п, п', б, б', м, м'.

Губно – зубные: ф, ф', в, в'.

Переднеязычные: т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, з, с, ц, т', д', н', л', р', з', с'

Среднеязычны: j (йот)

Заднеязычные: к, к', г, г', х, х'.

Гласные звуки [и, э, а, ы, о, у] делятся по трем артикуляционным характеристикам:

и, э – гласные переднего ряда;

а, ы – гласные среднего ряда;

о, у – гласные заднего ряда.

Анализ классификации звуков показывает, что успешное овладение ребенком фонетической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому необходимо:

- развивать фонетический слух (способность различать и воспроизводить все звуки речи);

вырабатывать хорошую дикцию (подвижность органов артикуляционного аппарата);

- развивать речевое дыхание (умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения).

Правильное произношение звуков родного языка должно быть сформировано еще в детском саду, т.к. именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным периодом.

Усвоение фонетики в основном определяется развитием речедвигательной сферы. Нарушения произношения могут быть вызваны:

1) дефектами речевого аппарата (отклонения в строении зубо-челюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепление твердого мягкого нёба);

2) недостаточной подвижностью органов артикуляции;

3) недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других);

4) усвоение неправильной речи окружающих.

Неправильное произношение проявляется:

• в пропусках звуков;

• в замене одного звука другим;

• в искажении произнесенного звука.

Артикуляционный аппарат является основой звукопроизношения. Речевые звуки формируются в полости рта (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, маленький язычок).

Нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо) являются факторами неправильного произношения. Но если у ребенка хороший речевой слух, хорошая подвижность артикуляционного аппарата, то в большинстве случаев можно компенсировать недостатки звукопроизношения.

Поэтому задача педагога:

- развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, поднимать за верхние зубы, отодвигать назад);

- развивать подвижность губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

- развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении;

- большое внимание уделять речевому дыханию.

Источником образования звуков является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта и носа. Речевое дыхание является произвольным. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос. Речевое дыхание осуществляется через рот. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Еще одним аспектом формирования произносительной стороны речи является развитие голосового аппарата, посредством которого издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека.

(Высота голоса – повышение и понижение тона; сила голоса – произнесение звуков в определенной громкости; тембр голоса – качественная окраска голоса: звонкий, тусклый, глухой, дрожащий и т.д.)

Голос возникает в результате колебания голосовых связок, и качество его зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Темп речи – это скорость протекания речи во времени, т.е. количество слогов, произносимых в определенную единицу времени.

Дети чаще говорят в ускоренном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, иногда даже выпадают отдельные звуки, слоги.

Таким образом, воспитание правильной чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»