«К здоровой семье через детский сад»
Соснина Н.В., заведующая ГБДОУ д/с № 40 Кировского района Санкт-Петербурга
Антропова Е.В., врач-педиатр ГБДОУ д/с № 40 Кировского района Санкт-Петербурга
Формирование здоровья человека – сложный процесс, начинающийся задолго до рождения и продолжающийся в течение всей его жизни. Известно, что истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. В настоящее время в мире накоплен большой опыт по методике выбора эффективных профилактических мероприятий.
Жизнь показала, что расходы на здравоохранение по мере их увеличения не гарантируют улучшение состояния здоровья населения.
Сложившаяся в стране ситуация настоятельно диктует необходимость привлечения населения к охране здоровья, формирование престижа здорового образа жизни. Каждый гражданин должен быть ответственным за состояние своего здоровья и здоровья своих детей. Важнейшим элементом современной политики здравоохранения является формирование у людей потребность быть здоровым.
В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (Статья 18 пункт 1) сказано, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». Однако выполнять эту обязанность родители могут тогда, когда они имеют достаточный уровень знаний и владеют необходимыми навыками к рождению и воспитанию здорового ребёнка при воздействии комплекса факторов риска в современных неблагоприятных экологических условиях.
В соответствии с Законом РФ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Статья 36): «Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны и направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, осуществляются в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях…»
Назревшая необходимость пояснения населению преимуществ здоровой семьи потребовала разработки оздоровительной экологической программы « К здоровой семье через детский сад» и в дальнейшем «Школы родителей»
Оздоровительные мероприятия разработаны с учётом биологических возможностей организма, направлены на развитие и усиление основных систем жизнеобеспечения, на ослабление действия факторов, способствующих возникновению патологии органов дыхания у детей , желудочно-кишечных и инфекционных заболеваний, на повышение эффективности защитных барьеров организма, улучшение адаптивных реакций со стороны его органов и систем. Это в конечном итоге способствует оздоровлению детей, посещающих наше дошкольное образовательное учреждение – ГДОУ детский сад № 40 .
ГДОУ детский сад № 40 реализует все направления этой программы, в т.ч. работу с супружескими парами и работа с воспитанниками ДОУ.
Врач-педиатр нашего учреждения проводит мероприятия по оздоровлению воспитанников ДОУ в рамках оздоровительной программы «К здоровью семьи через детский сад».
Структура программы соответствует общей программе оздоровления и включает 9 основных разделов:
1. Питание
2. Закаливание
3. Физкультура
4. Стоматологическая профилактика
5. Обеспечение экологической безопасности
6. Повышение общей сопротивляемости организма
7. Вакционопрофилактика
8. Нормализация психологического микроклимата
9. Консультирование ребёнка, родителей, персонала.
Каждый раздел комплемментарных профилактических мероприятий подразделяется на:
· Стандартные, которые проводятся для всей группы
· Индивидуальные, которые проводятся конкретным детям по показаниям.
ДИЕТА
- Стандартная диета, соответствующая нормативным требованиям, обязательна для любого детского дошкольного учреждения.
- помимо этого, в ДОУ питание детей обогащается фруктами, овощами, зеленью, натуральными соками, йодированной солью.
- Также диета оздоровительного сада характеризуется повышенным содержанием животного белка, в том числе молока, рыбы, мяса
- Индивидуальные мероприятия заключаются в выделении аллергически настроенных детей
В 2007 году на гипоаллергенном питании находились 14 детей
В 2008 10 детей
Замена продуктов производится на равноценные по содержанию белков и жиров продукты.
Режим питания соответствует возрастным потребностям и предусматривает сохранение определённых интервалов между приёмами пищи, количественное и качественное распределение ее в течении дня.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливающие мероприятия содействуют созданию условий для формирования привычек здорового образа жизни, поэтому важна система закаливания, включающая разнообразные формы и методы, предусматривающие изменения в связи индивидуальными особенностями здоровья детей.
Предусмотрено:
- тепловой и воздушный режим в помещении
- рациональная, не перегревающая одежда детей
- режим прогулок во все времена года со сменой видов деятельности и обязательным включением физических упражнений, подвижных игр, оздоровительного беге, а также самостоятельная двигательная активность.
- сон при открытых фрамугах
- хождение босиком по группе, занятия босиком гимнастикой и физкультурой
- босохождение по земле летом
- водное закаливание. Как вариант водной дорожки в нашем детском саду используется методика хождения детей по тазам с холодной водой. 3 таза ставятся в одну линию, наливается вода из-под крана (не выше 12 градусов) так чтобы вода доходила до лодыжек ребёнка. Дети шагают на месте по 20 секунд по очереди в каждом тазу. Затем вытирают ноги полотенцем, не растирая. Хождение по воде перед тихим часом в течении 1 минуты гармонизирует процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это способствует крепкому сну. К данной процедуре допускаются детей старше 4 лет. Для более младших детей используется обливание рук холодной водой до локтя.
Закаливание дает хорошие результаты не только в плане профилактики простудных заболеваний, но и нормализует психо-эмоциональное состояние ребенка, улучшает память и внимание, является прекрасным средством регуляции сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
ФИЗКУЛЬТУРА
- Общеразвивающие занятия
- Адаптационная гимнастика
- Лечебная физкультура для всей воспитанников (нарушение осанки и стоп)
Для общеразвивающих занятий всем детям в нале учебного года назначается группа: основная, подготовительная или специальная в соответствии с имеющимися показаниями и состоянием здоровья. В течение года при необходимости вносятся коррективы.
Так в 2007 году в подготовительной группе занимались 40 человек, в 2008 году - 38 человек, в 2009 году – 22 человека
Показания: бронхиальная астма, сколиоз, хроническое заболевание почек, ЖКТ, реконвалесценты травм, операций, врожденные пороки развития и другие.
Адаптационная гимнастика в основе своей является комплексом восточных и европейских физических упражнений с элементами психотерапевтической саморегуляции. По данным Городского врачебно-физкультурного диспансера Санкт-Петербурга она эффективно коррегирует нарушение осанки, устраняет «мышечные блоки» в позвоночнике, восстанавливает естественную биомеханику движения ребёнка, обеспечивает правильное функционирование организма как единого целого.
Комплекс состоит из 21 упражнения. Они выполняются утром перед завтраком и после тихого часа в структуре большого комплекса(тренажёрный путь, адаптационная гимнастика)
СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Статистические данные о состоянии полости рта у детей говорят о катастрофическом взлёте поражения зубов и парадонта. 70-80 % детей дошкольного возраста нуждается в лечении зубов по поводу кариеса. 82 % детей имеют заболевания парадонта (хронические катаральные гингивиты средней и легкой степени тяжести) Это безусловно сказывается на состоянии будущих постоянных зубов, а также на состоянии желудочно-кишечного тракта ребёнка. Отсюда понятна необходимость современной стоматологической профилактики в комплексной оздоровительной программе для детей. В ДОУ детском саду № 40 стомотологическая профилактика отвечает основным требованиям:
- санация полости рта (самостоятельно)
1. Обучение гигиеническим навыкам и выполнение чистки зубов фосфатосодержащими зубными пастами (утром в детском саду после завтрака паста «Жемчуг») и паст. Содержащих биологически активные вещества (дома вечером перед сном паста « Лесная»)
2. Массаж дёсен медовой гомеопатической композицией «Апиор» (утром после чистки зубов втирать в ткань дёсен и зубную эмаль)
3. Приём мёда на ночь по 1 столовой ложке с 15 по 30 число каждого месяца ежедневно.
4. Полоскание рта после каждого приёма пищи.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Оптимальный уровень экологической безопасности организма человека определяет эффективность любой прогаммы оздоровления детей. Особенно это актуально для Санкт-Петербурга.
В 1992 году впервые в мировой практике была составлена экологическая характеристика Санкт-Петербурга по районам с указанием на карте номеров ДДУ. При составлении карты учёные выбрали 4 компонента среды и состояния растительности и распределение птиц в городе.
Экологическая безопасность обеспечивается в ДОУ детском саду № 40 профилактическим мероприятием:
1. Гигиенические мероприятия по обеспечению безопасности среды:
- установлен фильтр для воды.
ПОВЫШЕНИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА
Стандартные профилактические мероприятия:
1. Фитотерапия: фиточаи ( с 1 по 15 число каждого месяца), кислородный коктейль (курсами по 30 порций), соки (ежедневно во второй завтрак)
2. Медикаментозные средства (поливитамины «Ревит» с 15 по 30 число каждого месяца)
3. Адаптогены (элеутерококк курсами по 30 дней в ноябре и феврале из расчёта по 1 капле на год жизни ребёнка. Капли добавляются в сок во время второго завтрака)
4. Профилактика ЛОР заболеваний:
- полоскание рта отварами трав.
- закапывание в нос масляного раствора календулы – ежедневно
- ношение кулонов с чесноком
- использование оксолиновой мази в нос перед дневным сном.
5. Физио- и рефлексотерапия:
- массажная дорожка
-«сухой бассейн»
- оздоровительный массаж всем детям 2 раза в год по 10-15 сеансов.
6. Нормализация функций центральной нервной системы: соблюдение режима дня, музыкотерапия
7. Соблюдение санитарно-гигиенических условий: температура, освещенность и т.п., изоляция больных детей в изоляторе и т.п.
Индивидуальные профилактические мероприятия:
1. Индивидуальная фитотерапия для детей с почечной и гастропатологией.
2. Медикаментозная терапия (промывание носа, назальные капли, полосканиегорла).
3. Индивидуальная физиотерапия после перенесенного острого заболевания, реабилитация при хронических заболеваниях и рефлексотерапия: лечение аппаратами «Дюна», ингаляции ультрозвуковые и паровлажные. Гидромассажные ванночки, электрофорез, КУФО, кварцевое облучение.
4. Лечебный массаж
5. Нормализация функций ЦНС: занятия с логопедом, психолога.
ВАКЦИНОТЕРАПИЯ И ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА
Вакцинация согласно графика профилактических прививок, введение сывороток, гаммаглобулина и т.д.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РЕБЁНКА, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕРСОНАЛА
1. Консультирование родителей по внедрению полученных ребёнком навыков здорового образа жизни:
- родительские собрания;
- лекции по организации оздоровительной работы;
- просмотры видеофильмов «Кто качает колыбель», «Маленькие няни в детском саду», «Оздоровительная экологическая программа», «Я могу быть здоровым»
2. Оформление информационных стендов
3. Выпуск газеты «Домашний доктор»
4. Выпуск санитарных листков
Занятия с детьми в группах по валеологии
5. Обучение и оздоровление персонала
6. Индивидуальные беседы с родителями по проблемам здоровья и особенностям оздоровления ребёнка.
7. Индивидуальные беседы с детьми.
8. Индивидуальные консультации персонала ДОУ.