Методическое обеспечение образовательного процесса
Создание в группе предметно-развивающей среды
Шишкова Елена Сергеевна
Создание в группе детского сада развивающей среды очень важная часть педагогической работы. Наш детский сад уделяет этому большое значение. И, как показала практика, развитие познавательных интересов дошкольников напрямую зависит от правильно сформированной предметно-развивающей среды. Я предлагаю вашему вниманию некоторые разработки во этому направлению.
В основу разработки предметно-развивающей среды нами взяты идеи деятельностного подхода к воспитанию, который интегрируется с природоведческой, речевой, математической, игровой, трудовой, изобразительной деятельностью и видами искусств (литература, изобразительное, пантомимическое, народное творчество). Это позволяет принципиально по-новому организовать творческий процесс ребенка и весь педагогический процесс в целом.
Большое внимание в разработке предметно-развивающей среды уделяется:
• созданию зон, побуждающих детей к изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка);
• вышивке, шитью, конструированию (строительный набор, бумага, природный, «бросовый» материал);
• занятию трудом (стирка, мытье растений);
• работе в живом уголке;
• театрализованной деятельности;
• сюжетным и дидактическим играм;
• играм с песком и водой и пр.
При создании развивающей среды должны реализовываться принципы рациональности размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону и прочие требования, связанные с наполнением их материалами и оборудованием.
Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзине. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе. Каждый материал в единственном числе.
Уголок с игрушками, диван и библиотека с книжками выделены в групповом пространстве. Спортивно-двигательный комплекс соседствует с рабочей комнатой.
Подготовленная среда включает в себя:
1. Пространство с материалами для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания.
2. Пространство с материалами для упражнений в развитии чувств.
3. Пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка.
4. Пространство с материалами для упражнений в развитии математических представлений.
5. Пространство с материалами для упражнений в освоении природы и культуры.
6. Пространство с материалами для упражнений в развитии художественных навыков.
7. Пространство с материалами для развития музыкальных способностей.
8. Пространство со снарядами для развития движений (выделено в отдельную комнату).
В условиях такой организации среды ребенок активно пользуется правом выбора интересного для себя дела, свободного перемещения в любое место пространства группового помещения. Это открывает для него возможность развития любознательности, познавательного интереса и деятельности, позволяет реализовать себя и свои потребности. При такой организации учебно-воспитательного процесса ребенок сам себя тренирует в постановке цели, поиске путей и способов ее решения, прилагает волевые усилия для реализации задуманного. Ребенок приобретает новый опыт целенаправленного взаимодействия с предметной средой, партнерами, учится управлять собой. Он начинает открывать собственные возможности: «я могу», «я выбираю», «я творю», «я оцениваю», «я свободен», что становится чрезвычайно важным стимулом к его личностному развитию.
Учитывается рациональное размещение зон, уют, комфорт, размещение зон по диагонали, асимметрично, а не прямоугольниками; «прозрачность» мебели, ее высота - не выше поднятой руки ребенка, размещение на полках пособий и игрушек в один ряд, а не стопками, насыщенность зон интересным материалом.
С целью стимуляции детей к самостоятельным занятиям в зонах развития самостоятельности педагог может регулярно изменять и пополнять зоны играми, пособиями и игрушками. Дети могут выбирать вид деятельности, что обеспечивает щадящие условия для нервной системы ребенка. Ребенок по собственной инициативе может уйти от шума в другое помещение и заняться своим делом (лепкой, постройкой, рисунком); уединившись в спальне, в импровизированной библиотеке спокойно «читать» книгу, рассматривать иллюстрации и т.д. Но самое главное то, что при такой организации педагогического процесса у детей активно формируются склонности к занятиям определенного типа, развиваются устойчивость внимания и элементы учебной деятельности, самостоятельность, самодеятельность, усидчивость, волевые качества.
Суть данной системы организации среды заключается в свободном развитии, обучении без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Ребенок и его индивидуальность ставится во главу угла. Поощрение, как и наказание, вредны для внутренней ориентации человека, люди должны учиться, следуя собственной мотивации. Однако свобода понимается не как простой стихийный процесс, а как возможность иметь собственную цель, как возможность выбрать цель своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Значительное место уделяется развитию воли ребенка. О возникновении воли, с ее точки зрения, можно говорить тогда, когда возникает способность к продолжительной концентрации, ребенок может долго заниматься в среде, любимыми делами.
Ребенок является уникальной, неповторимой личностью, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира. Ребенок выбирает материал из среды, исходя из собственных интересов, а не по воле педагога.
Так как ребенок работает самостоятельно, он становится независим от взрослого. Ребенок учится сам находить ошибки и исправлять их, тогда как в традиционной системе обучения на ошибки указывает педагог. Это приучает к точности и деловитости.
Так как ребенок сам выбирает, чем ему заняться, сам обустраивает свое рабочее место, убирает за собой материалы, развивается самостоятельность и внутренняя самодисциплина.
Построение подобной среды определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в и развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.