Методическая разработка.
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы
Когда овощи могут помочь,
а когда могут навредить нашему здоровью
Кузнецова Ирина Владимировна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад 64 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Цель: Развитие познавательного интереса к миру природы и к своему здоровью.
Программное содержание :
- Формировать представление о нитратах.
- Рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью.
- Закреплять умение детей загадывать загадки по картинкам.
- Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах питания. Игры «Витаминные домики», «Органы чувств», «Зернотерапия».
Рассматривание иллюстраций: «прогулка по лесу», компьютерная презентация «Как выращивают овощи».
Беседа с детьми о том, что фрукты и овощи содержат витамины А,Б,С и обсуждение для чего они нужны человеку с использованием наглядно- демонстрационного пособия «таблица витаминов».
Пособия.
- Кукла – самоделка Витаминоед( который любит витамины)
- Карточки с изображением овощей.
- Таблица для воспитателей о нитратах в определенных частях овощей.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Часть 1.
Дети входят в группу. С плачем в группу приходит Витаминоед.
Витаминоед : - Я только что из больницы. А ходил я туда из-за того, что у меня появилась слабость, заболел живот, испортилось настроение. Врач меня осмотрел и сказал, что вместе с моими любимыми овощами я наелся каких-то нитратов. Но как они попали в овощи? Ведь я выращивал свои овощи и фрукты в хороших условиях, подкармливал их удобрениями, мыл перед тем, как съесть. Так откуда взялись там нитраты и что это такое?
- Ребята, вы знаете?
Дети : - Нет.
Воспитатель : - А как вы думаете, на что она похожи? и где живут ?
Дети: - В овощах и фруктах.
Воспитатель : - Правильно, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма. Поэтому человек старается вырастить их на огороде или подоконнике. Но овощам и фруктам, также как человеку, нужно питание. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?
Дети : - Навозом, золой, удобрениями – поливают, посыпают, кладут в землю.
Воспитатель : - Да, все это необходимо для роста растений. Но иногда человек кладет в землю слишком много этой подкормки и удобрений. Тогда лишние удобрения откладываются в растениях и называются нитратами.
Если нитратов в растении очень много, то это становится опасным для человека.
Подвижная игра «Поезд».
2 часть.
Воспитатель: Мы приехали с вами на дачу к Витаминоеду. Посмотрите на его огород
А теперь слушайте и запоминайте, в какой части овощей содержится больше всего нитратов и что нужно сделать , чтобы они не попали в наш организм и не нанесли ему вреда.
Сначала отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком растении пойдет речь. ( загадывает загадку о капусте.
Дети: - Капуста
Воспитатель : показывает картинку с изображением капусты.
- Капуста нас не только кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к больной голове, она перестаёт болеть, а сушеная капуста исцеляет раны.
- Как же правильно употреблять капусту в пищу? Как вы думаете, где в капусте больше всего нитратов?
Дети : -
Воспитатель : - В зеленых листьях и в кочерыжке. Поэтому перед едой их следует замочить в теплой подсоленной воде.
Вызывает следующего ребенка и загадывает загадку о луке.
- Это лук.
Показывает картинку с луком.
Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза вдень. А сок с медом хорош для лечения кашля.
А как вы думаете, где нитраты находятся в луке?
Дети :
Воспитатель : - Нитратов больше всего у лука в том месте, где находятся у него корешки. Поэтому их необходимо всегда отрезать ( показывает как).
Вызывает еще одного ребенка и загадывает загадку об огурце.
- Это огурец.
Показывает картинку с огурцом.
- А как вы думаете, в огурце бывают нитраты?
Дети :
Воспитатель : - Огурец очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец очистить.
Далее следуют загадки о дыне и арбузе.
Воспитатель : - это ягоды.а как вы думаете,где в них больше всего содержится нитратов?
Мы разрежем арбуз и дыню на кусочки и рассмотрим их. Мы увидеть этого не можем, но больше всего нитратов содержится в мякоти около корочки этих ягод. Поэтому никогда не доедайте арбуз и дыню до самой корочки.
Мы все с вами любим зелень. Назовите ту, которую вы знаете, и какую пользу она приносит?
Но она тоже может содержать нитраты в своих листьях.для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов.
Игра - массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний:
СА-Са-Са
Вот идет лиса
(скользящими движениями растирать ладони).
Сы-Сы-Сы,
хвост красивый у лисы
(Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 6 раз)
Со-Со – Со
вот возьму я колесо
(Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 6 раз)
Су – Су – Су
и поймаю я лису
(кулачками растирать крылья носа).
Са – Са – Са
Я лисонька – краса
(«пробежаться» пальчиками по лицу сверх вниз).
Сы – Сы – Сы
Лучше спрячусь я в кусты
(большими пальцами рук мягко провести по шее под челюстями сверху вниз 6 раз).
Со – Со – Со
Ну- ка брось колесо
(раздвинуть указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу).
Су Су – Су
не поймать тебе лису
(погладить ладонями лицо и шею)
3 часть. Заключительная.
Как вы думаете, во всех ли овощах и фруктах, ягодах содержаться нитраты и что нужно сделать, чтобы от них избавиться?
А ты, наш любимый друг Витаминоед, слушай и запоминай.
Дети отвечают с помощью воспитателя.
- Чтобы нитраты не появились в овощах, нужно правильно их подкармливать.
- Выставлять их на солнечное место, чтобы убить нитраты.
- Знать, в какой части растения их содержится больше всего и в каких меньше всего.
После подведения итогов предлагаем детям и Витаминоеду приготовить овощной салат, используя морковь, капусту, свеклу, лук, зелень. В процессе приготовления обращать внимание детей на те части овощей, в которых содержится меньше всего нитратов. Закреплять знания о витаминах в овощах.
Приятного аппетита!
Таблица о нитратах в овощах ( для воспитателя)
Культура |
Содержание нитратов в частях растений |
||
Много |
Не очень много |
Мало |
|
Свекла |
кожура корнеплоды |
верхняя часть плода |
мякоть |
Лук зеленый |
около корня |
сама луковица |
зеленые листья |
Укроп |
корни |
стебли, черешки |
листья |
Дыня, арбуз |
основание плода у черешка; слой прилегающий к корке. |
верхушка плода |
средняя часть плода |
Капуста |
зеленые листья, кочерыжка |
основание листьев |
средняя и внутренняя часть кочна |
Лук репчатый |
около корня |
наружная чешуя |
средняя и внутренняя часть луковицы |
Морковь |
сердцевина, нижняя часть |
листья |
мякоть без сердцевины |
Помидоры |
корни |
стебли, листья |
плоды |
Огурец |
основание плода, кожура, стебли, корни |
листья |
мякоть плода |
Картофель |
кожура клубня |
глазки клубня |
мякоть клубня |