Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учимся, играя

         В логопедической практике с дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования его личности, речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребёнка. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребёнка форме деятельности общается с ним «на равных», завоёвывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, созданные умело логопедом побуждают ребёнка к свободному речевому общению.

     Игра сама по себе вызывает у ребёнка встречную активность, затрагивает его интересы, фантазию, воображение. Всё это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы. Таким образом, наиболее эффективным методом коррекционной работы является обучающая (дидактическая) игра. Игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, у которой две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение предлагаемого логопедом материала.

     Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Игровая деятельность хорошо знакома ребёнку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

     Практика показывает, что усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения. Несомненно, именно дидактические игры имеют наибольшее значение в процессе логопедической работы, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребёнок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершённую структуру и включала такие основные структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.


 

Серия игр и заданий, способствующих развитию лексико-грамматических средств речи у детей.

     Речевой материал для предлагаемой системы игр и заданий подбирается главным образом из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточнённые в произношении звуки в стадии их закрепления. В начале работы, когда в речи детей много ошибок, в лексико-грамматические упражнения включаются главным образом лёгкие по произношению и слоговой структуре слова, которые не вызывают затруднений у детей.

     На последующих этапах обучения логопедом ведётся работа над развитием и совершенствованием умения детей использовать в речи простые, а затем распространённые, сложные предложения различной структуры. Проводя такую работу, логопед сначала может предложить загадки описательного характера, поговорки и другой речевой материал, который содержит образцы правильно построенных предложений. Постепенно дети приучаются самостоятельно составлять предложения разного типа по заданию логопеда. При этом могут быть использованы такие виды игр-заданий, как подбор слов-действий к названным логопедом предметам, подбор эпитетов к названиям предметов и составление с данными словами предложений; добавление в заданное предложение пропущенных предлогов; составление предложений по опорным словам и многие др.


       Игры должны основываться на следующих принципах
 

  • игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);

  • назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;

  • пособия, используемые логопедом должны быть внешне привлекательными;

  • условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
     

Примерное описание игр.

Игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"

В руках у логопеда кукла Наташа, можно использовать куклы БИ-БА-БО.

Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.), практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

Инструкция логопеда: «Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку с соком и т. П.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т.п.)?»

Ход выполнения задания. Логопед предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на его вопросы.

Примерные ответы детей: «Я поставлю молоко в холодильник. Я положу ключ в сумку. Я повешу юбку в шкаф.» и т.п.


                   Игра"Исправь ошибку"              
 

Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

Материал: предметные картинки (червяк и цыплёнок; кастрюля и женщина; бабочка и девочка; мышка и кошка и др.), карточка со стрелкой; магнитная доска (для составления модели предложения).

Инструкция: «Смотри и слушай внимательно: Рыба поймала мальчика». Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась»

Ход выполнения задания. Логопед последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой (субъект действия, предикат, объект действия). Ребёнок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки. После выполнения детьми нескольких заданий, предложения произносятся логопедом без зрительной опоры («куры кормят хозяйку»; «коза пасёт девочку»; «чай выпил девочку» и т.п.)

Примерные ответы детей: «Это неправильно. Рыба не может поймать мальчика. Надо сказать: «Мальчик поймал рыбу» и т. п.).


 

Описание некоторых игр, направленных на развитие связного речевого высказывания.

                                             Игра"Опиши овощи и фрукты"
 

Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; формирование навыка составления описательного рассказа о предмете.

Материал: схемы для описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, сочность, вкус); схемы для выполнения действий по отношению к ним (посмотрим, потрогаем, понюхаем, попробуем).

Инструкция: «Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты»; «Представьте, что вы делаете с овощами и фруктами то, что обозначают эти карточки-схемы. А теперь отвечайте на мои вопросы. Что можно сказать о лимоне, яблоке? и т.д.

Ход выполнения задания. Работа с детьми организуется логопедом поэтапно. На первом этапе детям предлагается описывать овощи и фрукты с помощью схем (образец даётся логопедом). На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы логопеда по поводу результата действия.

Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твёрдое, сочное, сладкое, вкусное»


                                Игра "Опиши животное"


 

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.

Материал: картинки – схемы для составления описательного рассказа.

Ход выполнения задания. Логопед рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного (1-я картинка «зеркало» - внешний вид; 2-я - «человек» - какую пользу приносит человеку, 3-я – «кастрюля» - чем питается; 4-я – «домик» - где живёт; 5-я – «коляска» - как называются детёныши; 6-я – «наушники» - как подаёт голос).

Примерный ответ ребёнка: «Это кошка. У неё пушистый длинный хвост, маленькие уши, красивые глаза, маленькие лапки с острыми когтями. Она ловит мышей. Кошка любит лакать молоко. Она очень любит лежать на диване. У кошки котята. Кошка мяукает и мурлычет».

 

                                              Игра "Составим рассказ вместе"

Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.

Материал: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).

Инструкция: «Давайте составим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощью логопеда составляют начало рассказа). Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмёт с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?»

Ход выполнения задания. Логопед направляет внимание детей на составления начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует их к самостоятельному, творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей логопед помогает им с помощью различных вопросов.

Примерные ответы детей: «Вова взял лыжи и пошёл гулять. На улице светит яркое солнце, снег тает, блестят лужи, бегут ручейки. На лыжах кататься нельзя. Наступила весна. Вова вернулся домой. Он взял кораблик и снова вышел на улицу. Вова стал пускать кораблик в ручейке».
 

Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развёрнутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществлять выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной логопедом наглядной модели.

Результаты проводимого коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»