Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Развитие младших дошкольников
с помощью дидактических игр

Яколева Эльвира Иосифовна

Пояснительная записка

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду  значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.

Поэтому мы считаем, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми мы работаем. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю, этот период благоприятным для решения этой задачи. Недаром профессор Н.М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов- индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия.

Работая с детьми этого возраста, нам всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, мы пришли к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности,  сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.Поэтому  активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Педагогам интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Также, отличный результат развития сенсорных способностей детей имеет рисование. Для своей работы с детьми, мы выбрали рисование нетрадиционными методами.

 

В возрасте от трех до четырех лет дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Работая в этом направлении,  мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В  своей работе мыиспользуюем пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования»,  программу  И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

 

 

 

 

 

Основные техники нетрадиционного рисования:

Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Начали  работу с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Есть  много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы  маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком , ватной палочкой линию (ручеек или дождик).

Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваемладонь ребенка в краску и ставим ей отпечаток  на бумаге.

Рисование  пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет,

Оттиск  поролоном. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как  размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.

Ниткогафия. Рисование толстой нитью.

Планирование организованной образовательной деятельности  соответствует  лексическим темам. Все игры-занятия представляют интеграцию образовательных областей  «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

 

 

 

 

 

Цель:

Основной целью педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей.

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей перцептивных действий.
  • Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов- обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
  • Развивать органы чувств ребенка, используя в играх специальные упражнения, соблюдая гигиенические требования, укрепляется здоровье детей.
  • Побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами:
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  • Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции,  наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  • Воспитывать  интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
  • Вызывать у детей желание помочь кому-либо.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

 

Перспективный план по сенсорному развитию детей 2 младшей группы

с использованием нетрадиционных техник рисования и дидактических игр

месяц

неделя

 

Содержание.

Необходимый материал.

сентябрь

1 неделя

1. «Окраска воды»

 

 

Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в красный  цвет разной насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям.

2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь.

2. Дидактическая игра «Колечки»

Воспитатель предлагает разложить колечки по цвету, размеру.

Колечки разного цвета и размера.

2 неделя

1. «Окраска воды»

 

Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в желтый  цвет разной насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям.

2 прозрачные баночки с водой, желтая гуашь.

2. Дидактическая игра «Квадратики»

Воспитатель предлагает разложить квадратики по цвету, размеру.

Квадратики  разного цвета и размера.

3 неделя

1. «Окраска воды»

 

Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в зеленый  цвет разной насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям.

2 прозрачные баночки с водой, зеленый гуашь.

2. Дидактическая игра «Волшебные кубики»

Раздать  детям кубики с разноцветными сторонами. Предложить задания различной сложности.

Кубики с разноцветными сторонами.

4 неделя

1. «Окраска воды»

 

Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в синий  цвет разной  насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям.

2 прозрачные баночки с водой, синяя гуашь.

2. Дидактическая игра

«Подбери цвет»

Раздать детям черно-белые карточки и попросить закрыть карточкой нужного цвета.

 

Черно-белые и цветные карточки.

октябрь

1 неделя

1. Падают, падают листья…

(рисование пальчиками).

 

Коллективная работа. Рисование пальцами. Дети окунают пальцы в гуашь и дорисовывают листья красного и желтого цвета к дереву.

Гуашь красного и желтого цвета, основа для рисунка.

2. Дидактическая игра

«Собери гирлянду».

Раздать детям несколько плоских геометрических фигур и попросить собрать разнообразные гирлянды.

Набор плоских геометрических фигур.

2 неделя

1. Синяя река. (ниткография).

 

Дети окунают толстую нитку в синюю гуашь и рисуют реку.

Гуашь синего цвета, шерстяные нитки.

2. Дидактическая игра

«Рыбки»

Предложить детям расположить рыбок разной величины или цвета на своем рисунке в нужной последовательности.

Рыбки разной величины или цвета, вырезанные из цветной бумаги.

3 неделя

1. «Накормим колобка вареньем»

(Рисование с помощью трафарета и поролонового тычка).

 

Воспитатель приносит игрушку колобка.  Предложить лист трафаретом формы двух банок и покрыть содержимое банок красной и желтой гуашью. Красное варенье – от простуды, желтое – витамины.

Трафареты, поролоновые тычки, гуашь красного и желтого цвета.

2. Дидактическая игра «Колобок»

Вспомнить сказку колобок и в зависимости от хода сказки  проложить путь колобку с помощью лент разной длины.

Ленты разной длины, «колобок»

4 неделя

1. «Веселый горох»

(рисование пальчиками).

 

Предложить детям «положить горох» на бумажную тарелку. Дети окунают пальцы в гуашь и пальцами рисуют зеленый горох.

Бумажные тарелки, гуашь зеленого цвета.

 

2. Дидактическая игра

«Золушка»

Дети получают баночки, в которых  горох перемешан с фасолью. Предложить разобрать фасоль и горох.

 

 

Баночки с фасолью и горохом.

ноябрь

1 неделя

1.Красные, желтые листья…

(Печатание растений)

Дети покрывают гуашью красного и желтого цвета листья и делают отпечаток на бумаге.

Листья, гуашь красного и желтого цвета.

2. Дидактическая игра

2. Дидактическая игра

«Найди лист нужной величины»

Из некоторого количества сухих листьев выбрать листья нужного размера. Дать детям задания различной сложности.

Сухие листья  разного размера.

2 неделя

1. Белые облака.

(Рисование с помощью трафарета и поролонового тычка).

Детям предлагается бумага синего цвета. С помощью трафарета и поролонового тычка дети рисуют белые облака.

Трафареты, поролоновые тычки, гуашь белого цвета.

2. Дидактическая игра «Принцессы»

Рассмотреть с детьми картинки с изображением принцес в платьях разного цвета. Предложить детям назвать предметы или явления того же цвета.

Картинки с изображением принцесс в платьях разного цвета.

3 неделя

1. Синие дождинки.

(раздувание капли).

С помощью пипетки капнуть на бумагу и раздуть каплю.

Пипетка, гуашь синего цвета

2. Дидактическая игра «Волшебные кубики»

Раздать  детям кубики с разными геометрическими фигурами сторонами. Предложить задания различной сложности.

Кубики с разными геометрическими фигурами сторонами.

4 неделя

1. Дорисовывание домика.

(кубизм)

 

Предложить детям основу (прямоугольник ). Попросить дорисовать домик, используя треугольник, дорисовать круглое окошко.

Основа, гуашь разного цвета.

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

 

 

На ощупь найти предмет по определенному признаку.

Мешочек с набором предметов.

декабрь

1 неделя

«Снежинка»

(рисование на манной крупе)

 

Предложить детям нарисовать  снежинку на манной крупе, рассыпанной в плоской коробке.

Манная крупа в плоской коробке.

2. Дидактическая игра «Ночь-день»

Предложить детям несколько геометрических фигур.

Попросить закрыть глаза и убрать одну фигуру.

Набор геометрических фигур.

2 неделя

1.«Что я нарисовал?»

(Техника кляксографии)

 

На одной половине согнутой бумаги, дети рисуют произвольный узор, отпечатывают его на другой стороне и смотрят на что похож рисунок.

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

2. Дидактическая игра «Подбери фигуры»

Из плоских геометрических фигур попросить сложить предмет.

Набор плоских геометрических фигур.

3 неделя

1. Украсим елку

(Рисование сухой ватой)

 

Дети получают пластиковые стаканчики, наполненные цветной ватой.

На вырезанную из картона елку, дети накладывают шарики из цветной ваты.

Пластиковые стаканчики, наполненные цветной ватой, вырезанная из картона елка.

2. Дидактическая игра

«Сложи елку»

Из зеленых треугольников сложить елку.

Набор плоских зеленых треугольников разного размера.

4 неделя

1. «Елка»

(Рисование нитками)

 

Дети рисуют елку толстыми нитками.

Кисть из толстых ниток, гуашь зеленого цвета.

2. Дидактическая игра «Укрась елку»

 

 

Предложить детям кружочки разного цвета или величины и попросить выбрать нужные.

 

 

 

 

Кружочки разного цвета и величины.

январь

1 неделя

1. «Рыбка»

(Рисование ладонью)

 

Показать, как с помощью ладошки можно нарисовать рыбок.

Гуашь разного цвета.

2. Дидактическая игра «Тактильные таблички»

Предложить детям таблички из   различных материалов. Каждый ребенок получает одну табличку. Дети описывают признаки материала, запоминают у кого была данная табличка. Педагог показывает таблички. Дети называют имя ребенка.

Таблички из   различных материалов.

2 неделя

1. Аппликация снега  манной крупой.

На лист с нанесенным на него клеем насыпать манную крупу.

Листа картона, манная крупа.

2. Дидактическая игра

«Зайка»

Собрать зайку из геометрических фигур.

Набор плоских геометрических фигур.

3 неделя

1. «Узоры на окнах» (Раздувание капли)

 

Дать детям тонированную бумагу (это окошко)

С помощью пипетки капнуть на бумагу и раздуть каплю.

Тонированная бумага, гуашь, пипетка

2. Дидактическая игра «Найди предмет указанной формы»

Попросить детей найти картинку по форме напоминающую геометрическую фигуру.

Плоские геометрические фигуры, картинки.

4 неделя

 

 

 

 

 

1. Машинка.

(Кубизм)

 

Предложить детям основу (прямоугольник ). Попросить дорисовать машину, используя прямоугольник, дорисовать круглые колеса .

Основа, гуашь разного цвета.

2. Дидактическая игра «Ночь-день»

Предложить детям несколько геометрических фигур.

Попросить закрыть глаза и убрать одну фигуру.

 

 

 

Набор геометрических фигур.

февраль

1 неделя

1. «Разные фигуры»

(Рисование геометрических фигур на манной крупе)

Предложить детям нарисовать  геометрические фигуры на манной крупе, рассыпанной в плоской коробке.

Манная крупа в плоской коробке.

2. Дидактическая игра

«Собери Петрушку»

Предложить детям собрать Петрушку из геометрических фигур.

Набор геометрических фигур.

2 неделя

1. «Снег на дереве».

(Рисование набрызгиванием)

Дети получают заготовку – силуэт дерева на тонированной бумаге. Дети набрызгивают белую гуашь.

Заготовки для рисунка, кисти, гуашь белого цвета.

2. Дидактическая игра

«Блоки Дьенеша»

Предложить задания различной сложности.

Блоки Дьенеша

3 неделя

1. «Российский флаг»

(Рисование с помощью трафарета и поролонового тычка)

 

Детям предлагается бумага белого цвета. С помощью трафарета и поролонового тычка дети рисуют красную и синюю часть флага.

Трафареты, поролоновые тычки, гуашь красного и синего цвета.

2. Дидактическая игра

«Волшебные дорожки»

Дети складывают из геометрических фигур композиции.

Геометрические фигуры, карточки-образцы.

4 неделя

1. «Праздничный салют»

(Рисование пальцами).

 

Рисование пальцами. Дети окунают пальцы в гуашь и рисуют «салют».

Гуашь разного цвета.

2. Дидактическая игра «Тактильные таблички»

Предложить детям таблички из   различных материалов. Каждый ребенок получает одну табличку. Дети описывают признаки материала, запоминают у кого была данная табличка. Педагог показывает таблички. Дети называют имя ребенка.

 

Таблички из   различных материалов.

март

1 неделя

1. «Цветы для мамы».

(Рисование ладонью)

 

Показать, как с помощью ладошки можно нарисовать букет цветов.

Гуашь разного цвета.

2. Дидактическая игра «Лото»

Раздать детям лото с геометрическими фигурами, объяснить правила игры.

Лото с геометрическими фигурами.

2 неделя

1. «Волшебный цветок

(Кляксография с дорисовыванием).

 

Дети выполняют рисунок в технике монотипии, после «превращают» его в цветок.

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

2. Дидактическая игра

 

 

3 неделя

1. «Кружочки, квадратики, треугольнички»

(Рисование штампами из картофеля)

 

Дети получают картофель с вырезанными штампами с формами геометрических фигур, выполняют работу, анализируют.

Картофель с вырезанными штампами с формами геометрических фигур, гуашь разного размера.

2. Дидактическая игра

«Блоки Дьенеша»

Предложить задания различной сложности.

Блоки Дьенеша

4 неделя

1. «Ознакомление с коричневым цветом».

(Окраска воды, рисование сухой ватой коричневого цвета).

 

 

 

 

Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в коричневый цвет разной насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям. Далее выкладывают из коричневой ваты горочку.

2 прозрачные баночки с водой, коричневая гуашь, коричневая вата

2. Дидактическая игра

 

 

апрель

1 неделя

1. «Птичка».

(Рисование с помощью трафарета и поролонового тычка).

Детям предлагается бумага белого цвета. С помощью трафарета и поролонового тычка дети рисуют птицу коричневого цвета.

Трафареты, поролоновые тычки, гуашь коричневого цвета цвета.

2. Дидактическая игра «Топтушки»

Предложить детям одеть на пальцы «топотушки» . В процессе игры нужно найти пару.

 

2 неделя

1. « Радуга»

(Ниткография)

 

Дети рисуют радугу нитками, используя знакомые цвета.

Гуашь разного цвета, толстые нитки.

2. Дидактическая игра

«Блоки Дьенеша»

Предложить задания различной сложности.

Блоки Дьенеша

3 неделя

1. «Раскрась платье у куклы»

(рисование пальчиками)

Дать детям раскраску с изображением куклы. Пальчиками раскрасить кукле платье. Не выходя за рамки рисунка.

Раскраска. Гуашь синего цвета.

2. Дидактическая игра «Лото»

Раздать детям лото с геометрическими фигурами, объяснить правила игры.

Лото с геометрическими фигурами.

4 неделя

1. Мой домик»

(Кубизм)

Из квадратиков нарисовать домик.

Гуашь разного цвета.

2. Дидактическая игра «Тактильные таблички»

Предложить детям таблички из   различных материалов. Каждый ребенок получает одну табличку. Дети описывают признаки материала, запоминают у кого была данная табличка. Педагог показывает таблички. Дети называют имя ребенка.

 

 

Таблички из   различных материалов.

май

1 неделя

1. «Мягкий цветок»

(Рисование сухой ватой)

 

Дети получают пластиковые стаканчики, наполненные цветной ватой.

На основе, дети выкладывают шарики из цветной ваты  имитируя цветок.

Пластиковые стаканчики, наполненные цветной ватой.

2. Дидактическая игра «Волшебныешнурочки»

Дети получают табличку со шнурком. Из шнурка надо выложить разные геометрические фигуры.

Таблички со шнурком.

1 неделя

1. «Здравствуйте, зеленые листочки».…

(Печатание растений)

Дети покрывают гуашью зеленого цвета листья и делают отпечаток на бумаге.

Листья, гуашь зеленого цвета.

2. Дидактическая игра «Лото»

Раздать детям лото с геометрическими фигурами, объяснить правила игры.

Лото с геометрическими фигурами.

3 неделя

1. «Цыпленок»

(Рисование пальцами)

 

Дети рисуют цыпленка, используя  желтую гуашь и технику рисования пальцами.

Желтая гуашь.

2. Дидактическая игра

«Блоки Дьенеша»

Предложить задания различной сложности.

Блоки Дьенеша

4 неделя

1. Одуванчики

(раздувание капли)

 

Дать детям тонированную бумагу

С помощью пипетки капнуть на бумагу и раздуть каплю.

Тонированная бумага,  гуашь, пипетка

2. Дидактическая игра «Тактильные таблички»

Предложить детям таблички из   различных материалов. Каждый ребенок получает одну табличку. Дети описывают признаки материала, запоминают у кого была данная табличка. Педагог показывает таблички. Дети называют имя ребенка.

Таблички из   различных материалов.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»