Совместная деятельность учителей-логопедов с детьми старшего дошкольного возраста (группы ОНР, группы НПОЗ) с использованием ИКТ
В небе жаворонок пел …
Жехованова Мария Анатольевна,
учитель-логопед II категории ГБДОУ №81
Фрунзенского района Санкт-петербурга.
Юн Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед II категории ГБДОУ №81
Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Современные образовательные технологии:
1.Метод проектов. Познавательный проект: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
2. Здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы;
- подвижные игры;
- гимнастика пальчиковая;
- гимнастика для глаз;
- технология эстетической направленности;
3. Коррекционные технологии:
- технология музыкального воздействия;
- натуртерапия;
- логопедическая ритмика;
- технологии коррекции поведения и эмоциональной сферы;
- самомассажкистей рук.
4. Технология сотрудничества.
Коррекционо-образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие общих речевых навыков: работа над интонационной выразительностью голоса.
- Уточнение пространственных представлений.
- Закрепление навыков самомассажа рук.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие фонематических процессов.
- Продолжение работы по профилактики дисграфии.
- Совершенствование функции словооизменения.
- Активизация словаря прилагательных.
- Уточнение словаря по теме «Весна. Перелётные птицы».
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Создание положительного эмоционального фона, радости, праздника.
- Создание у детей эмоционально приподнятого настроения, увлечение детей .
- Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
- Формирование дружеских взаимоотношений.
- Воспитание внимания к обращенной речи.
- Развитие чувства уверенности в себе.
- Формирование положительной мотивации на занятии.
- Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
- Формирование умения радоваться, достигая цели.
- Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
- Фланелеграф с изображением дерева;
- Компьютер-ноутбук;
- Экран;
- Проэктор;
- Презентация «Жаворонок» (созданная самостоятельно);
- Презентация «Приметы весны» (созданная самостоятельно);
- Презентация «Перелётные птицы» (созданная самостоятельно);
- Презентация «Жаворонки из теста» (созданная самостоятельно);
- Прищепки для пальчиковой гимнастики;
- Индивидуальные карточки с наложенными изображениями;
- Маркеры;
- Перелётные птицы на липучках;
- Пособие для звукового анализа и синтеза «Весенние песенки»;
- Жёлтые резиночки для волос (Солнечные зайчики) — 6 шт.
- Тесто для жаворонков;
- Стеки;
- Индивидуальные тарелочки;
- Салфетки влажные и сухие;
- Колокольчик.
1. Орг. момент.
Дети заходят в группу (зал), здороваются. Логопед: - А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Пожелаем друг другу добра. Я желаю вам добра. Логопед подает руку, дети кладут свои ладони сверху, и все вместе произносят: - Мы желаем всем добра! Логопед: - Ребятки, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало. А почему, как вы думаете, солнышко так ярко светит? Дети: - Потому что мы улыбнулись друг другу. Логопед: - А еще почему ярко светит солнце? Дети: - Потому что наступает весна.
2. Координация движений, развитие общих речевых навыков.
Подвижная игра «Солнышко» . Логопед вместе с детьми проводит подвижную игру «Солнышко»:
- Солнышко, Колоколнышко, (Дети стоят в маленьком кругу; шагают назад, расширяя круг, держась за руки.)
- Ты пораньше взойди (Дети поднимают руки вверх, тянутся на носочках), Нас пораньше разбуди (Опускают руки).
-Нам в поле бежать, нам весну встречать! (Бегут по кругу).
3. Встреча с Весной. Дети зовут Весну, хором проговаривая закличку:
Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, С великой милостью. Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным.
В группу (зал) входит Весна (под музыкальное сопровождение).
4. Диалог.
Весна: - Здравствуйте, ребята!
- Ну, Весна, как дела? (Дети хором спрашивают у Весны.) - У меня уборка. (Весна отвечает.) - Для чего тебе метла? - Снег мести с пригорка. - Для чего тебе ручьи? - Мусор смыть с дорожек. - Для чего тебе лучи? - Для уборки тоже. Все помою, просушу, вас на праздник приглашу!
Логопед: - На какой же праздник, Весна, ты нас пригласишь?
5. Повествование о празднике. Закличка.
Весна: - Старинный славянский праздник Жаворонки. Празднуют его 22 марта – в день весеннего равноденствия, когда день с ночью меряются, когда зима кончается, а весна начинается. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
А зазывали жаворонков так: (дети с Весной и логопедом произносят закличку)
Жаворонки, прилетите! (Закличка сопровождается движениями
Студену зиму прогоните! в соответствии с текстом.)
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
На экране появляется изображение жаворонка, звучит запись его пения. 6. Игра «Скажи наоборот». Весна: -Кого коснусь волшебной веточкой, тот превратит зимнее слово в весеннее.
Весна касается каждого ребенка веточкой и называет слово: Короткий - ...(длинный), холодно - ...(тепло), темно - ... (светло), сугробы - ...(ручьи, проталины, лужи), пасмурный - ...(солнечный, ясный), замерзнуть - ... (растаять, согреться), зимующие - ...(перелетные). Дети по очереди называют слова-антонимы и садятся на стульчики.
7. Развитие мелкой моторики. Приметы весны.
Самомассаж «Солнышко» Весна: Солнечные лучики, согревают рученьки. Посмотрите, ребята, как наши ладошки похожи на солнышко с лучиками. Логопед и Весна проводит с детьми пальчиковую гимнастику с элементами самомассажа:
Ладошка – это солнышко, А пальчики – лучи. Поет о солнце скворушка, Кричат о нем грачи. Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Затем поочередно поглаживать пальцы. НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ (НД) – от кончиков пальцев к их основанию. Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем разомкнуть пальцы («клюв открыт»).
Солнышко милое, Поделись своею силою! Просыпайтесь, лучики, Согревайтесь, рученьки. Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки. Поочередно растирать пальцы. НД – от кончиков пальцев к основанию.
Пальцы-лучики проснулись, Наклонились, потянулись, Быстро встали на зарядку, Рассчитались по порядку. Сжимать-разжимать кулачки. Затем поочередно поглаживать пальцы. НД – от кончиков пальцев к основанию.
Далее дети называют признаки весны, прищипывая кончик каждого пальца прищепкой . Текст сопровождается презентацией примет ранней весны.
1. Солнце ярко светит, Радуются дети.
2. Птицы веселей поют, В гости к нам весну зовут.
3. Утро - все светлее, День теперь длиннее
4. Солнце в марте пригревает, Рыхлый снег темнеет, тает.
5. Первые проталины тут и там видны, Видно, очень теплые ноги у весны.
6. Пришли теплые деньки, Зажурчали ручейки.
7. Распускается подснежник- Самый первый, самый нежный.
8. Прилетают птицы с юга : Стаями и друг за другом.
9. Весело капель звенит, Просыпаться всем велит.
10. Вылез мишка из берлоги, У него промокли ноги .
8. Склонение слова «Весенний». Игра с ладошками. Весна: - Вот пришла весна, и все вокруг становится весенним: лес весенний, дерево весеннее, улица весенняя и день теперь какой? – весенний день, а праздник какой? – весенний праздник, улыбки какие? – улыбки весенние, погода какая? – весенняя погода, солнце какое? – весеннее солнце, настроение какое? – весеннее настроение. Весна гладит ладошки, дети изменяют слово «весенний» по родам.
9. Подвижная игра «Самый первый». Логопед: - Отвечай, поторопись, самый первый становись. Нужно правильно ответить на вопрос и встать в самом начале ручейка.
Дети становятся друг за другом (ручеек).
Какой самый первый весенний месяц? – МАРТ. Какой цветок распускается самый первый – ПОДСНЕЖНИК. Кто самый первый просыпается после зимней спячки – МЕДВЕДЬ (Хозяин лесной просыпается весной). Самые первые весной рождаются...? - ЗАЙЧАТА. Какое дерево распускается первым – ВЕРБА. Какая бабочка просыпается самая первая – КРАПИВНИЦА. Самый первый прилетает ...? – ЖАВОРОНОК.
10. Перелетные птицы. Профилактика дисграфии.
Весна: - В этот день - 22 марта - все смотрели в небо, в надежде первыми заметить прилетевшую из теплых краев птичку. Это сулило удачу на весь год. Игра «Найди жаворонка» (профилактика оптической дисграфии).
Весна: - Ребята, найдите, пожалуйста, жаворонка и обведите его по контуру маркером.
Затем дети сверяют свои индивидуальные работы с образцом на экране.
11. Игра «Какие птицы прилетели вслед за жаворонком?» Узнавание перелетных птиц по силуэтным изображениям. (Уточнение зрительно-пространственных представлений).
Логопед: - Нужно птичку узнать, громко позвать по слогам («Отхлопай» ее название), и тогда эта птица сядет к тебе на ручку .
На экране – силуэты перелетных птиц: утка, ласточка, жаворонок, кукушка, аист, лебедь. Детям нужно назвать птицу, которую он узнал (произнести название по слогам) и сообщить о ее положении (например, в верхнем правом углу). Ответив правильно, каждый ребенок получает картинку с «его» птичкой.
12. Игра «Птицы на дереве» (ориентировка в пространстве, употребление предлогов ) . Логопед предлагает детям дополнить картину с помощью их птиц (расположить птиц на фланелеграфе по инструкции). Например, утка летит над деревом, аист стоит справа от дерева и т.д.
Логопед: -Чтобы дерево проснулось, разбудим его птичьим пением.
Жаворонок сел на веточку. За ним села на веточку кукушка. Ласточка подлетает к дереву. Утка летит над деревом. Аист стоит справа от дерево. Лебедь стоит слева от дерева.
13. Звуковой анализ-синтез. Игра «Весенняя песенка». Составление слогов из первым звуков заданных слов, анализ этих слогов (Картинки: котёнок, аист, паук - КАП) АУ, КУ - КУ, ПИ - ПИ, ТИ - ТИ, УХ – УХ. Весна: -Птицы поют на разные голоса, а какие ещё песенки можно услышать весной. Отгадайте по первым звукам названий картинок. Составьте к получившимся песенкам звуковые схемы.
Правильно выполненное задание сопровождается «живым» звуком - «песенка оживает».
14. Зарядка для глаз «Солнечный мой заинька...»
Логопед: - Весной, когда так ярко светит солнце, можно поймать солнечных зайчиков и поиграть с ними. (рассыпать зайчиков) Ловите своих зайчиков.
Дети надевают жёлтую резиночку на указательный палец правой руки и вместе с логопедом и Весной выполняют упражнения.
Солнечный мой заинька, Прыгни на ладошку (Дети вытягивают вперед левую руку ладонью вверх.) Солнечный мой заинька, Маленький, как крошка, (Поставили указательный палец правой руки в
центр раскрытой ладони.)
Прыг на носик, на плечо – 3 раза. (Следят взглядом за движениями Ой, как стало горячо! пальца: к носу, к правому плечу, ко лбу, Прыг на лобик, на плечо – 2 раза. к левому плечу)
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать. Вот закрыли мы глаза, (Закрывают глаза ладонями) А солнышко играет: Щечки теплыми лучами Нежно согревает. ( Широко раскрывают глаза)
15. Изготовление Жаворонков из теста. Проводится под музыку М. Глинки «Жаворонок»и сопровождается презентацией (поэтапное изготовление).
Весна: -В старину в день весеннего равноденствия, в каждом доме лепили из теста жаворонков, пекли их в печке. Давайте и мы испечём жаворонков.
16. Пальчиковая гимнастика «Яичко»
Птичка веток набрала, Птичка веток набрала, Крепко гнездышко свила, (Дети показывают ладонями «гнездо» с яичком И снесла яичко из комочка теста ) Птичка-невеличка. Ты яичко покатай, (Дети выполняют ручками соответствующие Но из рук не выпускай. движения) Очень хрупкое оно, Так у птиц заведено. (О. Крупенчук )
Логопед: Теперь делаем две колбаски и кладём их крест накрест. Один конец нижней колбаски приподнимаем и формируем голову и клювик. Теперь делаем крылышки и хвостик — прижимаем оставшиеся концы. Надрезаем хвост и крылышки — это перышки и делаем глазки. Наши жаворонки готовы?
Дети: -Нет, нужно их испечь.
Логопед: - Посмотрите, вот и печь.
Весна подходит с подносом и выкладывает жаворонков. Дети из оставшигося теста делают «хлебные крошки» ….
17. Подвижная игра «Жаворонок» (проводится во время «выпекания» Жаворонков.)
Логопед: А пока наши птички выпекаются, мы поиграем в игру «Жаворонок».
Дети становятся в круг и поют: В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. «Жаворонок» (водящий) с колокольчиком двигается поскоками по кругу. С концом песенки останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое бегут по кругу, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
Логопед: -Я думаю, наши птички уже готовы.
Весна выносит птичек и раздаёт детям.
Весна: Теперь, по традиции, нужно выйти на улицу и, подбрасывая фигурки птичек, громко кричать заклички. А какие заклички вы знаете?
Заклички: Ты птица - Жаворонок, Твой голос тонок, звонок! Неси, неси на волю Весну-Красну в подоле!
Жаворонок, Жаворонок! Возьми себе зиму, А нам отдай весну. Возьми себе сани, А нам отдай телегу.
Логопед: -Сейчас мы говорим гостям до свидания.
Дети: - До свидание.
Весна: -Приглашаем продолжить наше весеннее гулянье на улице.