Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Школьный невроз

Титова Елена Ивановна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ №104 Невского района Санкт-Петербурга

Школьный невроз мешает учиться умным и способным, морально убивает тревожных и ответственных, ставить крест на детях со средними способностями.

Школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, привычный стресс, связанный с отношением к школе, это постоянная тревога, устойчивые страхи, тихая паника, ужас, который испытывает школьник.

Научного определения школьного невроза пока не существует, этими словами обозначен целый комплекс проблем современного учащегося. Наиболее распространённое определение новой «болезни» звучит так: «НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И ШКОЛЬНОЙ СИТУАЦИИ».

Под особенностями личности понимаются и необычный стиль мышления, и повышенная тревожность, и высокий творческий потенциал, и заниженная самооценка, и сверхответственность, и беспечность – и это всё норма! Это особенности нормального ребёнка, нормального ученика.

И школьная ситуация в данном случае – очень широкое понятие. Завышенные требования к объёму учебной информации, жёсткий педагог и жестокие одноклассники, отсутствие дисциплины и попустительство администрации школы, борьба за «накопляемость оценок» и равнодушие к психологическому состоянию ребёнка. Всё это есть в наших школах, и никуда от этого не деться.

Новая болезнь «школьный невроз» ширится и крепнет, школьный невроз стал нормой у первоклассников, у гимназистов, у отличников…

Если в недальнем прошлом к психологу чаще всего обращались с проблемами плохого внимания, тревожности, неадекватного поведения, необщительности и непослушания, то в последние годы самые популярные вопросы: «Конфликт с учителем», «Нет контакта с педагогом», «Учитель придирается», «Не хочет идти в школу», «Боится идти в школу»…

В этих случаях ребёнок, скорее всего, заработал проклятый «школьный невроз», работа с ним предстоит долгая - сначала диагностика, потом трудные беседы с родителями, потом консультация невропатолога, потом индивидуальная психокоррекционная программа, рекомендации родителям. А потом? ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ ПОЛЕНЯТСЯ ВЫПОЛНИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ НЕВРОЛОГА И ПСИХОЛОГА, РЕЗУЛЬТАТ БУДЕТ: ШКОЛЬНИК СУМЕЕТ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ, НЕ ПОТЕРЯВ ПРИ ЭТОМ ЗДОРОВЬЕ. Перестанет обращать внимание на крикливость учительницы, а будет обращать внимание на её чудесную улыбку. Перестанет обижаться на одноклассников, научится их понимать. Будет отстаивать свою точку зрения, никого при этом не обижая. Научится «ходить» на компромиссы. Поймёт, что мир состоит не только из школьных проблем…

Это, повторюсь, если родители не поленятся…

Кстати, свой «вклад» в развитие неврозов вносят и родители. Первый вопрос, который задаётся ребёнку, пришедшему из школы: «Что получил?» Задумывался ли кто-нибудь из родителей, как чувствует их родное чадо, ожидая каждый день этот вопрос, особенно, если получил не бог весть что? Особенно, если за честным ответом: «Три с минусом по математике» обычно следуют либо упрёки, либо многозначительные вздохи, а то и взбучка на повышенных тонах.

Очень часто мы сталкиваемся с беспомощностью неврологов. Не потому что доктора плохи, а потому что ДОКТОРА НЕ МОГУТ ПОМЕНЯТЬ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ РЕБЁНКА – ПЕРЕИЗБЫТОК НЕНУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ И НЕДОСТАТОК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТАПЛА (мама и папа на двух работах, а видят ребёнка только спящим), ПОВЫШЕННЫЙ ТЕМП ЖИЗНИ И ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И НАДЕЖДЫ РОДИТЕЛЕЙ.

Психолог может показать родителям сильные стороны личности и характера ребёнка, может дать рекомендации, как их не разрушить, но контролировать ситуацию в дальнейшем психологу очень сложно (мама и папа на двух работах… ну, в общем всё понятно).

Признаками школьного невроза могут быть срывающийся голос, учащённое сердцебиение, затруднённое (стеснённое) дыхание, закушенные губы, влажные ладони, изгрызенные ногти, плохой сон и аппетит, нервный тик, заикание, нарушенное внимание, сниженная память, быстрая утомляемость, энурез.

Аллергии, диатезы, частые простуды, сухая слизистая носоглотки тоже часто бывают признаками школьного невроза. Нервная система «не успевает» справиться со страхом, который порождает школьная ситуация, и «перестаёт обслуживать» такие «мелочи», как кожа и слизистая оболочка. Дальше будет несварение, а потом гастрит. Ухудшится зрение. Будет болеть голова…

Менять школу? – Кто даст гарантию, что там будет лучше? Уйти в другой класс, поменять учителя? – Не появится ли у ребёнка ощущение, что от проблем можно уходить, не решая их? Любому человеку нужен личный опыт преодоления себя, преодоления ситуации, преодоления противостояния с другими людьми, но ребёнку самому с этим не справиться, ему нужна деликатная и действенная помощь.

ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ ЛЕГЧЕ ВСЕГО ПОДДАЁТСЯ КОРРЕКЦИИ НА ЕГО РАННИХ СТАДИЯХ, для эффективной борьбы с ним потребуется консультация и невролога, и психолога, дипломатичный контакт с администрацией школы и педагогом, ненавязчивое внимание родителей и эмоционально тёплая атмосфера дома.

Чтобы понять, в каком состоянии находится ребёнок, воспользуйтесь простой схемой наблюдений, которая подскажет вам, к какому специалисту следует обратиться прежде всего. Предлагаемая схема подойдёт родителям в основном младших школьников, хотя можно её использовать и для анализа поведения учащихся среднего звена.

1. не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит.

2. отвлекается, не выполняет требования, задания, просьбы с первого раза.

3. забывает дома необходимые школьные вещи.

4. неусидчивый; вскакивает с места; роняет предметы.

5. пытается смешить, привлекает всеобщее внимание.

6. часто меняет позу («возится»). Почёсывает, потирает голову, лоб, руки.

7. боится отвечать у доски. Во время устного ответа в школе или во время рассказа о том, как занимался в школе, у него меняется голос (становится сиплым, хриплым, визгливым или «пропадает»). Затаивается, сдерживает дыхание; прерывистый вдох и выдох.

8. дома прячет тетради от родителей.

9. плачет до попытки выполнить задание.

10. не хочет идти в школу.

11. влажные ладони (пятна на тетрадях).

12. руки дрожат; движения скованные: «всё валится из рук».

Эти 12 позиций практически полностью описывают внешние проявления школьного невроза.

Если шесть и больше позиций подходят для описания поведения ребёнка, то вам необходима консультация школьного или другого психолога.

1. грызёт ногти, ручку; кусает губы.

2. теребит, крутит волосы, одежду, разные предметы.

3. во время урока шаркает ногами под партой. Делая уроки дома, не сидит за столом (стоит, лежит на полу или диване, а если и сидит, то либо в немыслимой позе, либо поминутно куда-то вскакивает).

4. задыхается; с трудом глотает слюну.

5. неожиданно что-то выкрикивает.

6. злится, швыряет ручки и другие предметы.

7. агрессивен; дерётся, пинается, плюётся, портит свои и чужие вещи.

8. с нежеланием ходит в детский сад, школу, первый раз в любое незнакомое место.

Если четыре и больше позиций подходят для описания поведения вашего ребёнка, то вам необходима срочная консультация детского невролога.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»