Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

 Развите мелкой моторики у детей
«со сложными дефектами» в разновозрастной
группе детского сада с учетом  арт-терапии

 

Воробьева Екатерина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №104
Невского района Санкт-Петербурга

Задачи

Коррекционная работа реализуемая педагогом при использовании разработок должна строиться с учетом основных принципов:

1. Комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов детского сада.

2. С опорой на интеллектуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.

3. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

4. С применением деятельного  подхода к развитию личности ребенка. Принцип реализуется в рамках ведущей деятельности и в соответствии с интересом ребенка

5. С учетом принципа единства диагностики и коррекции

6. Учитывая принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала

7. Интегрируя усилия ближайшего социального окружения ребенка (обязательное включение родителей в процесс коррекции)

Цель

1.  Активизировать развитие психических процессов

2. Совершенствование моторики (дифференциация мелких движений пальцев, кисти), зрительно-двигательной координации.

3. Раскрытие творческого потенциала детей с интеллектуальной недостаточностью

Организация деятельности: 1 раз в неделю, 1 половина дня

Длительность: 5-10 минут

Форма организации: индивидуальная

 

Перспективное планирование на учебный год.

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Недели

Адаптация

Октябрь

1.

2.

3.

4.

Дождик, дождик кап, кап, кап. (пальцевая живопись)

Дождик, дождик кап, кап, кап. (пальцевая живопись)

Мячик («оттиск» штампом)

Яблоко  («оттиск» штампом)

Ноябрь

1.

2.

3.

4.

Кубик («оттиск» штампом)

Листопад  (пальцевая живопись)

Грибок  («оттиск» штампом)

Зернышки для цыплят (пальцевая живопись)

Декабрь

1.

2.

3.

4.

Грузовик (пальцевая живопись)

Елочка («тычок» жесткой кистью)

Гирлянда на ёлку («оттиск пробкой»)

Гирлянда на ёлку («оттиск пробкой»)

Январь

2.

3.

4.

Белый снег кружится («тычок» жесткой кистью)

Зайчик (щепотью- манная крупа)

мишка (щепотью- гречневая крупа)

Февраль

1.

2.

3.

4.

блюдце (пальцевая живопись)

Чашка для куклы («оттиск пробкой»)

Рукавичка  («оттиск» штампом)

Подарок папе (пальцевая живопись)

Март

1.

2.

3.

4.

Цветок для мамы («оттиск» штампом)

Бусы («оттиск пробкой»)

Полотенце для куклы (пальцевая живопись)

Весенняя капель (пальцевая живопись)

 

Апрель

1.

2.

3.

4.

Колечки («оттиск» штампом)

Пирамидка («оттиск» штампом, пробкой)

Солнышко лучистое (клубком ниток)

Птичка  (щепотью- манная крупа)

май

1.

2.

3.

4.

Листочки  («оттиск» штампом)

Травка (1 ват. палочкой)

Одуванчик  («тычок» жесткой кистью)

Цветы на лужайке («тычок» жесткой кистью, пальцевая живопись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Дождик, дождик кап, кап, кап

Пальцевая живопись

Цель . Ритмично наносить оттиски пальцем на лист бумаги, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например: «так,так,так», «кап, кап, кап»)

Вызывать у детей положительные реакции.

2.  Дождик, дождик кап, кап, кап

Пальцевая живопись

3. Мячик

«оттиск штампом»

Цель . Побуждать детей к использованию техники  «оттиск штампом», формировать умение подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны, развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Яблоко

«оттиск штампом»

Ноябрь

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Кубик

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать формирование умения использования техники  «оттиск штампом», делать простейшие изображения

2.  Листопад

Пальцевая живопись

Цель . Продолжать обучение приемам «пальцевой живописи». Развитие зрительно-двигательной координации.

3. Грибок

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать побуждать ребенка к использованию техники «оттиск штампом» формировать умение адекватно относиться к изобразительным материалам . Вызвать положительные реакции.

4. Зернышки для цыплят

Пальцевая живопись

Цель. Обучение приемам «пальцевой живописи». Сохранить ритм нанесения посредством использования речевых инструкций.

 

Декабрь

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Грузовик

Пальцевая живопись

Цель . Формирование умения «пальцевой живописи». Формирование зрительного восприятия, соотношения цвета краски с цветом контура (красный, синий). Развитие гигиенических навыков.

2.  Ёлочка

«Тычек жесткой кистью»

Цель . Формировать умение работы с помощью «тычка жесткой кистью». Подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Развитие зрительно-двигательной координации.

3. Гирлянда на ёлку

«оттиск пробкой»

Цель . Продолжать побуждать детей к технике «оттиск пробкой» формирование умений ритмично наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий

4. Гирлянда на ёлку

«оттиск пробкой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

2.  Белый снег кружится

«Тычек жесткой кистью»

Цель . Продолжать формирование приема техники «тычек жесткой кистью».  Подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

3.  Зайчик

С помощью манной крупы (щепотью)

Цель . Знакомство с новыми материалами. Побуждать детей брать материал щепотью посыпая на трафарет. Формировать умение создавать предметную композицию.

4. Мишка

С помощью гречневой крупы (щепотью)

Цель . Продолжать знакомство с новыми материалами (греча). Повторять изображения предметов на листе. Накопление активного и пассивного словаря.

Февраль

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Блюдце

Пальцевая живопись

Цель . Формирование умения «пальцевой живописи». Развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук. Вызвать положительные эмоции

2.  Чашка для куклы Маши

«оттиск пробкой»

Цель . Продолжать формирование приема техники  «оттиск пробкой». Подражать действиям педагога, использовать приобретенные умения и навыки.

3. Рукавичка

«оттиск штампом» (пенопласт)

Цель . Формирование умения сочетать нетрадиционную технику рисования с традиционной техникой изображения (приемами рисования, аппликации) подражать действиям педагога. Создать хорошее эмоциональное настроение.

4. Подарок папе

Пальцевая живопись

 

 

Март

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Цветок для мамы

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать формирование навыков техники «оттиск» штампом. Побуждать к созданию предметной композиции. Вызвать у детей эмоциональный отклик на значимость выполняемых действий

2.  Бусы

«оттиск пробкой»

Цель . Продолжать формирование навыков техники  «оттиск пробкой». Побуждать детей к действиям ритмично наносить отпечатки пробкой, сохраняя орнаментальный ряд. Создать хорошее настроение.

3. Полотенце для куклы

Пальцевая живопись

Цель . Продолжать формирование навыков «пальцевая живопись». Побуждать детей к использованию традиционной технике рисования (волнистые линии). Создать хорошее настроение

4. Весенняя капель

Пальцевая живопись

Цель . Формировать умение дорисовывать изображение до целостного образа, используя традиционную технику рисования (рисование прямых линий кончиком кисти). Развитие мелкой моторики рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Колечки

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать формирование навыка работы «оттиск» штампом. Развитие пространственного восприятия изображения, развитие мелкой моторики рук. Радоваться полученному изображению.

2.  Пирамидка

«оттиск штампом, пробкой»

Цель . Формирование умения наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии; развитие зрительно-двигательной координации, накопление активного и пассивного словарного запаса.

3. Солнышко лучистое

«оттиск» клубком ниток

Цель . Формирование приема техники «оттиск» клубком ниток; побуждать детей к нанесению отпечатка «солнышка» развитие зрительно-двигательной координации. Развитие гигиенических навыков.

4. Птичка

С помощью манной крупы (щепотью)

Цель . Формирования умения захвата щепотью. Развитие пространственного восприятия, воображения. Побуждать самостоятельно использовать приобретенные в процессе обучения умения и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Листочки

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать формирование навыка техники «оттиск» штампом. Побуждать детей к созданию предметной композиции. Вызвать у детей эмоциональный отклик на значимость исполняемых действий.

2.  Травка

Ватной палочкой

Цель . Формирование умения создавать сюжетную композицию, повторяя изображение частей одного предмета. Развитие мелкой моторики рук. Создать хорошее эмоциональное настроение.

3. Одуванчик

«тычек» жесткой кистью

Цель . Закрепление приемов техники «тычек» жесткой кистью  и развитие восприятия и умения создавать художественный образ. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий.

4. Цветы на лужайке

«тычек» жесткой кистью

«пальцевая живопись»

Цель . Развитие мелкой моторики рук. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах при создании сюжетной композиции. Развитию мелкой моторики рук при использовании разных приемов техники рисования.

 

Методическая разработка

по развитию мелкой моторики у детей «со сложными дефектами» в разновозрастной группе детского сада с учетом  арт-терапии.

 

Воробьева Е.Н.

Воспитатель ГБДОУ №104

Невского района

г. Санкт -Петербург

Задачи

Коррекционная работа реализуемая педагогом при использовании разработок должна строиться с учетом основных принципов:

1. Комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов детского сада.

2. С опорой на интеллектуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.

3. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

4. С применением деятельного  подхода к развитию личности ребенка. Принцип реализуется в рамках ведущей деятельности и в соответствии с интересом ребенка

5. С учетом принципа единства диагностики и коррекции

6. Учитывая принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала

7. Интегрируя усилия ближайшего социального окружения ребенка (обязательное включение родителей в процесс коррекции)

Цель

1.  Активизировать развитие психических процессов

2. Совершенствование моторики (дифференциация мелких движений пальцев, кисти), зрительно-двигательной координации.

3. Раскрытие творческого потенциала детей с интеллектуальной недостаточностью

Организация деятельности: 1 раз в неделю, 1 половина дня

Длительность: 5-10 минут

Форма организации: индивидуальная

 

Перспективное планирование на учебный год.

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Недели

Адаптация

Октябрь

1.

2.

3.

4.

Дождик, дождик кап, кап, кап. (пальцевая живопись)

Дождик, дождик кап, кап, кап. (пальцевая живопись)

Мячик («оттиск» штампом)

Яблоко  («оттиск» штампом)

Ноябрь

1.

2.

3.

4.

Кубик («оттиск» штампом)

Листопад  (пальцевая живопись)

Грибок  («оттиск» штампом)

Зернышки для цыплят (пальцевая живопись)

Декабрь

1.

2.

3.

4.

Грузовик (пальцевая живопись)

Елочка («тычок» жесткой кистью)

Гирлянда на ёлку («оттиск пробкой»)

Гирлянда на ёлку («оттиск пробкой»)

Январь

2.

3.

4.

Белый снег кружится («тычок» жесткой кистью)

Зайчик (щепотью- манная крупа)

мишка (щепотью- гречневая крупа)

Февраль

1.

2.

3.

4.

блюдце (пальцевая живопись)

Чашка для куклы («оттиск пробкой»)

Рукавичка  («оттиск» штампом)

Подарок папе (пальцевая живопись)

Март

1.

2.

3.

4.

Цветок для мамы («оттиск» штампом)

Бусы («оттиск пробкой»)

Полотенце для куклы (пальцевая живопись)

Весенняя капель (пальцевая живопись)

 

Апрель

1.

2.

3.

4.

Колечки («оттиск» штампом)

Пирамидка («оттиск» штампом, пробкой)

Солнышко лучистое (клубком ниток)

Птичка  (щепотью- манная крупа)

май

1.

2.

3.

4.

Листочки  («оттиск» штампом)

Травка (1 ват. палочкой)

Одуванчик  («тычок» жесткой кистью)

Цветы на лужайке («тычок» жесткой кистью, пальцевая живопись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Дождик, дождик кап, кап, кап

Пальцевая живопись

Цель . Ритмично наносить оттиски пальцем на лист бумаги, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например: «так,так,так», «кап, кап, кап»)

Вызывать у детей положительные реакции.

2.  Дождик, дождик кап, кап, кап

Пальцевая живопись

3. Мячик

«оттиск штампом»

Цель . Побуждать детей к использованию техники  «оттиск штампом», формировать умение подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны, развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Яблоко

«оттиск штампом»

Ноябрь

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Кубик

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать формирование умения использования техники  «оттиск штампом», делать простейшие изображения

2.  Листопад

Пальцевая живопись

Цель . Продолжать обучение приемам «пальцевой живописи». Развитие зрительно-двигательной координации.

3. Грибок

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать побуждать ребенка к использованию техники «оттиск штампом» формировать умение адекватно относиться к изобразительным материалам . Вызвать положительные реакции.

4. Зернышки для цыплят

Пальцевая живопись

Цель. Обучение приемам «пальцевой живописи». Сохранить ритм нанесения посредством использования речевых инструкций.

 

Декабрь

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Грузовик

Пальцевая живопись

Цель . Формирование умения «пальцевой живописи». Формирование зрительного восприятия, соотношения цвета краски с цветом контура (красный, синий). Развитие гигиенических навыков.

2.  Ёлочка

«Тычек жесткой кистью»

Цель . Формировать умение работы с помощью «тычка жесткой кистью». Подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Развитие зрительно-двигательной координации.

3. Гирлянда на ёлку

«оттиск пробкой»

Цель . Продолжать побуждать детей к технике «оттиск пробкой» формирование умений ритмично наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий

4. Гирлянда на ёлку

«оттиск пробкой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

2.  Белый снег кружится

«Тычек жесткой кистью»

Цель . Продолжать формирование приема техники «тычек жесткой кистью».  Подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

3.  Зайчик

С помощью манной крупы (щепотью)

Цель . Знакомство с новыми материалами. Побуждать детей брать материал щепотью посыпая на трафарет. Формировать умение создавать предметную композицию.

4. Мишка

С помощью гречневой крупы (щепотью)

Цель . Продолжать знакомство с новыми материалами (греча). Повторять изображения предметов на листе. Накопление активного и пассивного словаря.

Февраль

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Блюдце

Пальцевая живопись

Цель . Формирование умения «пальцевой живописи». Развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук. Вызвать положительные эмоции

2.  Чашка для куклы Маши

«оттиск пробкой»

Цель . Продолжать формирование приема техники  «оттиск пробкой». Подражать действиям педагога, использовать приобретенные умения и навыки.

3. Рукавичка

«оттиск штампом» (пенопласт)

Цель . Формирование умения сочетать нетрадиционную технику рисования с традиционной техникой изображения (приемами рисования, аппликации) подражать действиям педагога. Создать хорошее эмоциональное настроение.

4. Подарок папе

Пальцевая живопись

 

 

Март

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Цветок для мамы

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать формирование навыков техники «оттиск» штампом. Побуждать к созданию предметной композиции. Вызвать у детей эмоциональный отклик на значимость выполняемых действий

2.  Бусы

«оттиск пробкой»

Цель . Продолжать формирование навыков техники  «оттиск пробкой». Побуждать детей к действиям ритмично наносить отпечатки пробкой, сохраняя орнаментальный ряд. Создать хорошее настроение.

3. Полотенце для куклы

Пальцевая живопись

Цель . Продолжать формирование навыков «пальцевая живопись». Побуждать детей к использованию традиционной технике рисования (волнистые линии). Создать хорошее настроение

4. Весенняя капель

Пальцевая живопись

Цель . Формировать умение дорисовывать изображение до целостного образа, используя традиционную технику рисования (рисование прямых линий кончиком кисти). Развитие мелкой моторики рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Колечки

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать формирование навыка работы «оттиск» штампом. Развитие пространственного восприятия изображения, развитие мелкой моторики рук. Радоваться полученному изображению.

2.  Пирамидка

«оттиск штампом, пробкой»

Цель . Формирование умения наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии; развитие зрительно-двигательной координации, накопление активного и пассивного словарного запаса.

3. Солнышко лучистое

«оттиск» клубком ниток

Цель . Формирование приема техники «оттиск» клубком ниток; побуждать детей к нанесению отпечатка «солнышка» развитие зрительно-двигательной координации. Развитие гигиенических навыков.

4. Птичка

С помощью манной крупы (щепотью)

Цель . Формирования умения захвата щепотью. Развитие пространственного восприятия, воображения. Побуждать самостоятельно использовать приобретенные в процессе обучения умения и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Тема

Техника изображения

Непосредственно-образовательная деятельность

1.  Листочки

«оттиск штампом»

Цель . Продолжать формирование навыка техники «оттиск» штампом. Побуждать детей к созданию предметной композиции. Вызвать у детей эмоциональный отклик на значимость исполняемых действий.

2.  Травка

Ватной палочкой

Цель . Формирование умения создавать сюжетную композицию, повторяя изображение частей одного предмета. Развитие мелкой моторики рук. Создать хорошее эмоциональное настроение.

3. Одуванчик

«тычек» жесткой кистью

Цель . Закрепление приемов техники «тычек» жесткой кистью  и развитие восприятия и умения создавать художественный образ. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий.

4. Цветы на лужайке

«тычек» жесткой кистью

«пальцевая живопись»

Цель . Развитие мелкой моторики рук. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах при создании сюжетной композиции. Развитию мелкой моторики рук при использовании разных приемов техники рисования.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»