Методическая разработка
Развите мелкой моторики у детей
«со сложными дефектами» в разновозрастной
группе детского сада с учетом арт-терапии
Воробьева Екатерина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №104
Невского района Санкт-Петербурга
Задачи
Коррекционная работа реализуемая педагогом при использовании разработок должна строиться с учетом основных принципов:
1. Комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов детского сада.
2. С опорой на интеллектуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
3. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
4. С применением деятельного подхода к развитию личности ребенка. Принцип реализуется в рамках ведущей деятельности и в соответствии с интересом ребенка
5. С учетом принципа единства диагностики и коррекции
6. Учитывая принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала
7. Интегрируя усилия ближайшего социального окружения ребенка (обязательное включение родителей в процесс коррекции)
Цель
1. Активизировать развитие психических процессов
2. Совершенствование моторики (дифференциация мелких движений пальцев, кисти), зрительно-двигательной координации.
3. Раскрытие творческого потенциала детей с интеллектуальной недостаточностью
Организация деятельности: 1 раз в неделю, 1 половина дня
Длительность: 5-10 минут
Форма организации: индивидуальная
Перспективное планирование на учебный год.
Месяц |
Содержание работы |
|
Сентябрь |
Недели |
Адаптация |
Октябрь |
1. 2. 3. 4. |
Дождик, дождик кап, кап, кап. (пальцевая живопись) Дождик, дождик кап, кап, кап. (пальцевая живопись) Мячик («оттиск» штампом) Яблоко («оттиск» штампом) |
Ноябрь |
1. 2. 3. 4. |
Кубик («оттиск» штампом) Листопад (пальцевая живопись) Грибок («оттиск» штампом) Зернышки для цыплят (пальцевая живопись) |
Декабрь |
1. 2. 3. 4. |
Грузовик (пальцевая живопись) Елочка («тычок» жесткой кистью) Гирлянда на ёлку («оттиск пробкой») Гирлянда на ёлку («оттиск пробкой») |
Январь |
2. 3. 4. |
Белый снег кружится («тычок» жесткой кистью) Зайчик (щепотью- манная крупа) мишка (щепотью- гречневая крупа) |
Февраль |
1. 2. 3. 4. |
блюдце (пальцевая живопись) Чашка для куклы («оттиск пробкой») Рукавичка («оттиск» штампом) Подарок папе (пальцевая живопись) |
Март |
1. 2. 3. 4. |
Цветок для мамы («оттиск» штампом) Бусы («оттиск пробкой») Полотенце для куклы (пальцевая живопись) Весенняя капель (пальцевая живопись)
|
Апрель |
1. 2. 3. 4. |
Колечки («оттиск» штампом) Пирамидка («оттиск» штампом, пробкой) Солнышко лучистое (клубком ниток) Птичка (щепотью- манная крупа) |
май |
1. 2. 3. 4. |
Листочки («оттиск» штампом) Травка (1 ват. палочкой) Одуванчик («тычок» жесткой кистью) Цветы на лужайке («тычок» жесткой кистью, пальцевая живопись) |
Октябрь
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Дождик, дождик кап, кап, кап |
Пальцевая живопись |
Цель . Ритмично наносить оттиски пальцем на лист бумаги, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например: «так,так,так», «кап, кап, кап») Вызывать у детей положительные реакции. |
2. Дождик, дождик кап, кап, кап |
Пальцевая живопись |
|
3. Мячик |
«оттиск штампом» |
Цель . Побуждать детей к использованию техники «оттиск штампом», формировать умение подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны, развитие мелкой моторики пальцев рук. |
4. Яблоко |
«оттиск штампом» |
Ноябрь
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Кубик |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать формирование умения использования техники «оттиск штампом», делать простейшие изображения |
2. Листопад |
Пальцевая живопись |
Цель . Продолжать обучение приемам «пальцевой живописи». Развитие зрительно-двигательной координации. |
3. Грибок |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать побуждать ребенка к использованию техники «оттиск штампом» формировать умение адекватно относиться к изобразительным материалам . Вызвать положительные реакции. |
4. Зернышки для цыплят |
Пальцевая живопись |
Цель. Обучение приемам «пальцевой живописи». Сохранить ритм нанесения посредством использования речевых инструкций. |
Декабрь
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Грузовик |
Пальцевая живопись |
Цель . Формирование умения «пальцевой живописи». Формирование зрительного восприятия, соотношения цвета краски с цветом контура (красный, синий). Развитие гигиенических навыков. |
2. Ёлочка |
«Тычек жесткой кистью» |
Цель . Формировать умение работы с помощью «тычка жесткой кистью». Подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Развитие зрительно-двигательной координации. |
3. Гирлянда на ёлку |
«оттиск пробкой» |
Цель . Продолжать побуждать детей к технике «оттиск пробкой» формирование умений ритмично наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий |
4. Гирлянда на ёлку |
«оттиск пробкой» |
Январь
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
2. Белый снег кружится |
«Тычек жесткой кистью» |
Цель . Продолжать формирование приема техники «тычек жесткой кистью». Подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
3. Зайчик |
С помощью манной крупы (щепотью) |
Цель . Знакомство с новыми материалами. Побуждать детей брать материал щепотью посыпая на трафарет. Формировать умение создавать предметную композицию. |
4. Мишка |
С помощью гречневой крупы (щепотью) |
Цель . Продолжать знакомство с новыми материалами (греча). Повторять изображения предметов на листе. Накопление активного и пассивного словаря. |
Февраль
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Блюдце |
Пальцевая живопись |
Цель . Формирование умения «пальцевой живописи». Развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук. Вызвать положительные эмоции |
2. Чашка для куклы Маши |
«оттиск пробкой» |
Цель . Продолжать формирование приема техники «оттиск пробкой». Подражать действиям педагога, использовать приобретенные умения и навыки. |
3. Рукавичка |
«оттиск штампом» (пенопласт) |
Цель . Формирование умения сочетать нетрадиционную технику рисования с традиционной техникой изображения (приемами рисования, аппликации) подражать действиям педагога. Создать хорошее эмоциональное настроение. |
4. Подарок папе |
Пальцевая живопись |
Март
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Цветок для мамы |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать формирование навыков техники «оттиск» штампом. Побуждать к созданию предметной композиции. Вызвать у детей эмоциональный отклик на значимость выполняемых действий |
2. Бусы |
«оттиск пробкой» |
Цель . Продолжать формирование навыков техники «оттиск пробкой». Побуждать детей к действиям ритмично наносить отпечатки пробкой, сохраняя орнаментальный ряд. Создать хорошее настроение. |
3. Полотенце для куклы |
Пальцевая живопись |
Цель . Продолжать формирование навыков «пальцевая живопись». Побуждать детей к использованию традиционной технике рисования (волнистые линии). Создать хорошее настроение |
4. Весенняя капель |
Пальцевая живопись |
Цель . Формировать умение дорисовывать изображение до целостного образа, используя традиционную технику рисования (рисование прямых линий кончиком кисти). Развитие мелкой моторики рук. |
Апрель
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Колечки |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать формирование навыка работы «оттиск» штампом. Развитие пространственного восприятия изображения, развитие мелкой моторики рук. Радоваться полученному изображению. |
2. Пирамидка |
«оттиск штампом, пробкой» |
Цель . Формирование умения наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии; развитие зрительно-двигательной координации, накопление активного и пассивного словарного запаса. |
3. Солнышко лучистое |
«оттиск» клубком ниток |
Цель . Формирование приема техники «оттиск» клубком ниток; побуждать детей к нанесению отпечатка «солнышка» развитие зрительно-двигательной координации. Развитие гигиенических навыков. |
4. Птичка |
С помощью манной крупы (щепотью) |
Цель . Формирования умения захвата щепотью. Развитие пространственного восприятия, воображения. Побуждать самостоятельно использовать приобретенные в процессе обучения умения и навыки. |
Май
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Листочки |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать формирование навыка техники «оттиск» штампом. Побуждать детей к созданию предметной композиции. Вызвать у детей эмоциональный отклик на значимость исполняемых действий. |
2. Травка |
Ватной палочкой |
Цель . Формирование умения создавать сюжетную композицию, повторяя изображение частей одного предмета. Развитие мелкой моторики рук. Создать хорошее эмоциональное настроение. |
3. Одуванчик |
«тычек» жесткой кистью |
Цель . Закрепление приемов техники «тычек» жесткой кистью и развитие восприятия и умения создавать художественный образ. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий. |
4. Цветы на лужайке |
«тычек» жесткой кистью «пальцевая живопись» |
Цель . Развитие мелкой моторики рук. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах при создании сюжетной композиции. Развитию мелкой моторики рук при использовании разных приемов техники рисования. |
Методическая разработка
по развитию мелкой моторики у детей «со сложными дефектами» в разновозрастной группе детского сада с учетом арт-терапии.
Воробьева Е.Н.
Воспитатель ГБДОУ №104
Невского района
г. Санкт -Петербург
Задачи
Коррекционная работа реализуемая педагогом при использовании разработок должна строиться с учетом основных принципов:
1. Комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов детского сада.
2. С опорой на интеллектуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
3. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
4. С применением деятельного подхода к развитию личности ребенка. Принцип реализуется в рамках ведущей деятельности и в соответствии с интересом ребенка
5. С учетом принципа единства диагностики и коррекции
6. Учитывая принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала
7. Интегрируя усилия ближайшего социального окружения ребенка (обязательное включение родителей в процесс коррекции)
Цель
1. Активизировать развитие психических процессов
2. Совершенствование моторики (дифференциация мелких движений пальцев, кисти), зрительно-двигательной координации.
3. Раскрытие творческого потенциала детей с интеллектуальной недостаточностью
Организация деятельности: 1 раз в неделю, 1 половина дня
Длительность: 5-10 минут
Форма организации: индивидуальная
Перспективное планирование на учебный год.
Месяц |
Содержание работы |
|
Сентябрь |
Недели |
Адаптация |
Октябрь |
1. 2. 3. 4. |
Дождик, дождик кап, кап, кап. (пальцевая живопись) Дождик, дождик кап, кап, кап. (пальцевая живопись) Мячик («оттиск» штампом) Яблоко («оттиск» штампом) |
Ноябрь |
1. 2. 3. 4. |
Кубик («оттиск» штампом) Листопад (пальцевая живопись) Грибок («оттиск» штампом) Зернышки для цыплят (пальцевая живопись) |
Декабрь |
1. 2. 3. 4. |
Грузовик (пальцевая живопись) Елочка («тычок» жесткой кистью) Гирлянда на ёлку («оттиск пробкой») Гирлянда на ёлку («оттиск пробкой») |
Январь |
2. 3. 4. |
Белый снег кружится («тычок» жесткой кистью) Зайчик (щепотью- манная крупа) мишка (щепотью- гречневая крупа) |
Февраль |
1. 2. 3. 4. |
блюдце (пальцевая живопись) Чашка для куклы («оттиск пробкой») Рукавичка («оттиск» штампом) Подарок папе (пальцевая живопись) |
Март |
1. 2. 3. 4. |
Цветок для мамы («оттиск» штампом) Бусы («оттиск пробкой») Полотенце для куклы (пальцевая живопись) Весенняя капель (пальцевая живопись)
|
Апрель |
1. 2. 3. 4. |
Колечки («оттиск» штампом) Пирамидка («оттиск» штампом, пробкой) Солнышко лучистое (клубком ниток) Птичка (щепотью- манная крупа) |
май |
1. 2. 3. 4. |
Листочки («оттиск» штампом) Травка (1 ват. палочкой) Одуванчик («тычок» жесткой кистью) Цветы на лужайке («тычок» жесткой кистью, пальцевая живопись) |
Октябрь
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Дождик, дождик кап, кап, кап |
Пальцевая живопись |
Цель . Ритмично наносить оттиски пальцем на лист бумаги, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например: «так,так,так», «кап, кап, кап») Вызывать у детей положительные реакции. |
2. Дождик, дождик кап, кап, кап |
Пальцевая живопись |
|
3. Мячик |
«оттиск штампом» |
Цель . Побуждать детей к использованию техники «оттиск штампом», формировать умение подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны, развитие мелкой моторики пальцев рук. |
4. Яблоко |
«оттиск штампом» |
Ноябрь
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Кубик |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать формирование умения использования техники «оттиск штампом», делать простейшие изображения |
2. Листопад |
Пальцевая живопись |
Цель . Продолжать обучение приемам «пальцевой живописи». Развитие зрительно-двигательной координации. |
3. Грибок |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать побуждать ребенка к использованию техники «оттиск штампом» формировать умение адекватно относиться к изобразительным материалам . Вызвать положительные реакции. |
4. Зернышки для цыплят |
Пальцевая живопись |
Цель. Обучение приемам «пальцевой живописи». Сохранить ритм нанесения посредством использования речевых инструкций. |
Декабрь
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Грузовик |
Пальцевая живопись |
Цель . Формирование умения «пальцевой живописи». Формирование зрительного восприятия, соотношения цвета краски с цветом контура (красный, синий). Развитие гигиенических навыков. |
2. Ёлочка |
«Тычек жесткой кистью» |
Цель . Формировать умение работы с помощью «тычка жесткой кистью». Подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Развитие зрительно-двигательной координации. |
3. Гирлянда на ёлку |
«оттиск пробкой» |
Цель . Продолжать побуждать детей к технике «оттиск пробкой» формирование умений ритмично наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий |
4. Гирлянда на ёлку |
«оттиск пробкой» |
Январь
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
2. Белый снег кружится |
«Тычек жесткой кистью» |
Цель . Продолжать формирование приема техники «тычек жесткой кистью». Подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
3. Зайчик |
С помощью манной крупы (щепотью) |
Цель . Знакомство с новыми материалами. Побуждать детей брать материал щепотью посыпая на трафарет. Формировать умение создавать предметную композицию. |
4. Мишка |
С помощью гречневой крупы (щепотью) |
Цель . Продолжать знакомство с новыми материалами (греча). Повторять изображения предметов на листе. Накопление активного и пассивного словаря. |
Февраль
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Блюдце |
Пальцевая живопись |
Цель . Формирование умения «пальцевой живописи». Развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук. Вызвать положительные эмоции |
2. Чашка для куклы Маши |
«оттиск пробкой» |
Цель . Продолжать формирование приема техники «оттиск пробкой». Подражать действиям педагога, использовать приобретенные умения и навыки. |
3. Рукавичка |
«оттиск штампом» (пенопласт) |
Цель . Формирование умения сочетать нетрадиционную технику рисования с традиционной техникой изображения (приемами рисования, аппликации) подражать действиям педагога. Создать хорошее эмоциональное настроение. |
4. Подарок папе |
Пальцевая живопись |
Март
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Цветок для мамы |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать формирование навыков техники «оттиск» штампом. Побуждать к созданию предметной композиции. Вызвать у детей эмоциональный отклик на значимость выполняемых действий |
2. Бусы |
«оттиск пробкой» |
Цель . Продолжать формирование навыков техники «оттиск пробкой». Побуждать детей к действиям ритмично наносить отпечатки пробкой, сохраняя орнаментальный ряд. Создать хорошее настроение. |
3. Полотенце для куклы |
Пальцевая живопись |
Цель . Продолжать формирование навыков «пальцевая живопись». Побуждать детей к использованию традиционной технике рисования (волнистые линии). Создать хорошее настроение |
4. Весенняя капель |
Пальцевая живопись |
Цель . Формировать умение дорисовывать изображение до целостного образа, используя традиционную технику рисования (рисование прямых линий кончиком кисти). Развитие мелкой моторики рук. |
Апрель
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Колечки |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать формирование навыка работы «оттиск» штампом. Развитие пространственного восприятия изображения, развитие мелкой моторики рук. Радоваться полученному изображению. |
2. Пирамидка |
«оттиск штампом, пробкой» |
Цель . Формирование умения наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии; развитие зрительно-двигательной координации, накопление активного и пассивного словарного запаса. |
3. Солнышко лучистое |
«оттиск» клубком ниток |
Цель . Формирование приема техники «оттиск» клубком ниток; побуждать детей к нанесению отпечатка «солнышка» развитие зрительно-двигательной координации. Развитие гигиенических навыков. |
4. Птичка |
С помощью манной крупы (щепотью) |
Цель . Формирования умения захвата щепотью. Развитие пространственного восприятия, воображения. Побуждать самостоятельно использовать приобретенные в процессе обучения умения и навыки. |
Май
Тема |
Техника изображения |
Непосредственно-образовательная деятельность |
1. Листочки |
«оттиск штампом» |
Цель . Продолжать формирование навыка техники «оттиск» штампом. Побуждать детей к созданию предметной композиции. Вызвать у детей эмоциональный отклик на значимость исполняемых действий. |
2. Травка |
Ватной палочкой |
Цель . Формирование умения создавать сюжетную композицию, повторяя изображение частей одного предмета. Развитие мелкой моторики рук. Создать хорошее эмоциональное настроение. |
3. Одуванчик |
«тычек» жесткой кистью |
Цель . Закрепление приемов техники «тычек» жесткой кистью и развитие восприятия и умения создавать художественный образ. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий. |
4. Цветы на лужайке |
«тычек» жесткой кистью «пальцевая живопись» |
Цель . Развитие мелкой моторики рук. Воспитание у ребенка уверенности в собственных силах при создании сюжетной композиции. Развитию мелкой моторики рук при использовании разных приемов техники рисования. |