Третий год жизни период интесивного развития у ребенка самостоятельности.Промедление в формирование этого качества приводит к появлению у детей капризов,упрямства,бездеятельности;дети надеются ,что все за них должны сделать взрослые.Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка;совершенствуются навыки самообслуживания играя ребенок самостоятельно воспроизводит два три последовательных эпизода из жизни;самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий(слушать сказку,объяснения,отвечать на вопросы)Дети учатся самостоятельно выполнять прстейшие трудовые поручения:расставить по местам игрушки,убрать их в шкаф. Для формирование самостоятельности родители сообщают детям их маленькие обязанности;одежду беречь,игрушки не разбрасывать,охотно выполнять поручения взрослых,убирать вещи на свои места.Необходимо создавать условия для того,чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленые знания и опыт.Воспитывая самостоятельность,взрослый объясняет,показывает.Детям задают разнообразные вопросы,чтобы направить их внимание на основные действия,помочь уяснить содержание того или иного требования,способ его выполнения,чтобы ребенок понял,почему так нужно поступать.Например,когда детей учат наводить порядок в кукольном уголке в начале им объясняют (чашки и тарелки убрать в буфет,дверцы буфета прикрыть.Кастрюли поставить на плиту ) Вдальнейшем достаточно напомнить.В процессе организации самостоятельной деятельности детей от прямого подсказа,чем заняться: "покорми куколку положи ее спать,переходят к наводящим вопросам,побуждающим детей самостоятельно продолжать,усложнять игру,найти себе занятия:"Твоя куколка уже поела? A что она будет делать дальше? Ты хочешь погулять с ней? Но на улице уже холодно? Ребенок должен догадаться,что куклу следует завернуть.И так для формирования самостоятельности и активности детей важно,во всех отделах воспитательной работы планировать и осуществлять систему задач нарастающий трудности.Их выполнения потребует волевых усилий,напряжения,но вместе с тем у детей появится интерес,настойчивость.Важна и оценка,поощрение ребенка,привлечения внимания других детей,проявления его самостоятельности. Тогда дети будут стараться найти себе занятия,справиться с ним и даже оказать помощь тому,кто в ней нуждается.