Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
Сотскова Надежда Ивановна,
воспитатель ГБДОУ №62
Кировского района Санкт-Петербурга
Ребёнок в возрасте от четырёх до пяти лет в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Всё более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка активно проявляется стремление к самостоятельности. Ребёнку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых, также начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
В 4-5 лет начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребёнком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. В этом возрасте начинает активно проявляться воображение. Ребёнок живёт в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребёнок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребёнок трёх лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в среднем возрасте нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Совместная игра становится сложнее, у неё появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, в парикмахерскую, разыгрывание любимых сказок и так далее).
В рисовании постепенно всё более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребёнок постепенно переходит к изображению того, что он помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребёнка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребёнок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.
Идёт активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале, на на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.