Роль природоведческих рассказов
В.Бианки в воспитания интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Молинская Галина Алексеевна
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношешоо ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.
Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений детей о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова в своей книге «детские писатели» рассказывают о замечательном детском писателе, который писал рассказы и сказки о природе — Виталии Бианки.
Любовь к природе Виталий Валентинович Бианки (1894 — 1959) принёс из своего детства: от отца хранителя коллекций Зоологического музея Академии Наук, от матери, у которой любой зачахший кустик начинал расцветать, от родственников, среди которых были зоологи, путешественники. Первая мировая война помешала юноше закончить обучение на естественнонаучном отделении Петербургского университета (он был мобилизован), только отсрочило реализацию с детства определённых планов.
Писать для детей В.Бианки начал в 1922-м году, практически одновременно примкнув к кружку детских писателей, составлявших ядро ленинградской («маршаковской») редакции Детгиза, - Маршаку, Житкову, Шварцу, Данько, М.Ильину. В те же годы он становится активным сотрудником журналов «В мастерской природы», «Воробей», «дружные ребята», «Знание — сила» и ряда друтих. Работа в журналах дала писателю возможность лучше понять интересы и запросы ребят, и художественная манера В.Бианки формирует ранний период творчества. В.Бианки увлекается созданием новой жанровой формы — «сказки-несказки». Эти сказки рождаются как ответ на бесконечные детские «отчего» и «почему», что отражается уже в названиях произведений — «Отчего у сороки такой хвост?», «Отчего зуек кланяется, а плиска хвостиком кивает» (в подобных сказках отчётливо прослеживается связь с природоведческим рассказом Л.Н.Толстого). Они могут быть построены на диалоге знающего и незнающего героев: вначале герой наблюдает явление, затем размышляет (или спрашивает), потом приходит к важным выводам. Иногда сказка представляет собой развёрнутый сюжет, в основе которого — цепь приключений какого-либо героя (так, в «Первой охоте» увлекательные приключения щенка одновременно оказываются формой знакомства с мимикрией — важным биологическим законом, а в «Лесных домишках» сбившаяся с пути береговая ласточка ищет место для ночёвки, узнавая попутно об образе жизни разных птиц).
Авторы книги «Детские писатели» считают, что В.Бианки использует в своих сказках-несказках приёмы, характерные для народной сказки:
- завязкой может служить встреча животных, спор, столкновение мнений. Животные при этом олицетворяются, что не лишает произведение реальной биологической основы, - наоборот, изображение повадок становятся наглядным и предметным («Чей нос лучше?», ((Хвосты»). В некоторых сказках появляется вводный герой, готовый объяснить окружающим персонажам и читателю смысл происходящего (в сказке «Чьи это ноги?» - в этой функции выступает медянка). Да и язык сказок близок к фольклорному:
- в нём часто встречаются повторы глаголов - летала-летала береговушка — и из сил выбилась) рифмованные эпитеты — дятел пёстрый нос вострый, белка — по дуплам сиделка», звуковая игра — дятел скок-поскок, носом стук- постук», отмечается обилие диалогов.
В те же 20-е годы появляются рассказы и повести В.Бианки, обращённые к читателям младшего возраста. В них содержится несколько меньше познавательных сведений, чем в сказках-несказках, но и художественная задача отлична — писатель не столько разъясняет законы природы, сколько пытается показать, зачем их надо знать и как использовать (подобным образом построены «Клуб колумбов», рассказы «как дяденька Волов искал волков» и «По следам»). Большой интерес представляет повесть «На великом морском пути» написанная по результатам наблюдений за птичьими перелетами. История путешествий дикого гуся-казарки в приключенческой форме знакомит читателей с сущностью закона борьбы за существование в природе, и одновременно — вызывает с их стороны сопереживание герою в его напряженных приключениях.
В 30-е годы становится заметным стремление В. Бианки к более широкому охвату явлений, теперь писатель показывает не только отдельные биологические законы, но и их взаимосвязь, изображал как единый процесс борьбу за существование и приспособление животных к окружающей среде (таковы, например, «Сказки зверолова»). Увлекательный сюжет «Мышонка Пика» или «Где раки зимуют» построен по приключенческому принципу: каждый рассказ — своеобразная «биография» героя с подробным описанием биологических условий существования животного, реалистически точным изображением деталей «портрета». Автор не безразличен к судьбе своих героев, и легко вызывает у читателей чувство сопереживания по отношению к ним.
Во всех этих произведениях фантастика и сказка соединяются с познавательным началом, правдивыми и точными сведениями из жизни природы. Прекрасное знание особенностей детского мировосприятия позволяет писателю отмечать в первую очередь те признаки и повадки, которые будут интересны ребёнку.
Нередко в рассказах отмечается образ ребёнка-наблюдателя, который оказывается своеобразным связующим звеном между автором и его юным читателем — таков цикл рассказов «Мой хитрый сынишка». Маленький следопыт многое видит и замечает, но его выводы часто бывают ошибочными (Причём В. Бианки использует типичные для детей ложные истолкования увиденного), поэтому рядом с ребёнком появляется взрослый, знающий и умеющий объяснять герой — альтер эго автора (рассказы «Сумасшедшая птица», «Про одного мальчика», «Кузя двухвостый»).
Много размышляет писатель в своих произведениях о проблеме взаимоотношений человека и животных, хотя по свидетельствам близко знавших его людей, само слово «природа» В. Бианки не любил, слишком часто, с его точки зрения, это слово поминают всуе «болтают «природа, природа», а потом приходят на пляж или в лес и без .зазрения совести их замусоривают.. Вот тебе и «природа»! Беспокойство по поводу того, что человек и созданная им цивилизация оказываются губительны для природы, отчётливо прослеживается в таких произведениях, как «Мурзук» .»Одинец»,»Страна зверей».
Это же беспокойство кладёт начало созданию книги, не имеющей жанровых аналогов в «добианковской» детской литературе, - «Лесной газете» .В оригинальной форме представляет писатель объёмные картины жизни природы в разные времена года. Газетные жанры (корреспонденция, хроника, фельетон, очерк) придают материалу живость и занимательность, дают возможность максимально насытить произведение познавательными сведениями. Важно и то, что избранная форма способствовала активизации читателей (среди «Писем лескоров» много подлинных заметок).
Глубоко поэтический образ лежит в основе композиции книги «Лесной год» - «колесо с двенадцатью спицами», вращается колесо - идут годы. Разнообразные материалы объединяются в «газете» по принципу «сезонности», причём рядом могут оказаться сугубо познавательные заметки или очерки и занимательные рассказы (в них интригующим может оказаться даже название — «Страшный цветок», «Накрыли разбойника»), игровые формы («Тир — вопросы и ответы, которые можно проверить в следующих номерах, «Радиоперекличка») и разного рода инструкции (как стать хорошим корреспондентом, как помочь птицам зимой и т.п.).
Безусловным достоинством «газеты» является её лаконизм, доходящий порой до словесных формул (Старшие спокойно клюют зёрнышки — и ты клюй, старшие головы подняли и не шевелятся и ты замри, старшие наутёк и ты наутёк), умелое использование разговорных интонаций («Лисёнок увидал на поляне мышиные мелкие строчки. Ага, думает, сейчас закусим!»), способность воспроизводить и передавать разнообразные лесные звуки (пауки и кузнечики скрипят, дятлы — барабанят, иволги — свистят, сова хохочет, филин ухает).
Книги о природе для детей дошкольного возраста разнообразны по жанрам. пишет автор, в них в простой и занимательной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы.
Автор считает, что особое место в работе с детьми занимают сказки. раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе.
Дети очень любят сказки В. Бианки о животных с занимательным сюжетом, К ним можно отнести такие, как «Кто чем поёт», «Лесные домишки». «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Лис и мышонок». В.Бианки даёт яркие и меткие характеристики животных, знакомит детей с их приспособлениями к условиям жизни, что имеет большое воспитательное и познавательное значение. Например, не все дети знают, какой у дубоноса крепкий и сильный клюв. Он своим клювом может расколоть даже вишнёвую косточку. А дятел прекрасный мастер — без долота и циркуля выдалбливает великолепное дупло.
Яркие образы героев-животных надолго сохраняются в памяти детей. Это и красноголовый воробей, и ласточка-береговушка, и сова. Из сказки В.Бианки «Лис и мышонок» дети узнают о том, лисьи охотятся за мышами, а мыши живут в норках, в которых есть спаленки и кладовочки с боковыми ходами-отнорочками. Сказки В. Бианки помогают детям ответить на многие вопросы: «для чего нужны зверям хвосты?», «Какие птицы выводят птенцов зимой?» и д.р.
С.Н. Николаева в своей книге «Методика экологического воспитания в детском саду» рекомендует в старшей группе на протяжении всего учебного года систематически использовать литературные произведения В. Бианки. Автор считает, что сюжеты произведений В. Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относится ко всему, что существует и живёт рядом.
С.Н. Николаева в своей методике значительное место отводит творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию детьми иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки и изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению детьми рассказов о природе с их последующим оформлением в книжечки организации воспитателем совместно с дошкольниками выставок.
В 1986-м году на съезде писателей СССР, когда речь пошла о защите природы, о необходимости формирования нового экологического сознания, имя старейшего писателя-анималиста нашего времени — В. Бианки вспомнилось неоднократно: «Жил среди нас удивительный, уникальный писатель Виталий Валентинович Бианки, его всю жизнь упрекали, что пишет он не о главном — пишет о птичках, цветах и деревьях. Для воспитания экологического сознания наших современников, а вернее сказать — для воспитания нравственного отношения к природе, он сделал больше, чем кто- либо другой…»