Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Соснина Надежда Викторовна

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.

Профилактика  дезадаптации»

 

Санкт-Петербург

2011 год

Формирование экологической культуры населения, начало ее становления  падает на первые семь-восемь лет жизни ребёнка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру ( природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём.

В экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной  территории и взаимодействующих  между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребёнка-дошкольника могут быть ему представлены и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Взаимодействия человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся  отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребёнком окружающего мира.

В основе экологического воспитания – адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии:  организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического  воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего  экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические  качества в человеке . Красота, добро, истина в четырёх ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируются дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества:  материальная и духовная.  Материальная,  потому что в комплексе всех своих компонентов составляет  среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность. Природа, отражённая в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на её основе материальные  богатства или духовные ценности. Это  также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно  взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе  взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта : передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий  в центре внимания природу и рассматривающий человека как её часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её  законам.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями . В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

·                     связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность  ней связь со средой в процессе роста и развития;

·                     многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

·                     человек как живое существо, среда обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

·                     использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

           Ознакомление с конкретными примерами жизнями растений и животных, их связи с определённой средой обитания и полной зависимости от неё позволяет сформировать первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность строения и функционирования  различных органов, контактирующих с внешней средой.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.

Третья позиция берёт начало в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвёртая позиция – это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использования в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, её богатствам.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием образовательной области «Экология», представленной в концепции общего среднего образования. Этап дошкольного детства  можно рассматривать в плане её пропедевтики.

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация  осуществляется в результате использования воспитателями личностно-ориентированных методов работы с детьми. Присутствие в ней элементов экологической информации служит показателем  отношения ребёнка к миру природы, вещей, к людям, себе. Отношение детей неоднородно: в нём может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.

Преобладание познавательного аспекта в отношении – это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

Об эстетической направленности отношения можно говорить , если внимание ребёнка сосредоточенно на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечёт за собой оценочные суждения. При ярко выраженной  гуманистической направленности отношения имеет место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

Самостоятельная деятельность ребёнка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией  усвоенной  информации. Наличие такой деятельности – показатель отношения ребёнка к этому содержанию, которая она в себе несёт. В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

·                     сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

·                     практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых  объектов зелёной зоне детского сада (труд в природе) , а также деятельность  по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

·                     детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе

·                     общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование. действия по уходу, приручение и дрессировку 9 в случае с животными);

·                     экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются  с учётом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

·                     речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

·                     наблюдение ( самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

·                     просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ её содержания позволяет воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребёнка.

Для того, чтобы ребёнок быстрее адаптировался в ГБДОУ, чтобы этот процесс был  безболезненным для ребенка, его в первые дни  приводят в комнату природы.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»