Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гринина Елена Владимировна

 

Обоснование и рекомендации к содержанию программы в  развивающей группе совместного пребывания матери и ребенка раннего возраста на базе детского сада .

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»                                                             В.А.Сухомлинский.

Современные родители часто испытывают трудности в воспитании малышей. Одно из причин этого – невысокий уровень педагогической культуры, отсутствие необходимых знаний об особенностях развития и воспитания самых маленьких, непонимание их потребностей в ранний период жизни. Вместе с тем наука свидетельствует о высочайшей самоценности именно первых трех лет жизни ребенка.

Л.С.Выгодский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.

По мнению М.И. Лисиной , в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.

Раннее детство – стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в первые годы жизни закладываются основы здоровья (физич., нравств., социальн.) и интеллекта человека. От социальной защищенности ребенка с момента рождения зависит сохранность национального генофонда, поэтому она должна быть приоритетно выделена. Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних.  (В. Алямовская)

                        В последние годы в среде педагогов и психологов возрос интерес к пред-дошкольному возрасту. На любом  книжном прилавке можно найти литературу по воспитанию и развитию ребенка раннего возраста. Родители буквально с первого месяца жизни ребенка пытаются найти клубы, центры, где проводятся занятия с детьми раннего возраста, направленные, как правило, на развитие интеллектуальных способностей детей  ( изучение иностранного языка, чтение и т. п.) Проведенные в научной среде исследо-вания показывают, что притязания родителей фокусируются на развитии интеллекта малышей, при этом намечается тенденция к занижению уровня естественной эмоциональности детей данного возраста. Эти факты позволяют сделать вывод о недостаточной осведомленности матерей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста. В связи с этим попытаюсь ответить на вопросы молодых родителей, дать практические советы при взаимодействии с малышом.

            На протяжении первых 7 лет жизни происходит смена четырех качественно своеобразных форм общения.

  1. Первой и генетически наиболее ранней является непосредственно-эмоциональное общение или ситуативно-личностная форма общения (от 0 до 6 мес.)
  2. Следующая форма общения ситуативно-деловая (с 6 мес. до 2-х лет)

 

  1. Внеситуативно-познавательная форма общения имеет место в развитии ребенка от 3-х до 5 лет.
  2. Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми наступает уже в предшкольном 6-7-летнем возрасте.

Какова бы ни была форма общения, в любом случае теплые эмоциональные отношения и контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению  более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми.

            Одна из важнейших способностей человека, которая начинает развиваться в паре «мать - дитя» и связана с непосредственными эмоциональными отношениями между ними, - это  эмпатия

Эмпатией называют способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Базис эмпатии закладывается в первые полтора года жизни ребенка на основе полноценного эмоционального и телесного общения с матерью.

Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения также и невербальные, тактильные ощущения - ласки, поцелуи, объятия, - способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.

            На протяжении последних лет на кафедре теории и практики дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО проводилось экспериментальное исследование по изучению особенностей эмоциональных взаимоотношений родителей с детьми дошкольного возраста. В результате исследования было обнаружено:

  1. У 70% родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми;
  2. Родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка;
  3. В каждой второй семье нарушены эмоциональные отношения (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки)

Значение эмоциональных отношений матери и ребенка в первые годы жизни – огромно. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развитие творческого потенциала.

 

Именно по этому и был  разработан и апробирован  цикл развивающих совместных с педагогами и родителями занятий для детей раннего возраста ( от 1г.5 мес. до 3-х лет) и их родителей. Данный цикл называется «Островок радости» и представляет собой систематизированный, материал для педагогов -специалистов, работающих в группах социализации детей раннего возраста.  Вы же сами  ( я обращаюсь к руководителям, менеджерам, педагогам-практикам) сможете создать такую группу кратковременного пребывания матери и ребенка от 1 г 6 мес. до 3-х лет.

В процессе пребывания мамы и малыша на таких занятиях происходит вовлечение в активную деятельность и приобщение :

- к различным видам  продуктивной деятельности ( рисованию, лепке, аппликации),

 - к двигательной деятельности ( подвижным играм, упражнениям, игровому массажу, пальчиковой гимнастике),

- театрализованной деятельности, показав коротенькую сказку на столе из самостоятельно выполненных персонажей. В музыкально-ритмической части родители найдут игры, способствующие развитию речевого дыхания, метроритма,  музыкального слуха и подражательных действий ребенка.

Занятия могут проводиться в группах численностью 6-8 пар. Безусловно, более близкий эмоциональный контакт устанавливается между ребенком и матерью, но в паре с ребенком может быть и папа, бабушка, няня. Главное условие – взрослый должен не только присутствовать и наблюдать, но принимать самое активное участие в играх, в любой предлагаемой деятельности. Малыш будет чувствовать себя комфортно, защищено, получая новую информацию , и усваивая ее при помощи взрослого.

Известно, что ребенок раннего возраста «работает на подражание». Развитие малыша более активно, если рядом с ребенком родной взрослый человек делает все вместе с ним. Только подражая взрослому, которого он любит, которому доверяет, ребенок может развиваться активно и полноценно, т.к. способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.

            Занятия рекомендуется проводить в стенах дошкольного учреждения (  частного д/с, детской студии), периодичностью 2 раза в неделю в вечернее  время ( с 17.30 до 19.00). Вечернее время выбрано не случайно – используемые помещения (а именно: изостудия), музыкальный и физкультурный залы,  иногда -  групповые помещения уже свободны от присутствия детей детского сада. Посещая «Островок радости» мама и ребенок привыкают к детскому саду, в результате чего последующий адаптационный период при поступлении в дошкольное учреждение малыша, проходит у них значительно легче. В частном детском саду такие занятия могут проходить и в дневное время, не  нарушая режима жизни детей раннего возраста.

 

Организуя такую деятельность ,  можно перед собой поставить следующие цели и задачи:

  1. Целостное развитие ребенка:
  2. Физическое развитие;
  3. Развитие высших психических функций

(внимание, память, мышление);

  • Развитие речи;
  •       Развитие сенсорики;
  •       Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, пространственных  ориентировок;
  • Развитие музыкальности;
  • Развитие любознательности, познавательной, «эвристической»  деятельности;
  • Развитие игровой деятельности;
  • Формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

2.    Оказание помощи молодой семье в процессе воспитания и развития малыша.     Консультирование.

3.      Формирование понимания значимости здорового образа жизни в семье;

  1. Адаптация и социализация ребенка;
  2. Установление взаимодействия между семьей и детским садом

В результате системы интересных игровых занятий у детей развиваются речь, внимание, память, мелкая и общая моторика, а так же доверие к другим людям и окружающему миру.

А чему же научатся мамы?  Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, вспоминают о том, как важен телесный и эмоциональный контакт, понимают, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его.

  • Овладение приемами взаимодействия
  • Овладение методами и технологиями по воспитанию, развитию и оздоровлению малыша;
  • Знакомство ребенка и его родителей с конкретным  дошкольным учреждением, его традициями и педагогическим коллективом;
  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка

Помимо практических навыков и умений взрослым  может быть предложена консультативная помощь, где специалисты ДОУ ( педагог-психолог, логопед, врач,) поделятся с мамами теоретическими знаниями, необходимыми для воспитания, оздоровления и всестороннего развития ребенка.

 

Таким образом, можно сказать, что мамы, вместе с детьми более спокойно и позитивно научатся относиться ко всем новообразованиям ребенка, будут стремиться к сохранению  теплых эмоциональных отношений и к принятию малыша таким, какой он есть.

Для подтверждения результата чтобы сравнить ощущение родителей в начале и в конце таких занятий, можно предложить анкету  (см. ниже)

Наши мамы превратились:

  • из зрителей в активных участников педагогического процесса;
  • из потребителей стали добрыми помощниками;
  • отдельно стоящие мамочки стали сообществом мам;
  • из недоверчивых и беспокойных  в заботливых мам с выражением глаз полных доверия и  спокойствия;
  • постигли азы психологии развития  ребенка ;

 

Педагоги. Вести полуторачасовые занятия могут два педагога – специалиста  ( например, музыкальный руководитель и педагог-психолог), но, безусловно, обладающие следующими качествами:

 

  • опытом работы с детьми раннего возраста включая все виды деятельности, знание их возрастных особенностей;
  • умением в доступной для родителей форме рассказывать о закономерностях и роли периода раннего детства в развитии человека-личности;
  • способностью дать действующий совет родителям по вопросам воспитания и развития малыша в любом виде деятельности;
  • чуткостью, эмоциональностью, внимательностью к детям и родителям во время проведения  совместных игровых занятий;

При создании программы учитывались следующие методологические принципы:

  • Принцип системности и систематичности

Изложение методического материала по работе с детьми от 1 г. 5 мес. до 3- лет и их родителями носит систематизированный, структурированный характер, в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка, развития личности малыша. Систематичность заданий и используемых игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.

  • Принцип личностного подхода

Развитие целостной личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признание ценности личности, ее уникальности, права на уважение. Такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

  • Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии педагога

Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:

- создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;

- создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

            Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия « родитель-ребенок-педагог» маме отводится ведущая роль, ей принадлежит инициатива. Педагогу отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями  и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, педагог и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

  • Принцип этнопедагогического подхода.

Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, невозможно без включения элементов народной культуры, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим в содержание программы входит фольклорный материал – потешки, песенки, шутки-прибаутки.

  • Принцип деятельностного подхода.

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т.д.), при пользовании простейшими шумящими и звуковыми музыкальными инструментами ( маракасами, треугольниками, бубнами, металлофонами и пр.), на физкультурном занятии  ( мячами, обручами, лентами и т.д.),  в занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности.

  • Онтогенетический принцип – является ведущим принципом построения при проведении занятий. Учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
  • Принцип ведущей роли семьи в воспитании ребенка.

Все занятия проводятся в присутствии родителей при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «Педагог-ребенок-родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность малыша, создает комфортные условия для проведения совместной деятельности. В ходе занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.

  • Принцип вариативности – позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.
  • Принцип постепенного усложнения заданий.

А)  Поступенчатое усложнение заданий , например:

1-я ступень: сортировка предметов по какому-либо признаку;

2-я ступень: выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или слово;

3-я ступень: использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности;

Б) Постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности игрового материала. Например: при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета – желтый/красный (или контрастные по звучанию музыкальные инструменты- колокольчик/барабан), по мере усложнения – более близкие цвета –желтый/оранжевый (близкие по звучанию – колокольчик/треугольник).

В) Постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т.д.

                           Не секрет, что для развития малыша огромное значение имеет предметно-пространственная среда.

От того, какие условия Вы создадите, будет зависеть результат влияния  на процесс  целостного представления и родителей и ребенка о  дошкольном учреждении в целом.

Как уже отмечалось выше, в процессе пребывания  малыша и мамы на предлагаемых развивающих занятиях ими посещаются различные помещения, оснащенные по современным требованиям для развития  детей раннего и младшего дошкольного возраста:

- физкультурный зал (или просторная комната), где имеется разнообразный ассортимент атрибутов и тренажеров, а главное- просторное проветриваемое помещение.

- музыкальный зал  , где представлены детские шумовые, музыкальные инструменты, а также театрализованные куклы, иллюстративный материал;

- ИЗО-студия, , где дети вместе со взрослыми рисуют пальчиками, руками, при помощи карандашей, фломастеров, красок; делают аппликации, лепят из теста, пластилина и глины; делают поделки из бросового материала, занимаются оригами, одним словом, творят.

- игровая (групповая) комната, где на открытых стеллажах размещены развивающие игры и материалы для свободной деятельности мамы и малыша

Деятельность в развивающей среде дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, развить и  удовлетворить свои личные задатки, возможности и потребности, развить самостоятельность.

 

Можно выделить основные линии развития детей раннего возраста.

-Развитие предметной деятельности (в раннем возрасте она ведущая). Именно в ней происходит приобщение ребенка  к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. Маленький ребенок  мыслит , действуя руками, соотнося форму или размер отдельных предметов, связывая свойства предметов, учится воспринимать их физические качества.

-Формирование целенаправленности и настойчивости действий. Здесь необходима помощь взрослого (педагога). Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата. Здесь можно использовать  простые игры-конструкторы или игрушки, предполагающие получение определенного продукта (фигурные пирамидки, мозаики, пазлы)

-Развитие речи. ( происходит от 1года до 3-х лет) На первых этапах речь малыша  включена в практические и предметные действия . Каждое слово должно быть понятно  и  нести  в себе определенное значение, опираться на конкретную ситуацию: действие-озвучивание  процесса взрослым.  Затем  совершенствуется  пассивная речь, т. е. понимание взрослого. Большую роль здесь сыграет детская литература, фольклор  (песенки, потешки,  сказки, короткие стихи А.Барто, С.Маршака).

 

 

Основные блоки  совместной деятельности   детей и взрослых:

 

БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО РАЗВИТИЯ

 

Здесь решаются задачи: сенсорное развитие, развитие речи, формирование игровой деятельности, формирование психических процессов (память, внимание, мышление,), развитие мелкой моторики , формирование умственных способностей (сравнивание, различение, сопоставление).

Сюда можно отнести и конструктивную деятельность. Игры по конструированию формируют мыслительные процессы и восприятие, обогащают сенсорный опыт.

Действуя с деталями строительного материала, ребенок раннего возраста получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов. Решаются задачи развития координации движений, мелкой моторики. Конструктивные игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат малыша действовать по показу взрослого.

В содержание практических занятий в блоке познавательно-игрового развития  могут входить:

-маленькие игры-инсценировки, в основу которых положены жизненные ситуации или знакомые малышам сказки и стихи («Колобок», «Теремок», «Репка», стихи А. Барто..)с использованием настольного, пальчикового, и др. видов театра,  иллюстраций

- манипуляция с дидактическими игрушками: сбор пирамидок (важно проговаривать взрослым последовательность сбора-от большого кольца до маленького), сравнение башенок,  раскладывание матрешек, выкладывание по размеру фигурок, открывание, откручивание крышек, всевозможных коробочек и пр.

- вкладыши:  объемные, планшетные на геометрические формы, с фигурками животных, фруктов, игрушек и пр. Обязательно просить ребенка выбрать среди 3-х4-х предметов нужный, который соответствует образцу

-мозаики- крупные и мелкие

- «развивающее лото» на группировку предметов по форме,  .набор «Поиграй-ка» на восприятие цвета

-домино и лото  типа «Парочки», «Двойняшки»

-бусы и шнуровки  крупного размера ( пуговицы)

-строительные блоки и конструкторы . Играя с малышом обязательно называйте предмет «Кубик», «кирпичик», «цилиндр», «шарик».

- цилиндрики Монтессори и «Грибочки»-  на определение  взаимосвязи между цветом и размером.

-блоки Дьеноша – в работе с детьми раннего возраста ставить только задачи, соответствующие возрасту (маленькие и большие  колеса от соответствующих по размеру машинок)

-палочки Кюизенера, счетные палочки

-прищепки

 

Все перечисленные дидактические материалы способствуют развитию не только одной какой-либо способности, а воздействуют комплексно на познавательное развитие малыша

 

БЛОК  МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Как и любые другие психические процессы, музыкальное развитие ребенка младшего возраста идет по возрастающей линии.  Это выражается в переходе от непроизвольных откликов на музыку - к эстетическому отношению к ней; от импульсивных стремлений подпевать и двигаться под музыку – к выразительному исполнению  от  смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков  - к эмоциональному и сознательному слушанию произведения .

В данном блоке можно выделить следующие задачи:

- Пробуждать активный интерес к музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

- Формировать слуховое восприятие, чувство ритма, побуждать ребенка подпевать и подражать показу взрослого.

- Обогащать музыкальные впечатления детей и взрослых, приобщая к различным видам музыкальной деятельности, а так же обучать способам и навыкам пения, движения, музицирования, театрализации.

На занятиях в группе –это приобщение  малышей  к различным видам музыкальной деятельности в форме  развивающего взаимодействия  со взрослым ( с мамой, бабушкой, старшей сестрой, педагогом..)

- слушание - как  эмоциональный отклик на музыкальное произведение «Баю-бай» М.Красева, «Петушок» р.н.м., « Птичка поет», «Вальс» З.Леви, «Лебедушка плывет», р.н.м., фрагменты «Лебедь»Сен-Санса», «AveMaria» Б-Гуно,  так и на звучание какого-либо музыкального инструмента- окарина,  трещотка, колокольчик, металлофон, флейта, аккордеон, фортепиано;

-элементарное музицирование  : под аккомпанемент или фонограмму, взрослый, придерживая руки ребенка,  ритмично ударяет  в ложки, трещотки. Важно использовать доступные для манипулирования звучащие инструменты  : свистульки, ложки, копытце, коробочка, трещотки, колокольчики, (в т. ч. и диатонические), треугольник, шуршалки, металлофоны. Начиная с простейшего подыгрывания в песенках на стихи А.Барто «Слон», «Бычок», «Зайка» можно организовать семейный оркестр «Ах, вы сени»р.н.м., «Два веселых гуся», «Мамочка» В.Витлина«Рейк-тайм» Джоплина, (подразумевается поочередное исполнение по  контрастности звучания используемых инструментов)

-подпевание и пение  основано в раннем возрасте  на звукоподражании «поет петушок», «Собачка», «Кошечка добрая и злая». В репертуар могут входить фольклорные песенки-потешки, песенки  известных детских авторов  А.Филиппенко, В.Витлина, М.Красева. Для закрепления развивающего  материала можно в виде шпаргалок раздавать слова песенок для домашнего задания.

-музыкально-ритмические движения – здесь  в паре с мамой  малыши приучаются  замечать изменения темпа, громкости звучания, динамики, различать характер контрастных частей танцевальной мелодии, осваивая постепенно  элементы танцевальных движений: «притопы», «топотушки», «пружинка», кружение и покачивание «лодочкой» вместе с мамой.

- театрализованные и музыкальные игры и инсценировки помогают почувствовать и передать образные движения, интонационную и эмоциональную выразительность. В простейших инсценировках  за ширмой в роли кукловодов могут быть мамы. Можно  детям показать сказки « Рукавичка», «Колобок», «Маша хорошая», «Кого встретил петушок», «Теремок».

 

БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Значение овладения детьми раннего возраста художественно-продуктивной деятельностью велико. Деятельность с пластилином, красками, карандашами, бумагой – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей, способствует умственной и речевой активности. Художественно-продуктивная деятельность включает в себя: рисование фломастерами, цветными карандашами, мелками, гуашью, лепку из пластилина, аппликацию из цветной бумаги. Задания подбираются по теме дня. Работу нужно построить так, чтобы на одной встрече с успеть поработать с разными материалами: и полепить, и порисовать и сделать аппликацию. Здесь малыши вместе с мамой знакомятся с разными приемами лепки, рисования, но основной задачей является знакомство  детей со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями, а так же постигает секреты совместной деятельности

( взрослый не должен что-либо делать за ребенка), развитие фантазии, получение удовольствия от работы  с художественным материалом. Следовательно, рекомендуется использовать различные нетрадиционные техники: работа с крупами, использование трафаретов, оттиски, губки, рисование шариками, всевозможные превращения отпечатков собственной ладони.

            При проведении занятий по художественно-продуктивной деятельности решаются следующие ЗАДАЧИ:

- создание эмоционально-положительного настроения,

- развитие интереса к совместной со взрослыми продуктивной деятельности,

-знакомство с сенсорными эталонами,

-развитие мелкой моторики рук,

-активизация словаря.

 Развитие умений:

в  рисовании:

- держим правильно карандаш, кисть;

- проводим горизонтальные и вертикальные линии;

- рисуем предметы округлой формы;

- мазки наносим РИТМИЧНО;

в лепке:

- раскатываем пластилин прямыми и круговыми движениями ладонями;

- сплющиваем комочек между ладошками;

-отделяем от большого куска небольшие кусочки;

в аппликации:

- под руководством взрослого овладевать навыками пользования клеевым карандашом,

- учить приклеивать готовые формы,

- воспитывать потребность в  аккуратности выполнения  задания.

           

 

БЛОК «ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ»

            Создать эмоциональный комфорт, удовлетворить потребность растущего малыша в движении, сделать данный вид деятельности увлекательным – вот основная цель системы занятий по физической культуре в группе совместного пребывания мамы и ребенка от1г. 6 мес. до 3-х лет. Здесь действия педагога, ведущего данный блок,  должны быть направлены на стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью. Важная роль отводится маме – поощряя, радуясь активности своего малыша, она развивает его стремление  двигаться еще и еще. Не просто – хаотично двигаться а выполнять различные задания на развитие основных видов движений с использованием разнообразного  стимулирующего материала. Несомненно, педагогу нужно давать родителям рекомендации для грамотного сопровождения ребенка  в двигательной активности ( поддержка, страховка, игровые приемы тактильного и эмоционального контакта) . Последовательное использование многочисленного инвентаря и  атрибутов, делают движения ребенка желанными и достижимыми, играя, он, «незаметно» учится прыгать, бегать, ходить, ползать, лазать.

В содержание занятий можно включать:

- преодоление дорожки препятствий ( массажные коврики, бруски, модули для подлезания и спуска, ребристые доски и пр.)

- небольшие комплексы упражнений на основные виды движений (ходьба, бег, повороты, приседания, ползание, лазание, прыжки)

- элементы силовой гимнастики ( действия с предметами-утяжелителями: гантельками, набивными мячами, детскими тренажерами)

- использование  фитбол-мячей (D-35-65см ).

В зависимости от диаметра мяча меняется его назначение: небольшие мячи могут использовать дети, опираясь на них животом, спиной, (при это сидя или стоя на коленках на полу) с поддержкой взрослого,  отталкивать их ногами, руками, прокатывая по полу. Мячи большого диаметра служат для того, чтобы взрослые выполняли действия детей на мячах ( массаж спины-ребенок лежит на животе, движения ножками ребенка- ребенок  лежит на спине, подпрыгивания, съезжание с горки. При этом обязательно  предварительно ознакомиться со свойствами этого тренажера.

(имеются противопоказания)  В любом случае, использование  мячей с диаметром 35-65 см, направлено  на гармоничное укрепление основных групп мышц, а главное, формирование сложного и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Доказано, что при выполнении «потягивания» на крупном мяче возникают особые колебания, которые передаются через позвоночник к головному мозгу, создавая положительные эмоции.

- движения в паре «мама-ребенок» , что является средством развития доверительных отношений. Главным психолого-педагогическим  требованием является максимальная  эмоциональная включенность взрослого, искренность и открытость в выражениях чувств и эмоции.

 

- подвижные игры, как средство развития действовать в мини-коллективе. Данная технология развивает не только умение двигаться, координировать движения, ловкость, но и стимулирует развитие фантазии, обогащают речевой запас, учат малышей действовать по правилам и взаимодействовать с другими людьми.  Подвижные игры вводятся в занятия постепенно, по мере освоения детьми предыдущей игры и по мере овладения основными движениями.

Для поддержания детского интереса на занятиях используется музыкальное сопровождение в виде аудиозаписей, так же обыгрываются потешки, используемые как речедвигательные упражнения.

Подобные введения помогают решить следующие задачи:

-Реализация потребности детей раннего возраста в двигательной активности и обогащение двигательного опыта;

- Овладение способам тактильного взаимодействия  мамы с ребенком в совместной игровой деятельности.

- развитие устной речи  малышей в сочетании слова с движением,

-стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью, используя разнообразные игровые приемы и условия развивающей среды,

- Осознание родителями базовых потребностей ребенка для его комфортного психофизического развития.

 

 

 

 

 

Задачи в развитии основных движений у детей раннего возраста

в совместной  деятельности со взрослым ( мамой, бабушкой, папой..)

 

Вид движения

З а д а ч и

Ходьба

Формирование навыков ходьбы в парах со взрослым, самостоятельно «стайкой», в заданном направлении между предметами, не задевая их, на носочках, пятках, по кругу, друг за другом, в хороводе.

Бег

Формирование навыков бега от взрослого (от персонажа-игрушки), за взрослым в различных направлениях, по кругу, по ограниченному пространству (ковру) в медленном и быстром темпе.

Прыжки

Закрепление умений детей пружинить, чуть сгибая колени (пружинка), подпрыгивать на месте на носочках, доставая предметы, с продвижением вперед. Перепрыгивать через линии, гимнастическую палку, лежащую веревочную лесенку, в обруч и  из него. Формировать умение спрыгивать с возвышенности ( скамейка), низкий куб

Катание, бросание, ловля мяча

Формирования навыков прокатывания мяча , бросания мяча разными способами (каждой рукой отдельно, снизу, из-за головы), ловли , перебрасывания мяча, бросания предметов в цель. Используются крупные  набивные мячи, воротца, корзины.

Ползание, лазание

Закрепление умений детей в ползании ( с перемещением и отталкиванием рук и ног, при подтягивании на гимнастической скамейке), перелезании, подлезании. Формирование навыков лазания и спуска по шведской лестнице и веревочной лестнице удобным способом с поддержкой и страховкой взрослого.

Равновесие

Формирование навыков ходьбы по ограниченной площади (между предметами, по дорожкам, по скамейке..) перешагивания через препятствия, подниматься  на возвышения и спускаться с него.

При упражнениях на фитболах отдельно в парах – удерживать равновесие лежа на животе, спине ( с поддержкой взрослого)

 

_____________________________________________________________________________

В каждом отдельном занятии рекомендуется чередовать все виды деятельности, с перерывами 7-10 минут.  Перерыв используется для возможности переодеться ( как взрослым, так и детям, например на физкультурное занятие),  перейти в другое помещение, выполнить необходимые гигиенические мероприятия, Ведут занятия 2 педагога. Группа из 12 пар ( мама и малыш) делится на две части ( по возрасту детей) и,  одновременно, начинают заниматься  в разных помещениях у разных педагогов. Общее время пребывания  всех участников предложенного педагогического процесса  в помещениях учреждения - 1час 15 минут, включая перерывы.

Связующей линией в предложенном комплексе развивающих занятий  является преемственность на всех этапах обучения: важно соблюдать  последовательность и преемственность . В каждой следующей ступени развития малыша, элементы усвоенного повторяются в расширенном, усложненном виде в различных видах совместной со взрослым деятельности: познавательно-речевой, продуктивно-художественной, физической  и музыкальной .

Пробуйте, создавайте условия для таких развивающих групп и родители Вам скажут  БОЛЬШОЕ  СПАСИБО!

 

Желаю творческих успехов   Е.В.Гринина

 

                                                                                  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»