Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект познавательного занятия-путешествия
по формированию целостной картины мира в подготовительной группе

Город и транспорт

Потапенко Наталья Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга

 

Тема: «Город и транспорт»

Цель: Расширить знания детей о развитии цивилизации посредством знакомства с эволюцией транспорта в городе.

Задачи:
Познание: (ознакомление с окружающим миром)

  1. Познакомить с историей возникновения транспорта в Санкт-Петербурге
  2. Дать детям представление об эволюции наземного транспорта
  3. Расширить знания детей об истории родного города
  4. Закрепить знания о правилах поведения в общественном транспорте

Социализация: (нравственное воспитание)

  1. Сформировать у детей чувство принадлежности к истории города, в котором они живут
  2. Воспитать чувство гордости к культурным традициям Санкт-Петербурга

Коммуникация:

  1. Развивать потребность детей в общении
  2. Поддерживать стремление детей рассказывать по собственной инициативе
  3. Развивать умение вести диалог
  4. Обогатить и активизировать словарь детей за счет новых слов, обозначающих старинный транспорт
  5. Продолжить развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов

Здоровье: (физическое воспитание)

  1. Сохранение и укрепление физического здоровья детей (физминутка, подвижная игра, психологический этюд)

 

Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическое развитие»

Предварительная работа.

  1. Беседа о разных видах городского транспорта города
  2. Знакомство с Петербургским метрополитеном
  3. Знакомство с энциклопедическим материалом, рассказывающем о истории развития транспорта в Санкт-Петербурге. «Город и транспорт», «Как найти счастье на улице»
  4. Просмотр тематических роликов из серии «Шишкин лес» - городской транспорт

Взаимодействие с родителями

  1. Путешествие выходного дня. «Посещение музеев города», «Музей транспорта» и т.д.
  2. Чтение познавательной и художественной литературы, совместные досуги, участие в выставках и викторинах.
  3. Прогулки по улицам города

Содержание занятия:

Воспитатель

Дети

1 часть занятия.

Обращаю внимание детей на деревянный домик.

-Посмотрите, ребята, кто же там живет? А как называется дом для лошадей? Конечно, конюшня.
Посмотрите, ребята, на этих умных, красивых животных.

В наше время мы не часто можем общаться с этими благородными животными, так как редко с ними встречаемся. Нас окружает шум машин, гул моторов. А всегда ли так было? Послушайте мой рассказ.

-Давайте представим такую картину:
Идут пешеходы в костюмах старинных
Копыта стучат по старинным камням
Весь транспорт ещё лошадиный
И кучер старинный, старинным коням
Приказ выкликает старинный:
То «Ну» говорит, то «Тпру» говорит

И транспорт идет
Или транспорт стоит!
-Да, и вправду, как путешествовали по городу наши предки, каким был общественный транспорт в те времена, когда еще не было автомобилей?
-Да, конечно же, лошадиный транспорт.
Путешествовали горожане на лошадях, запряженных в различные повозки. А какой транспорт мы называем общественным? Верно, тот, который служит всем людям и принадлежит городу.
Давайте посмотрим как выглядел общественный транспорт тех лет (начало презентации).
-Более двухсот лет лошади служили нашему городу и его жителям. Они доставляли различные грузы. Под окрики извозчиков везли горожан по делам. С давних пор петербургские извозчики носили шляпы с желтыми лентами, кафтаны были подпоясаны желтыми кушаками, а экипажи были выкрашены в желтый цвет, чтобы издалека был виден экипаж – который на современном языке назывался бы такси…
А с лошадьми было связано много легенд, сказок, традиций и примет. С одной такой приметой я вас познакомлю. Тому, кто найдет на улице потерянную лошадиную туфельку – подкову –  обязательно улыбнется счастье. Вот было бы здорово найти такую подкову.
-А сейчас я хочу предложить вам интересное задание. Делимся на две команды. Первая собирает из разрезных картинок по образцу карету, вторая – экипаж. Посмотрим, кто справится быстрее. Дидактическая игра.
-А сейчас я хочу предложить вам отгадать загадки:
По рельсам, по рельсам лошадки бегут
Вагоны большие лошадки везут

 

За транспортом конным вдогонку
По рельсам проехала первая конка
И сто пассажиров с поклажей
Проехало в том экипаже.
 

Давайте все вместе посмотрим как же выглядела конка (продолжение презентации).
-А теперь послушайте мой рассказ. Конку еще называют «дедушкой нашего трамвая». Вагоны были одноэтажные и двухэтажные. Одноэтажный вагон тянула по рельсам одна лошадь, а двухэтажный – две. Обслуживалась конка вагоновожатым и кондуктором, обязательно мужчиной. Кондуктор продавал билеты, давал сигналы остановок и отправлений. Вагоновожатый правил лошадьми. В правой руке у него были вожжи, а левая рука лежала на ручном тормозе.
Давайте послушаем голос конки (рассказ сопровождается показом слайдов и прослушиванием записи звуков конки). Рельсы были без желобков. Колеса часто катились прямо по булыжникам, весь вагон содрогался и дребезжал. Разговаривать внутри вагона было невозможно. Долго лошади верой и правдой служили горожанам.
Потом пожалели трудяг – лошадей
И кто-то придумал трамвай для людей.
С появлением электрического тока и изобретением двигателя, жизнь городского транспорта сильно изменилась (продолжение презентации, знакомство с трамваем).
-Трамвай – самый старый вид общественного транспорта. А известно ли вам, что Петербург – родина отечественного трамвая? Открытие первой трамвайной линии в городе состоялось почти сто лет назад. Собралось большое количество народа полюбоваться на диковинку. И в наши дни это один из наиболее любимых видов общественного транспорта. Ехать в трамвае интересно и весело. Послушайте, как он бойко постукивает колесами. Можно представить, что сидишь в маленьком поезде. А какой общественный транспорт вы ещё знаете?
-А сейчас я предлагаю разгадать кроссворд.

  1. Что за чудо этот дом, окна светятся кругом
    Носит обувь из резины и питается бензином.
    (автобус)
  2. Поднял кверху две руки, взял две жилы в кулаки
    Дай дорогу, постовой, побегу по мостовой
    (троллейбус)
  3. Спозаранку за окошком стук и звон и кутерьма.
    По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.
    (трамвай)

-Ребята, а как вы думаете, что быстрее едет – трамвай или троллейбус?
Быстрее трамвая едет троллейбус
Едет троллейбус без помощи рельсов
Рогами цепляется за провода
Но без них не поедет он никогда
(рассматриваем слайды с разными видами общественного транспорта)

-Ну, а быстрее троллейбуса едет, конечно же, автобус.
Автобус вырвался вперед,
Большой троллейбус отстает,
Догнать автобус хочет – а тот бежит, хохочет.
Троллейбус ты старательный
Но не самостоятельный
Всегда, всегда, всегда, всегда
Цепляешься ты за провода.
Когда б не ток, когда б не ток,
Ты вовсе ехать бы не мог.
-Вот так и соревнуются всегда трамвай, троллейбус и автобус. Кто же быстрее довезет пассажиров. Физ. Минутка «Машина».
А сейчас я хочу предложить вам разгадать ребус. В этой картинке спрятано название еще одного вида общественного городского транспорта, самого быстрого, молодого и любимого.
-Верно, метро (рассматривание слайдов с видами Петербургского метрополитена)
Просто и хитро устройство метро
Вход «М», а затем
Вниз, как аллигаторы,
Сползают эскалаторы.
В подземелье два тоннеля
Туда и обратно
Аккуратно. Ходят поезда,
Вот это да!
Вот видите, ребята, как много разного общественного транспорта у нас в городе. Но есть еще один трамвай не простой – это трамвай речной! Продолжение презентации.
-Вы догадались, что речь идет о небольших быстроходных корабликах – речных трамвайчиках. Ведь наш город морской, они нам просто необходимы. По Фонтанке, по Неве, другим рекам и каналам с наступлением летней навигации оживают голубые дороги Санкт-Петербурга. Они наполняются движением быстроходных крылатых «Ракет», «Метеоров», речных трамвайчиков и теплоходов, которые связывают город с пригородами: Петродворцом, Кронштадтом, Петрокрепостью, помогают добраться отдыхающим на Кировские острова, в Невский лесопарк. Наш город морской, много водоемов и много морских птиц  . Как называются белые большекрылые птицы? Конечно чайки. Давайте представим себя чайками и под музыку полетаем по залу.
-Ну вот, вроде бы ничего не забыли.
Предлагаю ребятам перечислить современный отечественный транспорт.

2 часть занятия.

-Скажите, ребята, если вы едете в транспорте, вы пешеходы или пассажиры? Ну а пассажиры должны знать правила. Давайте вспомним их вместе.
Правило 1. Ждите транспорта на посадочной площадке (остановке).
Правило 2. При посадке в автобус, троллейбус, трамвай, соблюдайте порядок. При входе и выходе не спешите, не толкайтесь.
Правило 3. Выйдя из транспорта дойдите до пешеходного перехода и только там переходите улицу.
Правило 4. В троллейбус, автобус, трамвай входите через задние двери.
Правило 5. Выходите только через передние двери. Заранее приготовьтесь к выходу: пройдите вперед.
-Молодцы ребята, хорошо знаете правила. А со светофором вы дружите?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молодцы, ребята, я уверена, что вы очень грамотные пешеходы и пассажиры. С вами никогда на дороге и в транспорте ничего не произойдет. Сегодня на занятии мы узнали много нового о возникновении транспорта и его развитии. Еще лучше вы познакомились с родным городом. А сейчас я хочу подарить вам на память подкову.Этот маленький сувенир принесет всем нам удачу Раздача сувениров..

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание; оценка результата.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети разгадывают кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнения под музыку.

 

Садятся на стульчики

Дети разгадывают ребус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают слайды, слушают рассказ, который сопровождается мелодией речного прибоя, криком чаек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический этюд -

«Птицы»

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.
Дети читают стихи.
На дорогах с давних пор
Есть хозяин светофор
Загорелся красный свет
Стой, вперед дороги нет
Желтый глаз твердит без слов
К переходу будь готов
На зеленый свет – вперед
Путь свободен – переход.
Дети перечисляют правила в стихах.
И проспекты и бульвары
Всюду улицы шумны
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.

Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.

Ехать зайцем, как известно запрещается
Уступить старушкам место – разрешается!

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»