Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Мнемотехника как средство развития связной речи
у детей старшего дошкольного возраста

Липартия Екатерина Анатольевна
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь,  как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине . Одним из основных направлений  работы является  познавательное и речевое развитие, проблемы которого особенно актуальны.
Воспитатели, учителя-логопеды часто отмечают, что у многих детей дошкольного возраста существуют проблемы речевого развития. Наиболее типичны:
1. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы.
2. Лексически бедная, недостаточный словарный запас.
3. Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная.
4. Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.
Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
  При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
•        развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
•        перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
•        развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
•        модель должна отображать обобщённый образ предмета;
•        раскрывать существенное в объекте;
•        замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы
•        она была им понятна.
Данная технология имеет:
1.                Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.
2.                Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
3.                Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Отличительные особенности технологии:
•        имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
•        приемы запоминания индивидуализированы;
•        широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
Цель технологии
Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять поступающей информацией, изображать услышанное, читать рисунки.
Ведущая идея технологии:
Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с недостатками речевого развития путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, развива. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.
Перспективность технологии:
Возможность использования технологии родителями, воспитателями ДОУ, логопедами, психологами.
 В основе технологии лежат следующие принципы:
1.                Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
2.                Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
3.                Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
4.                Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: 1)мощное развитие визуального мышления; 2)выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); 3)формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование дидактических игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников даёт свои положительные результаты:
Речь детей улучшается .
Увеличивается круг знаний об окружающем мире.
Появляется желание составлять предложения. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложений.
Учатся составлять рассказы из пяти и более предложений. С удовольствием составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки.
Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и обогащается до уровня необходимого ребенку в школе.
Дети допускают меньше грамматических ошибок, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Ребята активнее  работают на занятиях. Улучшается концентрация внимания, наблюдательность, память, усидчивость; повышается творческое воображение, логическое и образное мышление.
Речевая активность повышается, они с желанием общабтся с товарищами и взрослыми. Дети чувствуют себя более уверенно, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод: мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей.
Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»