Лазание
Воробьева Маргарита Владимировна
В концепции воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста отводится место решению проблем связанных с охраной и укреплением здоровья. В концепции подчеркивается важность создания условий обеспечивающих физическое и психическое здоровья ребенка.
За последние пять лет, резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет. По данной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей и Российской Академии медицинских наук, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, 50% детей хронически больных. Одной из главных задач физического воспитания детей дошкольного возраста является развитие у них жизненно необходимых движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Именно в них проявляется двигательная активность детей, которая имеет большое значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Среди перечисленных видов лазание занимает одно из важных мест в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Умение выполнять лазание формируется на втором году жизни, т.е. раньше многих других основных движений. Упражнения в лазание способствуют формированию правильной осанки, развитию мелкой моторики рук, укреплению мышц стопы. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольных образовательных учреждений обучению различным способам лазания уделяется недостаточное внимание. Связано это с тем, что в теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста слабо разработаны методические аспекты обучения детей лазанию, недостаточно изучены биомеханические особенности выполнения детьми движений данного рода.
В последние годы активно стали использоваться здоровьесберегающие образовательные технологии. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
В эту систему входят:
- использование данных мониторинга состояния здоровья детей;
- учёт особенностей возрастного развития;
- создание благоприятного эмоционально-психического климата;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающий деятельности детей.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частными, так и комплексными. К комплексным здоровьесберегающим технологиям относятся:
- технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья,
- педагогические технологии, содействующие укреплению здоровья,
- технологии формирующие здоровый образ жизни.
У детей этого дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается огромная потребность в движении, которую они обычно удовлетворяют в своих играх. Игра для них – это, прежде всего, действовать, двигаться.
Активный отдых в виде подвижных игр является одним из важных средств воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечая ценность подвижных игр для общего развития детей, необходимо подчеркнуть особое значение их для физического воспитания детей.
Необходимо шире использовать эту проблему детей в воспитательных целях. Игры многое могут дать для закрепления двигательных навыков у детей, развития у них быстроты, ловкости движений, организованности и дисциплинированности, а также для формирования дружеских взаимоотношений.