Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Быстрова Лидия Ивановна,
музыкальный руководитель ГБДОУ
детский сад №50,
высшая квалификационная категория,
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Задачи воспитания и обучения четко определяет программа «От рождения до школы» и программа Г.А.Каше "Подготовка к школе детей с недоразвитием речи".
У детей с ФФН речи, как правило, имеются очень сложные отклонения: недостаточность мимических, моторных, эмоционально-волевых, сенсорных, психических функций.
Нередко развиваются патологические черты личности: замкнутость, неуверенность, раздражительность, плаксивость, негативизм. Все отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, стихийно не преодолеваются - требуется специально организованная работа по их коррекции.
Музыка же является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач.
Существующие технологии освещают односторонний подход к решению коррекции речи на музыкальных занятиях. В связи с этим возникла необходимость дополнить содержание методики Н.А.Ветлугиной методами и приемами логоритмики. Цель такого дополнения - решать задачи коррекции речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на музыкальных занятиях и в музыкальном воспитании в целом.
Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей.
Для себя я определила следующие задачи:
1. использовать на музыкальных занятиях средства логоритмики
(пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных
инструментах);
2. систематизировать работу по использованию средств логоритмики
на музыкальных занятиях поэтапно и дифференцированно;
3. вводить упражнения на развитие орального и ручного праксиса;
4. включать в занятия игры с именами, голосовые и координационно-
речевые игры.
Опираясь на программу детского сада и материалы из книги "Логоритмика" Г.А.Волковой, можно условно разделить эту работу на три этапа (I - сентябрь, октябрь, ноябрь;II - декабрь, январь, февраль; III - март, апрель, май). В каждом периоде проследила связь с задачами логопеда.
На первом этапе идет работа над пропеванием гласных. Это вокализы, попевки на слоги (например, ма-мэ-ми-мо-му). В распевания включаю упражнения на развитие дыхания, голоса. Цель этих упражнений - способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
В распевания включаю скороговорки, пословицы, загадки, потешки. Мы их произносим громко, тихо, высоко, низко, фальцетом, в разном темпе, пропеваем их импровизируя. Пропеваем знакомые стихотворения. Мелодекламация полезна для воспитания выразительности голоса, поэтому пропеваем ответы на вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной, побудительной интонацией. Дети очень любят голосовые игры, например, "Самолет", "Лошадка", "Поезд".
Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь.
Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны.
Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые я провожу вначале занятия. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Пальчиковую гимнастику включаю в каждое занятие, что способствует развитию мелкой моторики, речевого, интонационного, ритмического и музыкального слуха детей.
У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма. Известный немецкий музыкант и педагог К. Орф, использовал на своих занятиях сочетания слов, музыки и движения. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голосовые данные ребенка, помогает в результате чистоте интонирования и выразительности в пении.
На I этапе, когда поставлены еще не все звуки, больше внимания уделяю упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, спиной вперед, учатся ориентироваться в пространстве и в коллективе.
На II этапе активно внедряю в работу упражнения с пением ("Мышки", "Кот царапка", "Я бегу, бегу, бегу" муз. О.С.Боромыковой).
III этап посвящен работе над инсценировками, играми-драматизациями ("Козочка и пастух", "Вот идет лиса" муз. О.С.Боромыковой и др.).
Игра со словом способствует решению многих коррекционных задач, но в первую очередь координации движений со словом, что очень трудно дается детям с нарушением речи, но способствует их развитию.
Очень полезны для детей с нарушением речи танцы с пением и хороводы, они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, использую детские музыкальные инструменты, т.к. игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки.
Очень важным средством логоритмики являются упражнения для развития творческой инициативы, они стимулируют воображение и фантазию детей, решают музыкально-двигательные и коррекционные задачи. Развитию координации слуха, голоса и движения способствует и самостоятельная музыкальная деятельность, воспитатель косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит ребёнком.
Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействует устранению речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.