Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

Быстрова Лидия Ивановна,
музыкальный руководитель ГБДОУ

детский сад №50,
высшая квалификационная категория,
Василеостровского
района Санкт-Петербурга

 

Задачи воспитания и обучения четко определяет  программа  «От рождения до школы» и программа Г.А.Каше "Подготовка к школе детей с недоразвитием речи".

У детей с ФФН речи, как правило, имеются очень сложные отклонения: недостаточность мимических, моторных, эмоционально-волевых, сенсорных, психических функций.

Нередко развиваются патологические черты личности: замкнутость, неуверенность, раздражительность, плаксивость, негативизм. Все отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, стихийно не преодолеваются - требуется специально организованная работа по их коррекции.

Музыка же является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач.

Существующие технологии освещают односторонний подход к решению коррекции речи на музыкальных занятиях. В связи с этим возникла необходимость дополнить содержание методики Н.А.Ветлугиной методами и приемами логоритмики. Цель такого дополнения - решать задачи коррекции речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на музыкальных занятиях и в музыкальном воспитании в целом.

Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей.

Для себя я определила следующие задачи:

1. использовать на музыкальных занятиях средства логоритмики

(пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных

инструментах);

2. систематизировать работу по использованию средств логоритмики

на музыкальных занятиях поэтапно и дифференцированно;

3. вводить упражнения на развитие орального и ручного праксиса;

4. включать в занятия игры с именами, голосовые и координационно-

речевые игры.

Опираясь на программу детского сада и материалы из книги "Логоритмика" Г.А.Волковой, можно  условно разделить эту работу на три этапа (I - сентябрь, октябрь, ноябрь;II - декабрь, январь, февраль; III - март, апрель, май).  В каждом периоде проследила связь с задачами логопеда.

На первом этапе идет работа над пропеванием гласных. Это вокализы, попевки на слоги (например, ма-мэ-ми-мо-му). В распевания включаю упражнения на развитие дыхания, голоса. Цель этих упражнений - способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

В распевания включаю скороговорки, пословицы, загадки, потешки. Мы их произносим громко, тихо, высоко, низко, фальцетом, в разном темпе, пропеваем их импровизируя. Пропеваем знакомые стихотворения. Мелодекламация полезна для воспитания выразительности голоса, поэтому пропеваем ответы на вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной, побудительной интонацией. Дети очень любят голосовые игры, например, "Самолет", "Лошадка", "Поезд".

Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь.

Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны.

Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые я провожу вначале занятия. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Пальчиковую гимнастику включаю в каждое занятие, что способствует развитию мелкой моторики, речевого, интонационного, ритмического и музыкального слуха детей.

У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма. Известный немецкий музыкант и педагог К. Орф, использовал на своих занятиях сочетания слов, музыки и движения. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голосовые данные ребенка, помогает в результате чистоте интонирования и выразительности в пении.

На I этапе, когда поставлены еще не все звуки, больше внимания уделяю упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, спиной вперед, учатся ориентироваться в пространстве и в коллективе.

На II этапе активно внедряю в работу упражнения с пением ("Мышки", "Кот царапка", "Я бегу, бегу, бегу" муз. О.С.Боромыковой).

III этап посвящен работе над инсценировками, играми-драматизациями ("Козочка и пастух", "Вот идет лиса" муз. О.С.Боромыковой и др.).

Игра со словом способствует решению многих коррекционных задач, но в первую очередь координации движений со словом, что очень трудно дается детям с нарушением речи, но способствует их развитию.

Очень полезны для детей с нарушением речи танцы с пением и хороводы, они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, использую детские музыкальные инструменты, т.к. игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки.

Очень важным средством логоритмики являются упражнения для развития творческой инициативы, они стимулируют воображение и фантазию детей, решают музыкально-двигательные и коррекционные задачи. Развитию координации слуха, голоса и движения способствует и самостоятельная музыкальная деятельность, воспитатель косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит ребёнком.

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействует устранению речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»