Рисование песком для детей
Давыдова Виктория Викторовна
Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это не только один из самых необычных способов творческой деятельности, но и самый естественный и доступный для каждого ребенка . Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.
Рисовать можно не только кисточкой, карандашом или фломастером - ведь рука и пальцы -это такое подспорье! Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Рисовать на песке можно:
· кулаком;
· ладонью;
· ребром руки;
· щепотью;
· пальцем;
· одновременное использование нескольких пальцев;
· симметрично двумя руками;
· насыпание из кулачка;
· с помощью различных предметов.
Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
В процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие цели и задачи:
· знакомство ребёнка с основными свойствами песка;
· развитие ориентации ребенка в пространстве;
· расширение и обогащение словаря детей;
· развитие мелкой моторики рук ребенка, а так же зрительной координации;
· стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности.
· гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.
Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.
Вот несколько игр-упражнений, которые можно использовать как для индивидуальной работы, так и для подгруппой.
Дорожка
Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребёнка нарисовать рядом ещё одну, примерно в10-15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеёк для кораблика. Главное условие для проведения параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провёл свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…
Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребёнку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, ─ пусть малыш её отремонтирует.
Точка, точка, запятая
Точка, точка, запятая ─ вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик ─ получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребёнку самому захочется повторить эти строки и изобразить человечка.
Волшебное превращение
Нарисуйте на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку так, чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое.
Посоревнуйтесь с ребёнком: кто из вас придумает больше картинок.
«Мы едем в гости»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Под чутким руководством педагога ребенок учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.