Социально-коммуникативное развитие
детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО
Клюева Юлия Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад№47 Кировского района Санкт-Петербург
Для обеспечения успешной адаптации личности ребенка в современном социокультурном пространстве, необходимо формировать способность к организации эффективного межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач. При этом в случае, когда у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребительская сфера и развита познавательная активность, но и выработано умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе и усваивать новые навыки общения. Поэтому социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста становится актуальным и целесообразным.
Современное общество предъявляет высокие требования к личности и приветствует творческих людей, способных нестандартно мыслить, грамотно формулировать свои идеи и воплощать их в жизнь, то необходимо обратить особое внимание на развитие социально-коммуникативных навыков у детей уже в дошкольном возрасте.
Социально-коммуникативное развитие детей, исходя из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с
- сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Важнейшим условием успешного социального развития ребёнка является умение взаимодействовать. Именно поэтому педагогу необходимо направлять своих воспитанников, способствовать установлению контактов, развивать грамотные коммуникативные умения (быть вежливым, разговаривать сдержанно, организовывать бесконфликтный диалог и т. д.).
В связи с тем, что основным видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, необходимо отметить, что наиболее эффективным и способствующими достижению наилучшего результата формами работы, являются следующие:
- игры на развитие общения;
- игры на развитие мелкой моторики рук;
- дидактические игры и упражнения;
- бытовые и игровые ситуации;
- развитие голосовых реакций и собственно речевой активности.
С помощью игры, педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром, а так же со сверстниками и взрослыми, управляя, игрой можно влиять на отношение детей друг к другу и их мировоззрение.
Наряду с расширением кругозора детей, игра способствует развитию эмоциональной отзывчивости, это значит, что воспитанники учатся сопереживать другому человеку, а данное качество влечёт за собой потребность в общении, затем и потребность в сотрудничестве. Во время игры дети находят общие интересы, учатся дружить, считаться с мнением товарищей, приходить на помощь в нужную минуту, у детей развивается ответственность за общее дело.
Социально-коммуникативная направленность работы педагога, ведёт к гармоничному развитию дошкольника, способного креативно мыслить, устанавливать коммуникативные связи, эмоционально-отзывчиво относиться к окружающему миру и обществу.