Сегодня общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей такую деятельность, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Именно в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.
Активность как ведущая характеристика ребенка проявляется в инициативности, самостоятельности, творческом отношении к действительности.
Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана. Игра –ведущая деятельность. Потому что в ней коренным образом меняется мышление ребенка, его воображение, предвидение событий и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращают в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения.
В сюжетно-ролевой игре личные желания и интересы уступают место общественным мотивам, правилам и коллективным интересам. Игра как ни какой другой метод подчеркивает роль социальных взаимодействий. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения, получить массу положительных эмоций впечатлений. Условно такие игры можно назвать социально-ориентированными. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решать более сложную задачу, чем в регламентированной деятельности.
В ходе проведенного РГПУ им.Герцена исследования были выявлены особенности ценностных ориентаций дошкольников. Каждый третий дошкольник в Петербурге на вопрос: «Что ты любишь всего на свете?» – назвал какую-либо деятельность. Самой любимой, конечно же, является игра. Вне конкуренции сюжетно-ролевая, сразу за ней по рангу идут подвижные и спортивные. Затем дидактические и развивающие. Замыкают список игра-фантазирование и компьютерные игры. Для возникновения сюжетно-ролевой игры основной задачей воспитателя должно быть создание условий. Главным персонажем должен стать играющий взрослый, способный создавать проблемные игровые ситуации.
Часто воспитатель только и делает , что «занимается» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации – времени на игру практически не остается. Однако, создание мобильной, современной предметно-развивающей среды гораздо лучше удовлетворяет потребность детей в деятельности, провоцирует на возникновение с.р игр и обеспечивает деятельностный подход в дошкольном образовании.
Детским психологом Д.Б.Элькониным было установлено, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно важна в сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр являются человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Ведь благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он избежит многих неприятностей, с которыми не могут справиться даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди.