Дети в группу приходят практически одновременно,в сентябре,поэтому адаптационный период проходит у всех по-разному и достаточно сложен для педагога.
Среди воспитанников есть такие,которые не понимают слова "нельзя".Адаптация у них проходит очень бурно: они упорно пытаются отстаивать свои права на привычные действия,часто не сообразующиеся с жизнью группы.
В первые дни нельзя предъявлять особых дисциплинарных требований,следует стараться удерживать детей от негативных поступков-переключать их на другой вид деятельности,отвлекать.
Встретив ребёнка в раздевальной комнате,нужно продемонстрировать ему доброжелательное отношение,выслушать его новости,рассмотреть принесённые игрушки,ответить на вопросы родителей. Потом идёт знакомство с группой. Оно проходит в три этапа. Сначала дети играют в те игрушки, которые им понравились. Потом проводится экскурсия по всем помещениям группы. И,наконец. дети знакомятся с правилами жизни в группе:
"Мы все дружим,стараемся помогать друг другу,заботимся о малышах".
"Не отнимай игрушку,попроси. Если тебе её дали, скажи "спасибо", если не дают - предложи поменяться или играть вместе".
"Не можешь договориться сам, позови взрослого. Нам нравится наша группа,поэтому мы убираем игрушки на место".
Правила вводятся постепенно, с опорой на конкретную ситуацию.Постепенно дети усваивают их и начинают самостоятельно следить за выполнением.
В период адаптации проводятся игры: "Клубочек", "Передай мишку", "Передай улыбку", "Назови ласково" и др.,знакомящие детей друг с другом,помогающие почувствовать себя коллективом,запомнить имена.
Первые игры, которые предлагают малышам, - хороводные. Они сплачивают детский коллектив,дают возможность каждому ребёнку побыть в центре внимания,сыграть ведущую роль.Если времени мало,то выбирается несколько ведущих,чтобы за одну игру все дети побывали в этой роли ("Пузырь", "Мы на луг ходили", "Ходит Ваня", "Ходим кругом" и т.д.).
В период адаптации очень важна возможность для ребёнка уединиться,если он устал от общества.Кто-то уходит на диван или за стол, кто-то просто устраивается на большой мягкой игрушке. Это помогает снять напряжение, предотвратить негативные проявления.
Многие дети любят еду из "Макдоналдса",чипсы и т. д. Чтобы научить детей есть полезнцую пищу, нужно подробно рассказать о ней, сводить на "экскурсию" на кухню. Главное - не накормить ,а заинтересовать ребёнка едой, не делать замечаний, а напомнить об удобном способе действия, например: "Саша,возьми ложку в правую руку", а не "Саша, ты неправильно держишь ложку". Для того чтобы дети чувствовали себя одной семьёй,надо придвинуть столы друг к другу и не очень строго соблюдать правило: "Когда я ем - я глух и нем".Домашним детям трудно отвыкнуть разговаривать за едой,хочется обменяться впечатлениями.Снятию эмоционального стресса способствует свобода выбора: ребёнок всегда может договорится о том, что именно он съест и в каком количестве.
Продуманная организация адаптационного периода помогает детям безболезненно включиться в разновозрастной коллектив и чувствовать себя в нём спокойно и уверенно.Сотрудничество педагогов и родителей помогает выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка и облегчить процесс привыкания детей к детскому саду.