Формирование представлений об окружающей действительности посредством использования нетрадиционных приёмов работы на занятиях по аппликации
Кириковская Юлия Борсовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №151
комбинированного вида
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Проблема формирования представления об окружающей действительности у детей дошкольного возраста на сегодняшний день стоит очень остро, поскольку дети в этом периоде развития имеют различный социальный опыт в зависимости от того, в какой семье они воспитывается, с какого ракурса они видят то, что происходит вокруг (в природе, в социуме и т.д.).
Актуальность данной проблемы объясняется тем, что для того, чтобы у ребенка формировалось комплексное мировоззрение с позитивным взглядом на окружающую действительность, необходимо еще в дошкольном возрасте объяснять ему процессы, происходящие вокруг, некоторые простейшие физические законы. Занятия по формированию представлений об окружающей действительности являются не только развивающими, но и диагностическими, поскольку по тому, как ребенок видит природу, общество и людей можно понять и вовремя откорректировать его психологические проблемы и отклонения в психическом развитии. Зачастую случается так, что ребенок видит природу и людей с негативной точки зрения, что отражается в его творчестве (изобразительной деятельности и процессах, связанных с художественной обработкой слова). Это является симптомом, на который необходимо обратить внимание [3, с. 51].
Аппликация является одним из самых широко используемых методов для развития различных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Этому способствует множество причин. Во-первых, аппликация не требует использования врожденной способности к рисованию, т.е. для ее выполнения не нужно «ставить руку», иметь особые творческие возможности. Во-вторых, аппликация является прекрасной основой для развития мелкой моторики, творческого воображения и способности к позитивному познанию окружающей действительности. Наконец, в-третьих, для аппликации можно использовать практически любой подручный материал, что является очень важным фактором для того, чтобы ребенок еще в дошкольном возрасте был вынужден самостоятельно принимать творческие решения, развивать в себе находчивость, ловкость и способность к бытовой адаптации [1, с. 6].
По сути, в качестве сюжета для аппликации можно использовать любую ситуацию, увиденную ребенком в семье, на улице, на природе, в детском саду. Это может быть изображение леса, городской площади, кухни, на которой ребенок ужинает дома. Главное в составлении аппликации заключается в том, чтобы ребенок представлял различные образы, умел правильно и интересно подбирать материалы для создания этих образов, мог рассказать о том, что он изобразил [1, с. 8].
Для того, чтобы развивать в детях дошкольного возраста креативность и индивидуальное творческое воображение, можно предложить различные варианты нетрадиционных приемов работы с аппликацией. Для начала отметим, что обычно в качестве материала для аппликации в ДОУ или дома взрослые предлагают детям использовать такие материалы как цветная бумага, вата, листья деревьев, кусочки ткани. Традиционные темы для аппликации, которая вводится для понимания ребенком окружающего мира, – природные и городские пейзажи, стандартные изображения животных и т.д. [4, с. 118].
В качестве нетрадиционных приемов создания аппликации можно использовать следующие [2, с. 147]:
1. В качестве темы для создания аппликации можно использовать строение человеческого тела, тела животного, структуру листа, сорванного с дерева, различные природные явления, такие как, например, гроза, ветер, шторм на море. В данном случае целью воспитателя или родителя является подробно объяснить ребенку реальный материал, показать картинки и попросить повторить увиденное и услышанное на аппликационной картинке, созданной его собственными руками. Несомненно, такие аппликации могут создаваться ребенком только при непосредственном участии взрослого, который на всех этапах работы должен корректировать сделанное, давать дельные советы, оценивать труд ребенка.
2. В качестве материала для создания аппликации, в контексте нетрадиционных приемов ее создания, можно использовать, например, пищевые продукты разного типа, которые имеют различные цвета и консистенцию.
В качестве примера приведем разработку аппликации на тему: «Шторм на южном море». Сюжет аппликации: песчаный пляж, на котором стоят зонтики, с другой стороны – бушующее зеленое море с белыми пенными волнами, которые выбрасывают на берег камни и тину.
Для создания такой аппликации ребенку понадобятся: светло-желтые кусочки сыра для изображения песка на пляже, кусочки вареной колбасы, нарезанной маленькими треугольниками, и палочки от черешни или вишни для изображения зонтиков на пляже, небольшие комочки скатанного черного хлеба для изображения выброшенных на берег камней, пучки петрушки для изображения моря, кусочки сыра фета, который нарван небольшими кусочками, не имеющими определенной формы и консистенции, ломтики сливы для изображения туч на небе, синяя краска для изображения неба, клей, толстый картон.
Создание такой аппликации является «простором» для детской фантазии. Ребенок не только изучает процессы, которые не каждый день видит в природе, но и учится различать продукты питания, которые он еще плохо знает.
Литература:
- Анисимова А.В. Аппликация как средство комплексного развития ребенка в ДОУ // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 6–10
- Зарецкая О.П. Нетрадиционные техники творческого развития дошкольника. – М.: Форум, 2011. – 230 с.
- Тихонова А.С. Дошкольник и окружающий мир. – М.: Флинта, 2013. – 332 с.
- Яковлева Т.А. Занятия изобразительным искусством в детском саду. – М.: Свет, 2008. – 324 с.