Статья
Умственное развитие детей раннего возраста по средствам интеграции задач в играх направленных на развитие мелкой моторики
Валова Виктория Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ №104
Невского района Санкт-Петербурга
Наблюдения за динамикой физического и духовно-эмоционального развития ребенка в первые годы жизни позволяет понять, какое огромное значение имеет этот период. Исследование физиологии мозга и детской психологии показали, что ключом к развитию умственных способностей является его личный опыт в первые три года жизни, то есть тогда, когда развиваются мозговые клетки.
Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Известно, что никто не рождается гением – все зависит от стимуляции и степени развития мозга в раннем возрасте. Поэтому именно координирование движений мышц пальцев и кистей рук, что и понимается под термином «мелкая моторика», очень важны для стимуляции и развития детского мозга.
Большое стимулирующие влияние руки отличают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует речи у детей. К примеру, И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершенней кора мозга, тем совершенней речь, а значит и мышление.
Все это заставляет обратить особое внимание предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев.
Физиологической основой моей работы являются особенности мышления детей раннего возраста и особенности высшей нервной деятельности. У детей этого возраста наглядно – действенное мышление.
Мыслить для него, значит действовать здесь и сейчас с конкретным предметом, который он непосредственно воспринимает. Игры, направленные на развитие мелкой моторики, дают детям возможность не просто выполнять задания, но и производить движения пальчиками, действовать с предметом.
Именно поэтому моим педагогическим замыслом является интеграция задач в играх по развитию мелкой моторики с целью развития умственных способностей детей раннего возраста. Данные игры дают возможность ребенку не только производить действие с пуговицами, бусинками, палочками, прищепками и тому подобное, выполняя координированные движения мелкими мышцами пальцев и кистей рук, но и развивать представление о цвете, форме, величине предметов, формировать элементарные математические представления.
Например, дети прицепляют прищепки, раскладывают пуговки или палочки, нанизывают на шнурок бусинки, группируя их по цвету, величине или соблюдая определенную последовательность. Детям особенно нравятся прицеплять прищепки к геометрическим фигурам, плоскостным изображениям различных предметов.
А создавая ситуацию взаимопомощи в играх, позволяет мне вызвать у детей эмоционально - положительный отклик.
Например: прицепляя прищепки к прямоугольнику, дети создают заборчик, за которым мы можем спрятать зайку, спасая его от лисы. Программным содержанием этой игры является развитие моторики, умение группировать предметы (прищепки) по цвету или размеру и закрепление знаний о геометрических фигурах.
Мой опыт работы показывает, что взаимосвязь игр, направленных на развитие мелкой моторики, с непосредственно организованной образовательной деятельностью, является наиболее эффективной в умственном развитии детей раннего возраста.
Вашему вниманию я предлагаю фрагмент картотеки игр, где четко прослеживается связь с основной лексической темой.
Лексическая тема: «Праздник елки».
Игры на выкладывание:
Название игры |
Материалы |
Цели |
«Разноцветные елочки» |
Нарисованный образец елочки для выкладывания; палочки Кюизенера или счетные палочки. |
Развитие мелкой моторики пальцев рук; формирование умения выполнять задания по образцу; обучение соотнесению предметов по цвету или величине; развитие пространственной ориентации. |
«Наряжаем елочку» |
Нарисованная на картоне елочка; пуговицы, различные по цвету или величине (большие и маленькие). |
Развитие мелкой моторики; закрепление количественных представлений; обучение группировки предметов по цвету или величине; развитие представления о расположении предметов в пространстве; совершенствование движения «глаз – рука»; развитие воображения. |
«Наряжаем елочку» 2 вариант |
Нарисованная на картоне елочка; логические блоки Дьенеша. |
См. выше, а так же закрепление знаний о геометрических фигурах. |
Игры с прищепками:
Название игры |
Материалы |
Цели |
«Веселая елочка» |
Плоскостное изображение ствола елочки; прищепки разного цвета или величины. |
Развитие моторики пальцев обеих рук; обучение группировки предметов по цвету или величине; обучение выполнению заданной последовательности. |
«Искусственная елочка» |
Искусственная елочка; прищепки разного цвета или величины. |
Обучение воспроизведению пространственного расположения элементов конструкции по подражанию взрослого; развития представления о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга. |
Игры с мозаикой:
Название игры |
Материалы |
Цели |
«Хоровод вокруг елочки» |
Пластмассовый набор «Мозаика» или ковролиновый набор; наборное полотно. |
Развитие мелкой моторики пальцев ведущей руки; закрепление знаний о цвете; развитие воображения и представления о расположении предметов относительно друг друга; совершенствование движений «глаз-рука». |
Игры на тактильное восприятие:
Название игры |
Материалы |
Цели |
«Украшения для елочки» |
Логические блоки Дьенеша; контейнер с фасолью или мешочки, застегивающиеся на пуговицу. |
Развитие моторики; закрепление умения распознавать предметы по цвету, величине и форме; развитие умения различать на ощупь геометрические фигуры. |