Интеграция образовательных областей
"Здоровье" и "Безопасность"
Игнашина Мария Владимировна,
воспитатель ГБДОУ №65 «Солнышко»
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка - ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени - дошкольного образования. Интеграция - взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса в соответствии с дошкольным стандартом. Неслучайно здоровье и безопасность объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической. Чтобы наши дети были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их сможет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни. Выдающийся педагог, реформатор воспитания, Януш Корчак писал: "Взрослым кажется. что дети не заботятся о своём здоровье..... Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься". Поэтому главной задачей взрослых - формировать первичные представления о здоровье и правилах сохранения и укрепления его. Одно из основных условий безопасности старших дошкольников- развитие у них самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Всю работу мы ведём в четырёх основных направления: 1."Здоровый человек". В этом разделе знакомим детей с правилами здорового образа жизни, со способами сохранения и преумножения здоровья; о значении закаливания и занятий спортом.Развиваем мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.Можно исользовать игры:"Режим дня", " Правильная и здоровая пища", "Пушкой по микробам", "Здоровые зубы", "Правила чистюли"," Друзья и враги здоровья".В беседах с детьми вырабатываем основные правила, зарисовываем их, составляем коллажи. Решаем проблемные игровые ситуации. 2."Человеческий организм". Обогащаем и углубляем представления о человеческом организме. Используем в своей работе наглядные пособия, энциклопедии, игры-экспериментирования, а также настольно-печатные игры:"Я и моё тело", "Операция". 3. "Безопасный мир". Воспитываем осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, в природе, на улице. При решении проблемных ситуаций очень интересно использовать отрывки из художественной литературы и дать детям самостоятельно принять правильное решение, сделать правильный выбор. Совместно с детьми изготовить книги полезных советов, коллажи, плакаты. Провести викторины, игры-соревнования, игры-этюды.Поиграть с детьми в игры:"Безопасная дорога", "Опасные предметы", "Мы пожарные". 4. "Я и другие люди". Знакомим детей с социально благоприятными (здоровыми) взаимоотношениями людей. Умение общаться друг с другом , безопасно вести себя в играх, оказать первую помощь своим близким. Для решения этой задачи лучше всего использовать игровые ситуации, просмотр мультфильмов,телепередач. Предлагаем игры:"Скорая помощь","Хорошо-плохо","Первая помощь". Интеграция этих двух областей дают возможность ребёнку более полно уточнить и закрепить представления о здоровом образе жизни, о сохранении и укреплении здоровья.Научив ребёнка вести здоровый и безопасный образ жизни, мы поможем ему быть счастливым, успешным и добрым Человеком. Библиография: 1. Деркунская В.А. "Диагностика культуры здоровья дошкольников" 2. "Образовательные области «Здоровье», «Безопасность» ( 2013г.) 3. Прохорова О.А. Проект "Береги здоровье смолоду" (Справочник старшего воспитателя №8 2011г) 4. Голицина Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М. 2010