Методическая разработка
Музыкально-дидактические игры
на основе ТРИЗ-технологий
Автор: Бартенева Ирина Георгиевна,
музыкальный руководитель высшей категории,
ГБДОУ детский сад 118 Выборгского района Санкт-Петербурга
Введение
В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать своё «Я», выделять себя из мира, в это время у него возникает интерес к своей жизни. Происходят значительные изменения во всех сферах его психики – когнитивной, эмоциональной, волевой. Они проявляют в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.
«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ.
Данная методическая разработка предназначена для развития детей дошкольного возраста всеми видами музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмические движения) при помощи ТРИЗ-технологий. Она раскрывает аспекты развития творческой деятельности дошкольника, развития логического мышления, фантазии, коммуникативных качеств, решение проблемных ситуаций.
Также методическая разработка может быть интересна воспитателям ДОУ, руководителям музыкальных студий и родителям детей дошкольного возраста.
ТРИЗ подходит для всех, кто хочет развить творческую деятельность дошкольника. С помощью этой технологии можно успешно активизировать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление дошкольника, а так же эффективнее использовать основную программу обучения.
Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности.
«Что умеет делать?»
Правила игры
Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.
Ход игры
Музыкальный руководитель: Что может деревянная ложка?
Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).
«Мои друзья»
Правила игры
Музыкальный руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.
Ход игры.
Музыкальный руководитель: Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.
Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.
Музыкальный руководитель: Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке.
Играют дети с деревянными музыкальными инструментами (заместителями).
«Чем был – чем стал»
Правила игры
Музыкальный руководитель называет материал, а дети называют объект материального мира, в котором этот материал присутствует.
Ход игры
Музыкальный руководитель: Это было деревом, а чем оно стало для музыканта?
Дети: Музыкальными инструментами – ложки, балалайка, фортепиано, скрипка.
«Что интереснее»
(авторская разработка Бартеневой И.Г.)
Ход игры
Музыкальный руководитель играет одну ноту на фортепиано: Что вы слышите?
Дети: Один звук.
Музыкальный руководитель: Что можно с ним сделать?
Дети: Спеть, сыграть.
Музыкальный руководитель играет мелодию: Что вы слышите?
Дети: Мелодию.
Музыкальный руководитель: Что можно с ней сделать?
Дети: Спеть, сыграть.
Музыкальный руководитель: А что интереснее петь и играть?
Дети: Несколько звуков, потому что может получиться песня.
«На что похоже»
(авторская разработка Бартеневой И.Г.)
Правила игры
Музыкальный руководитель называет геометрическую фигуру, а дети называют, какой музыкальный инструмент похож на него.
Ведущий просит объяснить, почему похожи названные музыкальный инструменты и геометрическая фигура.
Музыкальный руководитель показывает карточку, на которой изображён треугольник.
Дети: Балалайка, музыкальный треугольник.
Музыкальный руководитель: Почему?
Дети: Эти инструменты треугольные.
Музыкальный руководитель. показывает карточку с кругом.
Дети: Барабан, бубен.
Музыкальный руководитель: Почему?
Дети: Они круглые.
«Теремок»
( игра на развитие тембрового чувства и звукоподражания )
Правила игры
Музыкальный руководитель выполняет роль ведущего. Каждый приходящий в теремок сможет туда попасть, если исполнит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?» в соответствии с выбранным образом. Ведущий определяет точность исполнения. Число участников не ограничено.
«Волшебные картинки»
( игра на развитие образного мышления, фантазии )
Правила игры
Дети садятся по-турецки. Звучит музыка и дети пальчиком в воздухе «рисуют» картину. После игры рассказывают, что они «нарисовали».
Детям нравятся яркие, знакомые образы, лучше из сказок. Поэтому появились игры с «Колобком».
«Колобок»
(авторская разработка Бартеневой И.Г.)
Ход игры
В «волшебном» мешочке лежат мячик, кубик, треугольник из пластмассы. Играющий выбирает на ощупь фигуру и поёт:
Колобок, колобок,
У тебя круглый (треугольный, квадратный) бок.
«Кого встретил колобок»
( игра на развитие тембрового чувства )
Ход игры
Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – « колобком». Водящий бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.
«Раньше – позже»
Цель
Учить определять временную зависимость, умение логически мыслить.
Ход игры
Ведущий называет ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет позже.
Например: в театре зазвучала музыка.
Вопрос: что было до этого? или что будет после этого?
Предполагаемые ответы: мы собирались в театр; началось представление.
Ведущий выбирает ответ и последующие вопросы исходят из новой ситуации.
Например: Как мы собирались в театр? Что одевали? Как добирались до театра? или С музыкой или без музыки шёл спектакль? Про кого был спектакль?
«Узнай меня»
Цель: учить описывать музыкальный инструмент (заместитель).
Ход игры
Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента.
Например
- Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки. (барабан)
- У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать, между одной моей половинкой и второй – заборчик. (гармошка)
«Путаница на концерте»
Цель
Учить подбирать слова по смыслу, убирать лишнее слово.
Ход игры
- Ребята, мне Незнайка рассказал о том, как он ходил в концерт. Но он всё перепутал. Давайте ему поможем.
Игрушка «Незнайка» в руках музыкального руководителя рассказывает:
- В концерте выступали берёзы (артисты).
- После выступления артистов зрители плакали (хлопали).
- На сцене сидело много птиц (музыкантов).
- Ими руководил стул (дирижёр).
«Вопрос – ответ»
Цель
Развивать фантазию, умение рассуждать.
Ход игры
Дети стоят в шеренгу. Ведущий поочерёдно бросает мяч ребятам и задаёт вопрос. Если ребёнок возвращает мяч с ответом, он делает шаг вперёд, если ответа нет – остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.
Примерные вопросы
- Кому из музыкантов нужна деревянная палочка?
- Какой музыкант не держит свой инструмент в руках?
- Какой музыкант сильно надувает щёки?
- Кто руками машет, а не музыкант?
- Кто руками машет, а не поёт?
- В неё дуют, а звука нет.
- Кому на сцене нужна палочка?
Ответы могут быть точными, а могут быть с фантазией.
«На чём ты играешь?»
Цель
Развитие логического мышления, видение причинно-следственных связей, научить задавать конкретные вопросы.
Ход игры
Перед ребятами картинка с изображением музыкального инструмента. Водящий стоит за картинкой. Его задача своими вопросами узнать, что это за инструмент.
Например
На картинке изображена скрипка.
- Это ударный (струнный, духовой, клавишный) инструмент.
- У него нежный звук?
- Он играет громко?
- Чем извлекают звук?
«Представь себе»
Цель
Развитие воображения.
Ход игры
Музыкальный руководитель задаёт вопрос: «Если бы на земле были одни барабаны, какая музыка нас окружала?»
«А если одни трубы?»
«А если только гитары?»
«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
Ход игры
Дети договариваются между собой, кого они будут показывать.
Водящий спрашивает: Где вы были?
Дети отвечают: Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем.
Дети показывают, на чём играет представленный ими музыкант или показывают певца.
«Покажи музыкальный жанр»
(авторская разработка Бартеневой И.Г.)
(игра на закрепление знаний о музыкальных жанрах)
Ход игры
На столе лежат предметы, характеризующие музыкальные жанры: платок, лёгкий шарф, палочки, микрофон. Звучат небольшие музыкальные отрывки марша, танца (полька, вальс, плясовая), песни. Водящий должен выбрать предмет, подходящий к прозвучавшей музыке и выполнить с ним какие-то действия.
Например:
платок - танец
лёгкий шарф – вальс
палочки – марш
Игра «Путаница»
(авторская разработка Бартенева И.Г.)
Ход игры
Вместе со сказочным персонажем (в данной игре «зайка») дети собираются украшать новогоднюю ёлку. Воспитатель предлагает взять шары, бусы, дождик.
«Зайка»: Если мы повесим шары на ёлку, она улетит.
- Ребята, почему зайчик думает, что ёлочка улетит?
(Дети говорят, что заяц перепутал новогодние шары с воздушными.)
«Зайка»: Откуда вы возьмёте зимой дождик? Дождик идёт осенью, летом.
-Ребята, почему зайчик так думает?
(Дети говорят, что заяц перепутал дождик из тучи с новогодним серебристым украшением.)
«Зайка»: Чья же мама отдаст нам свои бусы?
(Дети говорят, что зайчик перепутал бусы, которые носят мамы и бабушки с теми, которые вешают на ёлку.)
«Зайка»: А я не знал, что у ёлки есть свои украшения. Как же они называются?
( Ёлочные.)
Используемая литература:
ü Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду - пособия для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.
ü Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии. – 1990
ü Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.:Союз,1997
ü Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск,2007