Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Музыкально-дидактические игры
на основе ТРИЗ-технологий

 

Автор: Бартенева Ирина Георгиевна,

музыкальный руководитель высшей категории,

ГБДОУ детский сад 118 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Введение

В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать своё «Я», выделять себя из мира, в это время у него возникает интерес к своей жизни. Происходят значительные изменения во всех сферах его психики – когнитивной, эмоциональной, волевой. Они проявляют в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.

«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ.

Данная методическая разработка предназначена для развития детей дошкольного возраста всеми  видами музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмические движения) при помощи ТРИЗ-технологий. Она раскрывает аспекты развития творческой деятельности дошкольника, развития логического мышления, фантазии, коммуникативных качеств, решение проблемных ситуаций.

Также методическая разработка может быть интересна воспитателям ДОУ, руководителям музыкальных студий и родителям детей дошкольного возраста.

ТРИЗ подходит для всех, кто хочет развить творческую деятельность дошкольника. С помощью этой технологии можно успешно активизировать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление дошкольника, а так же эффективнее использовать основную программу обучения.

Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности.

 

«Что умеет делать?»

Правила игры

Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Что может деревянная ложка?

Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).

«Мои друзья»

Правила игры

Музыкальный  руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.

Ход игры.

Музыкальный руководитель: Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.

Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.

Музыкальный руководитель: Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке.

Играют дети с деревянными музыкальными инструментами (заместителями).

«Чем был – чем стал»

Правила игры

Музыкальный руководитель называет материал, а дети называют объект материального мира, в котором этот материал присутствует.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Это было деревом, а чем оно стало для музыканта?

Дети: Музыкальными инструментами – ложки, балалайка, фортепиано, скрипка.

«Что интереснее»

(авторская разработка Бартеневой И.Г.)

Ход игры

Музыкальный руководитель играет одну ноту на фортепиано: Что вы слышите?

Дети: Один звук.

Музыкальный руководитель: Что можно с ним сделать?

Дети: Спеть, сыграть.

Музыкальный руководитель играет мелодию: Что вы слышите?

Дети: Мелодию.

Музыкальный руководитель: Что можно с ней сделать?

Дети: Спеть, сыграть.

Музыкальный руководитель: А что интереснее петь и играть?

Дети: Несколько звуков, потому что может получиться песня.

«На что похоже»

(авторская разработка Бартеневой И.Г.)

Правила игры

Музыкальный руководитель называет геометрическую фигуру, а дети называют, какой музыкальный инструмент похож на него.

Ведущий просит объяснить, почему похожи  названные музыкальный инструменты и геометрическая фигура.

Музыкальный руководитель показывает карточку, на которой изображён треугольник.

Дети: Балалайка, музыкальный треугольник.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Эти инструменты треугольные.

Музыкальный руководитель. показывает карточку с кругом.

Дети: Барабан, бубен.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Они круглые.

«Теремок»

( игра на развитие тембрового чувства и звукоподражания )

Правила игры

Музыкальный руководитель выполняет роль ведущего. Каждый приходящий в теремок сможет туда попасть, если исполнит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?» в соответствии с выбранным образом. Ведущий определяет точность исполнения. Число участников не ограничено.

 

«Волшебные картинки»

( игра на развитие образного мышления, фантазии )

Правила игры

Дети садятся по-турецки. Звучит музыка и дети пальчиком в воздухе «рисуют» картину. После игры рассказывают, что они «нарисовали».

 

Детям нравятся яркие, знакомые образы, лучше из сказок. Поэтому появились игры с «Колобком».

«Колобок»

(авторская разработка Бартеневой И.Г.)

Ход игры

В «волшебном» мешочке лежат мячик, кубик, треугольник из пластмассы. Играющий выбирает на ощупь фигуру и поёт:

Колобок, колобок,

У тебя круглый (треугольный, квадратный) бок.

 

«Кого встретил колобок»

( игра на развитие тембрового чувства )

Ход игры

Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – « колобком». Водящий  бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.

«Раньше – позже»

Цель

Учить определять временную зависимость, умение логически мыслить.

Ход игры

Ведущий называет ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет позже.

Например: в театре зазвучала музыка.

Вопрос: что было до этого? или что будет после этого?

Предполагаемые ответы: мы собирались в театр; началось представление.

Ведущий выбирает ответ и последующие  вопросы  исходят из новой ситуации.

Например: Как мы собирались в театр? Что одевали? Как добирались до театра? или С музыкой или без музыки шёл спектакль? Про кого был спектакль?

 

«Узнай меня»

Цель: учить описывать музыкальный  инструмент (заместитель).

Ход игры

Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок  называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента.

Например

- Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки. (барабан)

- У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать,  между одной моей половинкой и второй – заборчик. (гармошка)

«Путаница на концерте»

Цель

Учить подбирать слова по смыслу, убирать лишнее слово.

Ход игры

- Ребята, мне Незнайка рассказал о том, как он ходил в концерт. Но он всё перепутал. Давайте ему поможем.

Игрушка «Незнайка» в руках музыкального руководителя рассказывает:

- В концерте выступали берёзы (артисты).

- После выступления артистов зрители плакали (хлопали).

- На сцене сидело много птиц (музыкантов).

- Ими руководил стул (дирижёр).

«Вопрос – ответ»

Цель

Развивать фантазию, умение рассуждать.

Ход игры

Дети стоят в шеренгу. Ведущий поочерёдно бросает мяч ребятам и задаёт вопрос. Если ребёнок возвращает мяч с ответом, он делает шаг вперёд, если ответа нет – остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.

Примерные вопросы

- Кому из музыкантов нужна деревянная палочка?

- Какой музыкант не держит свой инструмент в руках?

- Какой музыкант сильно надувает щёки?

- Кто руками машет, а не музыкант?

- Кто руками машет, а не поёт?

- В неё дуют, а звука нет.

- Кому на сцене нужна палочка?

Ответы могут быть точными, а могут быть с фантазией.

«На чём ты играешь?»

Цель

Развитие логического мышления, видение причинно-следственных связей, научить задавать конкретные вопросы.

Ход игры

Перед ребятами картинка с изображением музыкального инструмента. Водящий стоит за картинкой. Его задача своими вопросами узнать, что это за инструмент.

Например

На картинке изображена скрипка.

- Это ударный (струнный, духовой, клавишный) инструмент.

- У него нежный звук?

- Он играет громко?

- Чем извлекают звук?

«Представь себе»

Цель

Развитие воображения.

Ход игры

Музыкальный руководитель задаёт вопрос: «Если бы  на земле были одни барабаны, какая музыка нас окружала?»

«А если одни трубы?»

«А если только гитары?»

 

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Ход игры

Дети договариваются между собой, кого они будут показывать.

Водящий спрашивает: Где вы были?

Дети отвечают: Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем.

Дети показывают, на чём играет представленный ими музыкант или показывают певца.

«Покажи музыкальный жанр»

(авторская разработка Бартеневой И.Г.)

(игра на закрепление знаний о музыкальных жанрах)

Ход игры

На столе лежат предметы, характеризующие музыкальные жанры: платок, лёгкий шарф, палочки, микрофон. Звучат небольшие музыкальные отрывки марша, танца (полька, вальс, плясовая), песни. Водящий должен выбрать предмет, подходящий к прозвучавшей музыке и выполнить с ним какие-то действия.

Например:

платок - танец

лёгкий шарф – вальс

палочки – марш

Игра  «Путаница»

(авторская разработка Бартенева И.Г.)

 

Ход игры

Вместе со сказочным персонажем (в данной игре «зайка») дети собираются украшать новогоднюю ёлку. Воспитатель предлагает взять шары, бусы, дождик.

«Зайка»: Если мы повесим шары на ёлку, она улетит.

- Ребята, почему зайчик думает, что ёлочка улетит?

(Дети говорят, что заяц перепутал новогодние шары с воздушными.)

«Зайка»: Откуда вы возьмёте зимой дождик? Дождик идёт осенью, летом.

-Ребята, почему зайчик так думает?

(Дети говорят, что заяц перепутал дождик из тучи с новогодним серебристым украшением.)

«Зайка»: Чья же мама отдаст нам свои бусы?

(Дети говорят, что зайчик перепутал бусы, которые носят мамы и бабушки с теми, которые вешают на ёлку.)

«Зайка»: А я не знал, что у ёлки есть свои украшения. Как же они называются?

( Ёлочные.)

 

Используемая литература:

ü  Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду - пособия для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.

ü  Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии. – 1990

ü  Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.:Союз,1997

ü  Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск,2007

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»