Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Расширение представлений детей дошкольного возраста о природном окружении через опыты и эксперименты.

Михайлова Алла Ивановна,
воспитатель дошкольного отделения
ГБОУ Школа № 429 им.М.Ю.Малофеева
.

Актуальность работы

Окружающий ребенка мир - это удивительная, интересная, непознанная страна детства, где всё происходит впервые. Ребенок и окружающая среда непрерывно связаны между собой. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Только заинтересованность позволяет ребенку быстро и легко осваивать окружающий его мир и быть активным и довольным. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, и поэтому экспериментирование как никакой другой метод, соответствует их возрастным особенностям. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Цели и задачи

Цель работы является создание условий побуждающих детей к расширению их представлений об окружающим мире через опыты и эксперименты.

Исходя, из этого определяются следующие задачи:

1. Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

2. Формирование навыков постановки элементарных опытов и экспериментов.

3. Развитие у детей познавательной активности и потребности в общение как первейшее условие успешной деятельности.

Для организации работы и поддержания интереса к знакомству с окружающим миром в группе. Создаётся уголок экологии и мини-лаборатория "Почемучки", в котором представлены:

  • комнатные растения,
  • дидактические игры,
  • книги,
  • иллюстрации,
  • модели,
  • мини-экосистемы,
  • картотека опытов
  • картотека экспериментов,
  • материалы по развитию детского словотворчества (альбомы с загадками и творческими рассказами). А так же различные материалы и специальное оборудование:
  • приборы-помощники,
  • лабораторная посуда,
  • природный материал,
  • утилизированный материал,
  • разные виды бумаги,
  • медицинский материал и прочие материалы.

При оборудовании уголка экспериментирования нужно учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей
  • достаточность
  • доступность расположения

Реализуя данные задачи весь образовательный процесс строиться на стремлении удовлетворить присущую для детей любознательность /ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?/. ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ?/. Нужно чтобы детям хотелось почувствовать себя исследователями, овладеть искусством эксперимента, победить нерешительность и неуверенность в себе, чтобы у них проснулась инициатива, способность смело преодолевать трудности и достигать успеха. При этом педагог должен быть соучастником их деятельности, равноправным партнером, что им позволит проявлять собственную исследовательскую активность.

Конечно, вначале очень тяжело разговорить ребят, не стесняться, высказывать свои мысли вслух, рассуждать. Поэтому начиная с младшего возраста, нужно проводить игры и упражнения, стимулирующие исследовательское поведение.

Использовать для поддержания интереса к экспериментальной деятельности сказочных героев /зайчик Любознайчик, утёнок Удивлёнок, Незнайка, Знайка, Мудрый гном, девочка Почемучка/, которые помогают детям решать возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.

Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию и опытно - экспериментальной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Задачи

  • ˜Продолжать развивать интерес к явлениям природы и формировать умение взаимодействовать с окружающим миром / о способах правильного взаимодействия с растениями и животными/.
  • ˜Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
  • Учить детей делать выводы о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
  • Расширять представления детей о материалах-глина, дерево, бумага, ткань, металл, стекло, резина, пластмасса.

На начальном этапе можно проводить эксперименты по выявлению причин отдельных явлений.

Например:

- "Почему этот камешек нагрелся сильнее?"

- "Почему этот платочек высох быстрее?"

- "Почему осенью много луж?"

На следующем этапе с помощью наводящих вопросами учила детей выделять главное сравнивать два объекта или два состояния одного объекта и находить между ними разницу. Например:

- Опыты с мыльными пузырями /из чего можно сделать мыльные пузыри: мыло, шампунь/.

- Что лучше использовать для выдувания /палочки из под фломастеров, трубочки для коктейля/.

Проводить соревнования:

- "Чей пузырь больше?"

- "Чей выше улетит?"

СТАРШАЯ ГРУППА

Задачи

  • ˜ Расширять представления детей о способах правильного взаимодействия с растениями и животными, о том, что в природе всё взаимосвязано.
  • ˜Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • ˜Расширять представления детей о взаимодействии живой и неживой природы.
  • Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость, мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость.
  • Формировать представлениях детей о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
  • Углублять знания детей о свойствах воздуха и его функциональном значение для всего живого; о различных видах почвы.

Дети становятся более активными, любознательными, задают больше вопросов и пытаются самостоятельно на них ответить. Они стараются сами проводить эксперименты, но и обращаются к педагогу с просьбой провести их вместе с ними.

- "Давайте сделаем так..."

- "Давайте посмотрим, что будет если..."

Появления вопросов познавательного характера свидетельствуют о развитии у них логического мышления. Нужно стимулировать этот процесс своими вопросами, строить с ними логические цепочки.

Например:

- "Почему на нашем участке не растет трава?"

- "Что шумит в морской раковине?"

- "Если в космосе инопланетяне?"

Получаются довольно длинные цепочки

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Задачи.

  • Расширять представления детей о способах правильного взаимодействия с растениями и животными, о том, что в природе всё взаимосвязано.
  • Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
  • Углублять представления о существенных характеристиках предметов и свойствах и качествах различных материалов.
  • Продолжать расширять представления о различных природных объектов (воздух, вода, почва) о жизни на земле, в земле, в воде, воздухе.
  • Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
  • Знакомить детей с полезными ископаемыми(каменный уголь, нефть, газ)
  • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

В этом возрасте нужно уделять больше внимания на задания по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последних своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: при проведении опыта на растворимость веществ:

- "Ребята, сегодня мы растворили соль в воде. Из этого раствора вырастут кристаллики соли. Как вы думаете, какими они будут через десять дней". Дети рисуют рисунки, где отражают свои представления. Решать с ними экспериментальные задачи.

Такие как:

- "Как доказать что..."

- "Сколькими способами можно осуществить эти действия..."

- "Предскажи, что получиться если..."

Эти задачи можно решить с детьми двумя способами:

1.Сначала проводить эксперимент, и приобретать новые знания.

2.Сначала предсказывать результат, а затем проверять правильно ли они мыслили.

Поскольку сложность экспериментов в старших группах возрастает и повышается самостоятельность, нужно внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о сложных моментах эксперимента.

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами детской деятельности: развитием речи, развитием математических представлений, чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием. Нельзя не отметить и положительное влияние экспериментов на творческие способности - чем глубже дети в процессе ознакомления изучат объект, тем точнее они передадут его детали во время изобразительной деятельности. Свои действия и результаты дети зарисовывают, сочиняют загадки и сказки

Так же детское экспериментирование не может осуществляться без наблюдения, которое является непременной составной частью эксперимента, с его помощью осуществляется восприятия хода эксперимента и ее результат. Наблюдения и эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

В ходе всей работы по экспериментальной деятельности помогаем детям:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблему;

- анализировать объект и явления;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы:

- фиксировать этапы действий и результаты.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Ежедневно обсуждать с родителями успехи и проблемы детей. Стараться привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.

Для родителей можно провести :

* "Устный журнал" на тему "Рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях".

* День открытых дверей в детском саду - Открытое занятие по опытно- экспериментальной деятельности.

* Проведение совместных праздников и развлечений помогает познать возможности родителей и детей. Они направлены на обмен впечатлениями, мнениями, чувствами.

- Вечер развлечений "Праздник воды".

Проводя индивидуальные беседы и консультации с родителями, подбираем наглядный материал в родительский уголок, чтоб он был интересен им.

  • Анкетирование родителей, где родители могут выразить своё отношение к экспериментальной деятельности детей.
  • Памятка: "Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию".
  • Рекомендации проведите с нами дома: "Домашняя лаборатория".

Работа с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей. Активизируется общение родителей между собой и обмен мнениями.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.

Воспитания и обучения детей дошкольного возраста требуют от педагога педагогического мастерства и творческого подхода, они опираются на новые педагогические технологии и методы воспитания и обучения дошкольников. Но на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, и только правильная его организация гарантирует развивающий эффект. В связи, с этим работая с педагогами, ставим перед ними следующие задачи:

1. Построения предметно - развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов с детьми.

2. Ознакомление педагогов с содержанием, формами и методиками работы по опытно - экспериментальной деятельности.

Для решения этих задач проводить с педагогами такие консультации и семинары как:"Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста", "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду", "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников".

Ожидаемые результаты.

- Создание условий способствующих развитию познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

- Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

- Формирование у детей экологических представлений, развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности.

- Формирование бережного эмоционально-окрашенного отношения к природе и грамотного поведения в ней.

- Активное участие родителей в организации и проведении опытно - экспериментальной деятельности в группе.

Методика диагностики.

Основной метод проведения диагностики является наблюдения во время занятий, игры совместной и самостоятельной деятельности. В работе используем беседы, дидактические и настольные игры, демонстрационный материал. Рассматриваем и анализируем детские работы /рисунки, поделки/.

Параметры результатов наблюдений по экологическому воспитанию:

* О мире животных: умение различать животных разных классов, представления об образе жизни животных, умение определить стадии роста и развития животных, Представления о животных, как о живых существах, умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных, умение работать с моделями животных/

* О мире растений: умение различать растения разных экологических систем, представления об органах растения и их функциях, представления о стадиях развития и роста растений, представления о потребностях растений, представления об особенностях ухода за комнатными растениями, представления о том, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям, представления о растениях, как о живых существах, умение группировать растения/

* О неживой природе.

* О временах года.

* Отношение к миру природы.

Параметры результатов наблюдений по опытно-экспериментальной деятельности:

* Внимание.

* Восприятие: цвет, форма, величина, слуховое.

* Память: зрительная, слуховая, опосредованная.

* Мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое.

* Речь.

Программа выполнена /оценивается в 3 балла/. Ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Частично выполнена /оценивается в 2 балла/. Ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Не выполнена /оценивается в 1 балл/. Ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, затрудняется его выполнить или отказаться от его выполнения. Теряет интерес, на помощь взрослого не реагирует.

Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группы в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»