Организация уголка природы в дошкольном образовательном учреждении
Алексеева Екатерина Сергеевна воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Какая же роль отводится дошкольному учреждению в воспитании у детей бережного отношения к природе?
В дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате - уголок природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветник, уголок леса, поля. Как же правильно организовать уголок природы? Отбор растений осуществляется в соответствии с требованиями программы. Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста. Для выполнения своей просветительной роли уголок в детском саду должен соответствовать следуующим требованиям:
- "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных, чем большое количество погибающих растений;
- при организации уголка природы обязятельно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным;
- отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с явно выраженными признаками;
-растения и животные должны быть безопасными, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.;
- обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;
-отбор растений и животных осуществляется с учётом возрастных особенностей детей.
Во второй младшей группе растения должны быть похожи на дерево, траву; неприхотливыми, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус и др.). Всего 4-5 видов по 2-3 экземпляра. Дети могут поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку. лить воду осторожно и аккуратно протирать широкие листья влажной тряпочкой. В среднй группе ратения такого же вида, как и в младшей, кроме этого. с растениями, похожими на кустик (герань, бальзамин). Дети должны знать, какие растения нуждаются в поливе, а какое нет. Дети старшей группы знакомятся с растениями, имеющими неярко выраженные признаки различия и сходства. например с двумя видами бегонии, герани, а также с растениями, имеющими различные виды стеблей, различную форму, величину и окраску листьев и цветов: колеусом, плющом, комнатным виноградом и т.д. Самостоятельно ухаживают за растениями, добиваться хорошего качества работы. В подготовительной группе появляются более прихотливые, требующие более сложного ухода )бегония Рекс, узамбарская фиалка), лекарственными (алоэ, туя, герань); интересными своими вегетативным размножением (хлорофитум. камнеломка,бриофиллюм); легко размножающимися черенками (традесканция, сеткрезия и т.д.). Весь текущий уход дети осуществляют самостоятельно, помагают воспитателю при пересадке.
В пределах доступного ребёнку содержания формируются представления о многообразии природных ценностей. о нормах и правилах поведения . Проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах. к любому живому существу, понимая нравственный смысл своих действий и поступков.