Учебно-методическое пособие «Игры для развития
грамматического строя речи у детей 5-7 лет».
Кириллова Татьяна Константиновна
Учитель-логопед ГБДОУ № 44 Центрального района
Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, то её нужно обязательно включать в педагогический и коррекционный процесс образовательной системы. В ходе игры происходит всестороннее развитие личности ребёнка: улучшается память, внимание, мыслительные способности, коммуникативные навыки, творческая активность и инициатива.
Игры, которые я предлагаю, могут быть использованы в работе учителей-логопедов, воспитателей, как специальных логопедических групп, так и массовых групп детских садов, а также родителями при занятиях с детьми.
1. Игра «Один-много» по теме «Мебель» .
( дифференциация существительных единственного и множественного числа).
1 ВАРИАНТ ИГРЫ.
У взрослого один предмет, у ребёнка - несколько предметов (картинки). Можно использовать настоящую мебель.
Взрослый (логопед) : У меня стол, а в магазине
Ребёнок: А в магазине - столы
Шкаф - шкафы
Диван -диваны
Кресло - кресла. И т. д.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Логопед: У меня стол, а в магазине много … (?)
Ребёнок: А в магазине много столов.
2. Игра «Магазин посуды»
(словообразование существительных с помощью суффиксов – ниц - , - ч -).
Взрослый (логопед) задаёт вопросы, где хранятся предметы (хлеб- в хлебнице, сахар- в сахарнице, конфеты – в конфетнице, и т. д.). В игре можно использовать настоящие предметы и посуду или картинки.
После называния предмета дети кладут его в ту ёмкость, в которой он хранится.
-Давай поиграем. Я буду покупателем а ты- продавцом. Мне нужна посуда для супа, как она называется?
Ребёнок: - Супница.
- Как называется посуда, в которую кладут селёдку ? (Селёдочница).
-Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница).
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
-Как называется посуда для конфет (конфетница) , молока (молочник), хлеба (хлебница)?
3. Игра «Назови ласково»
(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ).
1 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Стол – столик
Шкаф – шкафчик
Стул – стульчик
Ваза – вазочка
Салфетка –салфеточка
Ваза – вазочка
Тарелка – тарелочка
Ложка – ложечка
Огурец – огурчик
Помидор – помидорчик и др.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Игра «Назови ласково»
( закрепление согласования прилагательного и существительного , образования уменьшительных форм прилагательных ).
Логопед произносит часть фразы, а дети её заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек ( красненький ).
Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка (жёлтенькая).
Солнце тёплое, а солнышко (тёпленькое).
Цыплёнок пушистый, а цыплёночек (пушистенький).
Дом низкий, а домик (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).
4. Игра « Два брата ИК и ИЩ».
(Образование уменьшительно- ласкательных и увеличительных суффиксов существительных).
Для этой игры понадобятся картинки двух разных человечков (гномиков).
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого ИЩ, он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жильё. ИК имел домик, ИЩ- большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у ИЩ? (Большой. )
Предлагаем подумать, что могло быть у каждого из братьев в их облике, доме.
У ИКА был носик, а у ИЩА? …
Ротик- ротище
Лобик-лобище
Глазик-глазище
Ручки-ручищи и т.д.
Делается вывод: если в слове слышится –ик-, это значит, что предмет маленький, а если –ищ- значит предмет большой.
1 ВАРИАНТ ИГРЫ. Игра с мячом.
Логопед: Я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя –ик или –ищ. Например, я буду говорить «маленький стол», а вы отвечать: «столик». Я буду говорить «большой дом», а вы –«домище».
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Кустик-кустище
Котик-котище
Шарфик-шарфище
Ножик-ножище
Коврик-коврище
Слоник-слонище и т. д.
3 ВАРИАНТ ИГРЫ. (С использованием картинок).
Рука-ручка-ручища
Хвост-хвостик-хвостище
Сапоги-сапожки-сапожищи
Дом-домик-домище
Кот-котик-котище
Диван-диванчик-диванище
Слон-слоник-слонище
5. Игра «Кто за ёлочкой?»
(образование и употребление притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные».)
Используется большая картинка с изображением ёлки с прорезью для картинок.
1 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Логопед вставляет в прорезь картинку (хвост или морду животного ) и спрашивает: « Чей это хвост (морда) ? Кто спрятался за ёлочкой?»
Ребёнок: -Это лисий хвост. За ёлкой спряталась лиса.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Дети сами задают друг другу вопросы: - Чей это хвост (морда)?
Вставляют в прорезь картинку. Отвечают на вопрос. Логопед перед игрой сообщает детям, что за ёлочкой прячутся животные, какие нужно догадаться.
Учебно-методическое пособие
Игры для развития грамматического строя речи
у детей 5 - 7 лет
Кириллова Татьяна Константиновна,
учитель-логопед ГБДОУ № 44
Центрального района Санкт-Петербурга
Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, то её нужно обязательно включать в педагогический и коррекционный процесс образовательной системы. В ходе игры происходит всестороннее развитие личности ребёнка: улучшается память, внимание, мыслительные способности, коммуникативные навыки, творческая активность и инициатива.
Игры, которые я предлагаю, могут быть использованы в работе учителей-логопедов, воспитателей, как специальных логопедических групп, так и массовых групп детских садов, а также родителями при занятиях с детьми.
1. Игра «Один-много» по теме «Мебель» .
( дифференциация существительных единственного и множественного числа).
1 ВАРИАНТ ИГРЫ.
У взрослого один предмет, у ребёнка - несколько предметов (картинки). Можно использовать настоящую мебель.
Взрослый (логопед) : У меня стол, а в магазине
Ребёнок: А в магазине - столы
Шкаф - шкафы
Диван -диваны
Кресло - кресла. И т. д.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Логопед: У меня стол, а в магазине много … (?)
Ребёнок: А в магазине много столов.
2. Игра «Магазин посуды»
(словообразование существительных с помощью суффиксов – ниц - , - ч -).
Взрослый (логопед) задаёт вопросы, где хранятся предметы (хлеб- в хлебнице, сахар- в сахарнице, конфеты – в конфетнице, и т. д.). В игре можно использовать настоящие предметы и посуду или картинки.
После называния предмета дети кладут его в ту ёмкость, в которой он хранится.
-Давай поиграем. Я буду покупателем а ты- продавцом. Мне нужна посуда для супа, как она называется?
Ребёнок: - Супница.
- Как называется посуда, в которую кладут селёдку ? (Селёдочница).
-Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница).
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
-Как называется посуда для конфет (конфетница) , молока (молочник), хлеба (хлебница)?
3. Игра «Назови ласково»
(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ).
1 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Стол – столик
Шкаф – шкафчик
Стул – стульчик
Ваза – вазочка
Салфетка –салфеточка
Ваза – вазочка
Тарелка – тарелочка
Ложка – ложечка
Огурец – огурчик
Помидор – помидорчик и др.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Игра «Назови ласково»
( закрепление согласования прилагательного и существительного , образования уменьшительных форм прилагательных ).
Логопед произносит часть фразы, а дети её заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек ( красненький ).
Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка (жёлтенькая).
Солнце тёплое, а солнышко (тёпленькое).
Цыплёнок пушистый, а цыплёночек (пушистенький).
Дом низкий, а домик (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).
4. Игра « Два брата ИК и ИЩ».
(Образование уменьшительно- ласкательных и увеличительных суффиксов существительных).
Для этой игры понадобятся картинки двух разных человечков (гномиков).
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого ИЩ, он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жильё. ИК имел домик, ИЩ- большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у ИЩ? (Большой. )
Предлагаем подумать, что могло быть у каждого из братьев в их облике, доме.
У ИКА был носик, а у ИЩА? …
Ротик- ротище
Лобик-лобище
Глазик-глазище
Ручки-ручищи и т.д.
Делается вывод: если в слове слышится –ик-, это значит, что предмет маленький, а если –ищ- значит предмет большой.
1 ВАРИАНТ ИГРЫ. Игра с мячом.
Логопед: Я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя –ик или –ищ. Например, я буду говорить «маленький стол», а вы отвечать: «столик». Я буду говорить «большой дом», а вы –«домище».
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Кустик-кустище
Котик-котище
Шарфик-шарфище
Ножик-ножище
Коврик-коврище
Слоник-слонище и т. д.
3 ВАРИАНТ ИГРЫ. (С использованием картинок).
Рука-ручка-ручища
Хвост-хвостик-хвостище
Сапоги-сапожки-сапожищи
Дом-домик-домище
Кот-котик-котище
Диван-диванчик-диванище
Слон-слоник-слонище
5. Игра «Кто за ёлочкой?»
(образование и употребление притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные».)
Используется большая картинка с изображением ёлки с прорезью для картинок.
1 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Логопед вставляет в прорезь картинку (хвост или морду животного ) и спрашивает: « Чей это хвост (морда) ? Кто спрятался за ёлочкой?»
Ребёнок: -Это лисий хвост. За ёлкой спряталась лиса.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Дети сами задают друг другу вопросы: - Чей это хвост (морда)?
Вставляют в прорезь картинку. Отвечают на вопрос. Логопед перед игрой сообщает детям, что за ёлочкой прячутся животные, какие нужно догадаться.