Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебно-методическое пособие «Игры для развития  

             грамматического строя речи у детей 5-7 лет».

 

                                                                                            Кириллова Татьяна Константиновна

                                                                         Учитель-логопед ГБДОУ № 44 Центрального района

 

Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, то её нужно обязательно включать в педагогический и коррекционный процесс образовательной системы. В ходе игры происходит всестороннее развитие личности ребёнка: улучшается память, внимание, мыслительные способности, коммуникативные навыки, творческая активность и инициатива. 

Игры, которые я предлагаю, могут быть использованы в работе учителей-логопедов, воспитателей, как специальных логопедических групп, так и массовых групп детских садов, а также родителями при  занятиях с детьми.

 

1. Игра «Один-много» по теме «Мебель» .

( дифференциация существительных единственного и множественного числа).

1 ВАРИАНТ ИГРЫ.

У взрослого один предмет, у ребёнка - несколько предметов (картинки). Можно использовать настоящую мебель.

Взрослый (логопед) : У меня стол, а в магазине

Ребёнок:  А в магазине - столы

Шкаф - шкафы

Диван  -диваны

Кресло - кресла. И т. д.

2 ВАРИАНТ ИГРЫ.

Логопед: У меня стол, а в магазине много … (?)

Ребёнок: А в магазине много столов.

2. Игра «Магазин посуды»

 (словообразование существительных с помощью суффиксов – ниц - , - ч -).

Взрослый (логопед) задаёт вопросы, где хранятся предметы (хлеб- в хлебнице,  сахар- в сахарнице, конфеты – в конфетнице, и т. д.). В игре можно использовать настоящие предметы и посуду или картинки.

После называния предмета дети кладут его в ту ёмкость, в которой он хранится.

-Давай поиграем. Я буду покупателем а ты- продавцом. Мне нужна посуда для супа, как она называется? 

Ребёнок: - Супница.

- Как называется посуда, в которую кладут селёдку ? (Селёдочница).

-Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница).

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).

-Как называется посуда для конфет (конфетница) , молока (молочник), хлеба (хлебница)?

3. Игра «Назови ласково»

 (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ).

1 ВАРИАНТ ИГРЫ.

   Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Стол – столик

Шкаф – шкафчик

Стул – стульчик

Ваза – вазочка

Салфетка –салфеточка

Ваза – вазочка

Тарелка – тарелочка

Ложка – ложечка

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик и др.

2 ВАРИАНТ ИГРЫ.

Игра «Назови ласково»

 ( закрепление согласования прилагательного и существительного , образования уменьшительных форм прилагательных ).

          Логопед произносит часть фразы, а дети её заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек ( красненький ).

Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка (синенькая).

Груша жёлтая, а  грушка (жёлтенькая).

Солнце тёплое, а солнышко (тёпленькое).

Цыплёнок пушистый, а цыплёночек (пушистенький).

Дом низкий, а домик (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).

 

4.  Игра « Два брата ИК и ИЩ».

(Образование уменьшительно- ласкательных и увеличительных суффиксов существительных).

Для этой игры понадобятся картинки двух разных человечков (гномиков).

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого ИЩ, он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жильё. ИК имел домик, ИЩ- большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у ИЩ? (Большой. )

Предлагаем подумать, что могло быть у каждого из братьев в их облике, доме.

У ИКА был носик, а у ИЩА? …

Ротик- ротище

Лобик-лобище

Глазик-глазище

Ручки-ручищи и т.д.

          Делается вывод: если в слове слышится  –ик-, это значит, что предмет маленький, а если –ищ- значит предмет большой.

1 ВАРИАНТ ИГРЫ. Игра с мячом.

Логопед: Я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя –ик или –ищ. Например, я буду говорить «маленький стол», а вы отвечать: «столик». Я буду говорить «большой дом», а вы –«домище».

2 ВАРИАНТ ИГРЫ.

Кустик-кустище

Котик-котище

Шарфик-шарфище

Ножик-ножище

Коврик-коврище

Слоник-слонище и т. д.

3 ВАРИАНТ ИГРЫ. (С использованием картинок).

Рука-ручка-ручища

Хвост-хвостик-хвостище

Сапоги-сапожки-сапожищи

Дом-домик-домище

Кот-котик-котище

Диван-диванчик-диванище

Слон-слоник-слонище

 

5. Игра «Кто за ёлочкой?»

 (образование и употребление притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные».)

Используется большая картинка с изображением ёлки с прорезью для картинок.

1 ВАРИАНТ ИГРЫ.

Логопед вставляет в прорезь картинку (хвост или морду животного ) и спрашивает: « Чей это хвост (морда) ? Кто спрятался за ёлочкой?»

Ребёнок: -Это лисий хвост. За ёлкой спряталась лиса.

2 ВАРИАНТ ИГРЫ.

Дети сами задают друг другу вопросы: - Чей это хвост (морда)?

Вставляют в прорезь картинку. Отвечают на вопрос. Логопед перед игрой сообщает детям, что за ёлочкой прячутся животные, какие нужно догадаться.

 

Учебно-методическое пособие

 

Игры для развития грамматического строя речи
у детей 5 - 7 лет

 

                                                               Кириллова Татьяна Константиновна,
учитель-логопед ГБДОУ № 44
Центрального района Санкт-Петербурга

Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, то её нужно обязательно включать в педагогический и коррекционный процесс образовательной системы. В ходе игры происходит всестороннее развитие личности ребёнка: улучшается память, внимание, мыслительные способности, коммуникативные навыки, творческая активность и инициатива. 

 

Игры, которые я предлагаю, могут быть использованы в работе учителей-логопедов, воспитателей, как специальных логопедических групп, так и массовых групп детских садов, а также родителями при  занятиях с детьми.

 

 

 

1. Игра «Один-много» по теме «Мебель» .

 

( дифференциация существительных единственного и множественного числа).

 

1 ВАРИАНТ ИГРЫ.

 

У взрослого один предмет, у ребёнка - несколько предметов (картинки). Можно использовать настоящую мебель.

 

Взрослый (логопед) : У меня стол, а в магазине

 

Ребёнок:  А в магазине - столы

 

Шкаф - шкафы

 

Диван  -диваны

 

Кресло - кресла. И т. д.

 

2 ВАРИАНТ ИГРЫ.

 

Логопед: У меня стол, а в магазине много … (?)

 

Ребёнок: А в магазине много столов.

 

2. Игра «Магазин посуды»

 

 (словообразование существительных с помощью суффиксов – ниц - , - ч -).

 

Взрослый (логопед) задаёт вопросы, где хранятся предметы (хлеб- в хлебнице,  сахар- в сахарнице, конфеты – в конфетнице, и т. д.). В игре можно использовать настоящие предметы и посуду или картинки.

 

После называния предмета дети кладут его в ту ёмкость, в которой он хранится.

 

-Давай поиграем. Я буду покупателем а ты- продавцом. Мне нужна посуда для супа, как она называется? 

 

Ребёнок: - Супница.

 

- Как называется посуда, в которую кладут селёдку ? (Селёдочница).

 

-Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница).

 

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).

 

-Как называется посуда для конфет (конфетница) , молока (молочник), хлеба (хлебница)?

 

3. Игра «Назови ласково»

 

 (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ).

 

1 ВАРИАНТ ИГРЫ.

 

   Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных.

 

Стол – столик

 

Шкаф – шкафчик

 

Стул – стульчик

 

Ваза – вазочка

 

Салфетка –салфеточка

 

Ваза – вазочка

 

Тарелка – тарелочка

 

Ложка – ложечка

 

Огурец – огурчик

 

Помидор – помидорчик и др.

 

2 ВАРИАНТ ИГРЫ.

 

Игра «Назови ласково»

 

 ( закрепление согласования прилагательного и существительного , образования уменьшительных форм прилагательных ).

 

          Логопед произносит часть фразы, а дети её заканчивают, добавляя слово.

 

Цветок красный, а цветочек ( красненький ).

 

Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).

 

Чашка синяя, а чашечка (синенькая).

 

Груша жёлтая, а  грушка (жёлтенькая).

 

Солнце тёплое, а солнышко (тёпленькое).

 

Цыплёнок пушистый, а цыплёночек (пушистенький).

 

Дом низкий, а домик (низенький).

 

Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).

 

 

 

4.  Игра « Два брата ИК и ИЩ».

 

(Образование уменьшительно- ласкательных и увеличительных суффиксов существительных).

 

Для этой игры понадобятся картинки двух разных человечков (гномиков).

 

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого ИЩ, он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жильё. ИК имел домик, ИЩ- большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у ИЩ? (Большой. )

 

Предлагаем подумать, что могло быть у каждого из братьев в их облике, доме.

 

У ИКА был носик, а у ИЩА? …

 

Ротик- ротище

 

Лобик-лобище

 

Глазик-глазище

 

Ручки-ручищи и т.д.

 

          Делается вывод: если в слове слышится  –ик-, это значит, что предмет маленький, а если –ищ- значит предмет большой.

 

1 ВАРИАНТ ИГРЫ. Игра с мячом.

 

Логопед: Я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя –ик или –ищ. Например, я буду говорить «маленький стол», а вы отвечать: «столик». Я буду говорить «большой дом», а вы –«домище».

 

2 ВАРИАНТ ИГРЫ.

 

Кустик-кустище

 

Котик-котище

 

Шарфик-шарфище

 

Ножик-ножище

 

Коврик-коврище

 

Слоник-слонище и т. д.

 

3 ВАРИАНТ ИГРЫ. (С использованием картинок).

 

Рука-ручка-ручища

 

Хвост-хвостик-хвостище

 

Сапоги-сапожки-сапожищи

 

Дом-домик-домище

 

Кот-котик-котище

 

Диван-диванчик-диванище

 

Слон-слоник-слонище

 

 

 

5. Игра «Кто за ёлочкой?»

 

 (образование и употребление притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные».)

 

Используется большая картинка с изображением ёлки с прорезью для картинок.

 

1 ВАРИАНТ ИГРЫ.

 

Логопед вставляет в прорезь картинку (хвост или морду животного ) и спрашивает: « Чей это хвост (морда) ? Кто спрятался за ёлочкой?»

 

Ребёнок: -Это лисий хвост. За ёлкой спряталась лиса.

 

2 ВАРИАНТ ИГРЫ.

 

Дети сами задают друг другу вопросы: - Чей это хвост (морда)?

 

Вставляют в прорезь картинку. Отвечают на вопрос. Логопед перед игрой сообщает детям, что за ёлочкой прячутся животные, какие нужно догадаться.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»