Знакомство с русским фольклором как часть патриотического воспитания детей-дошкольников
«Воспитание, если оно хочет быть бессильным, должно быть народным».
К.Д.Ушинский
Ребенок не может гармонично развиваться без ощущения себя в мире доброты, любви и согласия. Первый человек, который вводит ребенка в этот мир – это его мать. С матерью у ребенка связаны все самые светлые и теплые чувства. Любовь к матери расширяется до чувства любви к близким, к дому, к городу и Родине. В семье ребенок получает первый опыт общения с людьми, с природой, с окружающими. Он научается любить, прощать, находить общий язык, уважать, заводить дружбу и жить по законам совести. А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт и верование, любимые праздники.
Как сказал С.Н Мирольский: «Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм.
С первых дней своей жизни с экранов телевизоров современные дети видят потоки жестокости и зла, современные мультфильмы не несут в себе никаких морально-нравственных эталонов, не дают детям образцы поведения в различных жизненных ситуациях. Запертые в городских квартирах дети лишены возможности свободного общения с природой. Они, подчас, не знают, что такое – послушать тишину леса, шорох сена, почувствовать запах луговых трав. Мы не можем противостоять времени и изменить жизнь детей, но в наших силах привнести в из жизнь то необходимое, то вечное и доброе, без чего не может сложиться Человек, как личность, как патриот.
И здесь неоценимую помощь оказывает нам русский фольклор.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца…
С первых дней своей жизни ребенок знакомится с прекрасным миром народной культуры. Мама заведет веселую игру в "Ладушки" и споет ласковую колыбельную песню, а бабушка одарит яркой россыпью прибауток и потешек. Прекрасное русское слово "пестовать" передает всю теплоту любящих родительских сердец. Пестушки - самые первые детские стихи, которые он услышит.
Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Трудно себе представить жизнь детей без игр, веселых, шумных, задорных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.
Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус.
Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в народные игры мы развиваем речь, получаем первые знания по грамматике и арифметике, культуре поведения, познаем тайны природы и красоту звучащего слова.
Частые и быстрые повторения скороговорок развивают артикуляционный аппарат. Играя в подвижные игры с припевами, мы разыгрываем театрализованные представления, а также двигаясь – бегая, прыгая, метая в цель- развиваемся и укрепляемся физически.
Загадки, головоломки, задачки на буквы являются устным букварем и первыми уроками русской словесности.
Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь т творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных детских играх.
Проблемы бездуховности и безнравственности не решить ни экономически, ни политическими методами. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру и качество его общего развития.