Общеобразовательная программа
Знайка
Тимкина Нина Васильевна,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся от 5 до 7 лет
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа предшкольного образования «Знайка» имеет социально-педагогическую направленность.
Рабочая программа «Знайка» способствует развитию познавательной активности, и интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, к успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Программа рассчитана на 36 учебных недель, по 2 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять статическое и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, проводятся фронтально. При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной активности.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. В процессе мониторинга диагностируются интеллектуальные качества ребенка путем наблюдений, бесед, диагностических карт, что обеспечивает объективность и точность получаемых данных.
Программа реализуется с 2013 года. В 2014 году корректирована по требованиям к оформлению программ.
Цель общеобразовательной программы :
Развитие личности ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации, за счет выравнивания стартовых возможностей каждого.
Задачи:
Обучающие:
- дать знания, умения и навыки учебной деятельности;
- научить точно и ясно выражать свои мысли;
Развивающие:
-развитие памяти, мышления, воображения;
-развитие мотивации к учебной деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность:
-формировать культуру общения друг с другом;
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Наполняемость групп:
1 год обучения – 15 человек
Режим занятий
Занятия групповые. Проводятся:
2 раза в неделю: по1 часу.
Формы проведения занятий
-инсценировка
-ролевая игра
-конкурс
-предметная игра
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая
- индивидуально-групповая
Методы обучения:
- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям,)
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям)
- практические (наблюдения, самостоятельная, творческаяработа)
- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии);ЭОР
Прогнозируемые результаты и формы контроля
В результате обучения по Программе «Знайка» ребенок научится:
1.Отчетливо и ясно произносить слова:
-выделять из слов звуки;
-находить слова с определённым звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
-составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
-пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
-ориентироваться на странице тетради;
-писать основные элементы букв;
-рисовать узоры и различные элементы;
-перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
-называть основные признаки времен года;
-называние текущего месяца, последовательность дней недели.
2.Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
-соотносить с числом предметов;
-пользоваться арифметическими знаками действий;
-составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание с помощью педагога;
-измерять длину предметов с помощью условной меры;
-составлять из нескольких треугольников (четырехугольников)фигуры большего размера;
-делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
-ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
-ориентироваться во времени
Предметная диагностика проводится в форме:
-мониторинга
Педагогическая диагностика предполагает:
- наблюдения;
- личные беседы с детьми и их родителями;
- анализ продуктов деятельности обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы:
- диагностические карты
Содержание
Программа «Знайка» включает в себя:
-развитие речи;
-начальный курс математической логики
-подготовку к письму (развитие мелкой моторики)
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро» «терпение» «родина» «природа» «семья». 2.Уважать свою семью, своих родственников, любовь к родителям. 3.Освить роди ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4.Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
|
1.Организовать своё рабочее место под руководством учителя. 2.Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
|
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3.Сравнивать Предметы, объекты: находить общее и различие. 4.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
|
1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4.Слушать и понимать речь других. 5.Участвовать в паре. |
1 . Развитие речи (72 часа)
Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий, учитывая то, что уже осознается ребенком в его речевой практике:» предложение», «слово», «звук», «буква». Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, анаграммы и др.
На занятиях по развитию речи дети учатся различать гласные и согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, знакомятся с ударением, ударным слогом, учатся находить ударный слог в слове.
Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы живем, о природе, жизни животных, труде людей и результатах труда, общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и т.д.
Во время работы необходимо ставить посильные задачи, создавать трудовую атмосферу, вызывать соответствующие эмоции-все это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а также воспитанию воли, привычки к умственному труду.
2. Начальный курс математической логики (72 часа)
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.
Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых занятий и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется представление об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими. Малыши учатся различать понятия «число» и «цифра», сравнивать числа, знакомятся со знаками: (+,-, =), находят сумму и разность двух чисел (с помощью счёта предметов). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач в одно действие. Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Ребята знакомятся с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).
Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный материал.
3. Подготовка к письму (развитие мелкой моторики) 72 часа
В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно поставить руку, подготовить её к письму. Самый сложный предмет для первоклассников это письмо. Если при обучении письму какой-либо буквы у ребёнка не получается элемент, либо буква написана не верно, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что ещё слабы мелкие мышцы его пальцев и кисти рук.
Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются: лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование. Выполняя то или иное задание по постановке руки, рисуя, конструируя, что то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками… Штриховка, лепка, рисование, моделирование – это ещё и способ развития речи детей, их логического мышления, т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №471
Выборгского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школа №471
____________Сидорова И.В.
«___»_______________2013г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Образовательной программы
курса предшкольной подготовки «Знайка»
«Подготовка к письму (развитие мелкой моторики)»
Цель:развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.) и формирование ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков: пространственная ориентировка, умение анализировать форму предмета и изображения, развитие воображения, освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Категория слушателей: 6-7 лет.
Срок обучения:9 месяцев (72 часа).
Режим занятий:2 раза в неделю по 1 часу.
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе: |
Формы контроля |
|
лекции |
практические занятия |
||||
• |
Рисование |
22 |
- |
22 |
конкурс рисунков |
• |
Работа с бумагой |
20 |
- |
20 |
викторина |
• |
Лепка |
8 |
- |
8 |
конкурс рисунков |
• |
Штриховка рисунка |
6 |
|
6 |
викторина |
• |
Наклонные линии |
16 |
|
16 |
конкурс рисунков |
• |
Итого: |
72 |
- |
72 |
|
Календарно - тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Темы занятий |
Задачи |
Количество часов |
• |
Рисование. – 22ч. |
Рисуем осень.
|
Уметь видеть красоту вокруг себя; радоваться открытиям; освоить средства изобразительной деятельности |
2 |
• |
Рисование |
Сказки о животных.
|
Учиться рисовать животных из сказок; развитие мелкой моторики руки |
2 |
• |
Рисование |
Волшебная сказка.
|
Учиться различать волшебные сказки; рисовать сказочных героев; развитие мелкой моторики руки |
2 |
• |
Работа с бумагой. – 20ч. |
Учимся составлять фигуры из геометрических фигур.
|
Учить приему выкладывания простейшей аппликации из геометрических фигур; воспитывать бережливость |
2 |
• |
Работа с бумагой |
Полет в космос. |
Уметь вырезать из бумаги геометрические фигуры; правильно размещать их на бумаге |
2 |
• |
Работа с бумагой |
Мой дом. |
Учить приему выкладывания простейшей аппликации из геометрических фигур; воспитывать бережливость |
2 |
• |
Работа с бумагой |
В саду. Яблоня. |
Учиться замечать красоту природы; развитие умения складывать и вырезать фигуры; развитие мелкой моторики руки |
2 |
• |
Работа с бумагой |
Транспорт. |
Уметь вырезать из бумаги геометрические фигуры; правильно размещать их на бумаге |
2 |
• |
Работа с бумагой |
О зиме.
|
Учить приему выкладывания простейшей аппликации из геометрических фигур; воспитывать бережливость |
2 |
• |
Работа с бумагой |
Учимся делать снежинки.
|
Учиться складывать бумагу и вырезать снежинки; развитие мелкой моторики руки |
2 |
• |
Работа с бумагой |
Праздник. Новый год. (поделки)
|
Учиться выполнять поделки к празднику; развитие мелкой моторики руки |
2 |
• |
Работа с бумагой |
Полянка цветов. (аппликация)
|
Учить приему выкладывания простейшей аппликации из геометрических фигур; воспитывать бережливость |
2 |
• |
Работа с бумагой |
Какие бывают грибы? |
Учиться замечать красоту природы; развитие умения складывать и вырезать фигуры; развитие мелкой моторики руки |
2 |
• |
Рисование |
Кто что делает?
|
Учиться рисовать небольшие сюжеты о своей деятельности; развитие мелкой моторики руки |
2 |
• |
Рисование |
Чудесный мир книг.
|
Учиться рисовать героев книг; развитие мелкой моторики руки |
2 |
• |
Рисование |
Рисуем сказку |
Учиться рисовать сказочных героев из пятен |
2 |
• |
Рисование |
Рисуем дерево. |
Уметь видеть красоту вокруг себя; радоваться открытиям; освоить средства изобразительной деятельности |
2 |
• |
Рисование |
Считалки.
|
Формирование навыков рисования; развитие интереса школьников к изобразительной деятельности |
2 |
• |
Рисование |
Загадки. |
Дать представление о красоте окружающего мира; учиться рисовать природу |
2 |
• |
Рисование |
В мире книг |
Формирование навыков рисования; развитие интереса школьников к изобразительной деятельности |
2 |
• |
Рисование |
Что такое хорошо и что такое плохо?
|
Развитие интереса школьников к изобразительной деятельности, уметь видеть хорошее вокруг себя; радоваться открытиям. |
2 |
• |
Наклонные линии 16 ч. |
Знакомство с разлиновкой в тетради |
Учить определять строку и наклон в тетради в узкую линию с направляющей |
2 |
• |
Наклонные линии |
Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей |
Учить определять строку и наклон в тетради в узкую линию с направляющей |
2 |
• |
Наклонные линии |
Наклонная линия, круг, овал |
Тренировка глазомера. Развитие ориентации в тетради и зрительного восприятия. |
2 |
• |
Наклонные линии |
Круг большой и маленький, фигурки из кругов и наклонной линии |
Развитие ориентации в тетради и зрительного восприятия. Развитие творческого воображения. |
2 |
• |
Наклонные линии |
Рабочая строка |
Тренировка глазомера. Развитие ориентации в тетради и зрительного восприятия. |
2 |
• |
Наклонные линии |
Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. |
Развитие ориентации в тетради и зрительного восприятия. Развитие творческого воображения. |
2 |
• |
Наклонные линии |
Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. |
Развитие ориентации в тетради и зрительного восприятия. Развитие творческого воображения. |
2 |
• |
Наклонные линии |
Овал большой и маленький. Удлинённые линии с петлёй. |
Развитие ориентации в тетради и зрительного восприятия. Развитие творческого воображения. |
2 |
• |
Лепка. – 8ч. |
Игрушки. Моя любимая игрушка. |
Учиться по представлению изготавливать изделие из пластилина; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность |
2 |
• |
Лепка |
Зоопарк.
|
Учиться по образцу учителя изготавливать изделие из пластилина; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность |
2 |
• |
Лепка |
Лепим мишку. Животные.
|
Учиться по образцу учителя изготавливать изделие из пластилина; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность |
2 |
• |
Лепка |
Лепка по русским народным сказкам.
|
Учиться по представлению изготавливать изделие из пластилина; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность |
2 |
• |
Штриховка – 6 ч. |
Построение и штриховка бытовой техники |
Учиться по образцу учителя изображать изделие; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность |
2 |
• |
Штриховка |
Построение и штриховка будильника |
Учиться по представлению изображать предметы; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность |
2 |
• |
Штриховка |
Построение и штриховка картинки «Лето». |
Учиться по представлению изображать предметы; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность |
2 |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 471
Выборгского района Санкт – Петербурга
наименование соискателя лицензии
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы № 471
_____________________Сидорова И.В.
«_____»____________________2013 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Цель: развитие речи и готовность к овладению грамотой. Развить умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов. Развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления. Развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей.
Категория слушателей: 6-7 лет.
Срок обучения:9 месяцев (72 часа).
Режим занятий:2 раза в неделю по 1 часу.
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе: |
Формы контроля |
|
лекции |
практические занятия |
||||
• |
Предложение |
10 |
- |
10 |
Дидактическая игра |
• |
Звуки речи. |
8 |
- |
8 |
Дидактическая игра |
• |
Звуки речи. Буквы. |
20 |
|
20 |
|
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
34 |
- |
34 |
Промежуточная диагностика |
• |
Итого: |
72 |
- |
72 |
|
Календарно тематическое планирование.
№ |
Наименование разделов |
Темы занятий |
Задачи |
Количество часов |
• |
Речь. Предложение. – 10 ч. |
Устная речь. Учебные вещи. |
Познакомиться в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная |
2 |
• |
Речь. Предложение |
Устная речь. Игрушки. |
Дать первичные сведения об истории речи; устной речи; учиться составлять предложения по теме «Игрушки» |
2 |
• |
Речь. Предложение |
Учимся составлять предложения. Мебель. |
Учиться правильно составлять схемы предложений; иметь представление о предметах мебели; развитие речи; учиться составлять предложения |
2 |
• |
Речь. Предложение |
Учимся составлять предложения. Посуда. |
Учиться правильно составлять предложения; развивать речь учащихся; |
2 |
• |
Речь. Предложение |
Знакомимся со звуками речи. Одежда. |
Познакомиться со звуками речи, учиться слышать и различать звуки; учиться подбирать слова по теме «Одежда» и считать звуки в словах |
2 |
• |
Звуки речи. – 8 ч. |
Учимся слышать звуки. Орудия труда.
|
Учиться слышать звуки и выделять звуки в словах; уметь подбирать слова по теме «Орудия труда», выделять в них первый и последний звук. |
2 |
• |
Звуки речи. |
Звуки речи. Птицы. |
Познакомиться со звуками речи, учиться слышать и различать звуки; учиться подбирать слова по теме «Птицы» и считать звуки в |
2 |
• |
Звуки речи |
Знакомимся с гласными звуками. Травоядные животные. |
Познакомиться с гласными звуками; учиться выделять звуки в словах; развитие кругозора учащихся |
2 |
• |
Звуки речи |
Знакомимся с гласными звуками. Плотоядные животные |
Учиться выделять звуки в словах; развитие кругозора учащихся |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. 20 ч. |
Гласные звуки и их буквы. Зима. |
Познакомиться с гласными звуками и буквами. Уметь различать звуки и буквы. |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. |
Гласные звуки и их буквы. Перелетные птицы. |
Познакомиться с гласными звуками и буквами. Уметь различать звуки и буквы. Развитие кругозора учащихся |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. |
Гласные звуки и их буквы. О грибах. |
Познакомиться с гласными звуками и буквами. Уметь различать звуки и буквы. Развитие кругозора учащихся |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. |
Согласные звуки и их буквы. Насекомые. |
Учиться различать согласные звуки от гласных. Уметь различать звуки и буквы. Развитие кругозора учащихся |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. |
Согласные звуки и их буквы. Рыбы.
|
Учиться различать согласные звуки от гласных. Уметь различать звуки и буквы. |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. |
Согласные звуки и их буквы. Цветы.
|
Учиться различать согласные звуки от гласных; уметь различать звуки и буквы; развитие кругозора детей |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. |
Родные братцы: твёрдые и мягкие согласные. |
Учиться различать твердые и мягкие согласные звуки; уметь различать звуки и буквы; развитие кругозора детей |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. |
Звонкие и глухие согласные. |
Учиться различать звонкие и глухие согласные звуки; уметь различать звуки и буквы; развитие кругозора детей |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. |
Парные согласные |
Учиться различать парные согласные звуки; уметь различать звуки и буквы; развитие кругозора детей |
2 |
• |
Звуки речи. Буквы. |
Этот волшебный мир звуков. |
Учиться различать гласные и согласные звуки; уметь различать звуки и буквы; развитие кругозора детей |
|
• |
Слово. Текст. Связная речь. – 34ч. |
Слово. Растения хлебные и огородные. |
Развитие кругозора детей; уметь различать звуки и буквы; отличать слова от слога; слово от предложения |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Слово. Ягоды и плоды |
Уметь различать звуки и буквы; отличать слова от слога; развитие навыков связной речи |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Слово. Плодовые деревья. |
Уметь различать слова и предложения; различать звуки и буквы; отличать слова от слога; развитие кругозора детей |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Ударение и деление слов на слоги. |
Познакомить детей с ударением. Учить делить слова на слоги. |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Слоговой анализ слов. |
Закрепить представление о делении слов на слоги. Упражняться в определении слогов в словах. Учиться выделять ударный слог. |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Живые слова. |
Учить детей составлять слова из слогов. Знакомство с многозначными словами, антонимами, синонимами. |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Учимся составлять рассказы по картинкам |
Уметь составлять предложения, связывать их в небольшой рассказ; различать звуки и буквы; отличать слова от слога |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Текст. Деревья в лесу. |
Учиться работать с текстом; развитие навыков связной речи; развитие кругозора детей. |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Текст. Времена года. |
Развитие речи детей; развитие умения учиться работать с текстом. |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Связная речь. Города и реки. |
Развитие умения составлять предложения по теме «Города и реки» |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Учимся отвечать на вопросы. Домашние животные. |
Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; развитие умения составлять предложения по теме «Домашние животные» |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Учимся отвечать на вопросы. Дикие животные. |
Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; развитие умения составлять предложения по теме «Дикие животные» |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Учимся отвечать на вопросы. Моя семья. |
Учимся задавать и отвечать на вопросы; уметь составлять предложения, связывать их в небольшой рассказ по теме «Моя семья»; различать звуки и буквы; отличать слова от слога |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Заучивание и «рассказывание» стихов руками. |
Учить краткому пересказу, развитие воображения и памяти. |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Русские народные сказки. Составление пересказа. Колобок. |
Инсценирование сказки. Развитие речи и произношения. |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Русские народные сказки. Составление пересказа. Гуси – лебеди. |
Учить краткому пересказу, упражнять в качественном произношении слов. |
2 |
• |
Слово. Текст. Связная речь. |
Русские народные сказки. Волк и лиса. |
Инсценирование сказки. Развитие речи и произношения. |
2 |
Цель:направлена на формирование элементарных математических представлений, на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объектов, их существенные характеристики; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы; способствовать развитию у детей логического мышления, внимания, речи, познавательного интереса к математике и к процессу обучения.
Категория слушателей: 6-7 лет.
Срок обучения:9 месяцев (72 часа).
Режим занятий:2 раза в неделю по 1 часу.
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе: |
Формы контроля |
|
лекции |
практические занятия |
||||
1. |
Свойство предметов |
10 |
- |
10 |
тест |
2. |
Сравнение предметов |
8 |
- |
8 |
математическая игра |
3. |
Число и цифра |
30 |
- |
30 |
математическая игра |
4. |
Начальные сведения о геометрии |
6 |
- |
6 |
математическая игра |
5. |
Решение задач |
8 |
- |
8 |
математическая игра |
6. |
Ориентировка в пространстве |
6 |
- |
6 |
промежуточная диагностика |
7. |
Арифметические действия |
4 |
- |
4 |
математическая игра |
|
Итого: |
55 |
- |
55 |
|
Календарно тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Темы занятий |
Задачи |
Количество часов |
• |
Свойства предметов. – 10 ч. |
Свойства предметов. Веселые задачки |
Учиться выделять свойства объектов, их существенные характеристики; учиться считать |
2 |
• |
Свойства предметов |
Свойства предметов. Веселые задачки.
|
Учиться выделять свойства объектов, их существенные характеристики; делать основные выводы, проверять их истинность |
2 |
• |
Сравнение предметов. – 8ч. |
Сравниваем предметы по величине.
|
Развитие умения проводить наблюдение, сравнивать предметы по величине; учиться счету |
2 |
• |
Сравнение предметов |
Сравниваем предметы по цвету. |
Развитие умения проводить наблюдение, сравнивать предметы по цвету; учиться счету |
2 |
• |
Сравнение предметов |
Знаки сравнения. Веселые задачки.
|
Познакомиться со знаками сравнения; развитие умения проводить наблюдение, сравнивать предметы |
2 |
• |
Сравнение предметов |
Знак равенства. Веселые задачки.
|
Познакомиться со знаками равенства; развитие умения проводить наблюдение, сравнивать предметы |
2 |
• |
Число и цифра – 30ч. |
Счет предметов. Задачи.
|
Выявить уровень дошкольного овладения счетом; учиться решать примеры и задачи-загадки |
2 |
• |
Число и цифра |
Первый, второй, третий… |
Выявить уровень дошкольного овладения счетом |
2 |
• |
Число и цифра |
Счет предметов до 10. Задачи.
|
Учиться различать числа и цифры; учиться считать в пределах 10; развитие умения решать примеры и задачи |
2 |
• |
Число и цифра |
Обратный счет предметов в пределах 10.
|
Учиться считать до 10 и обратно; развитие мелкой моторики руки |
2 |
• |
Число и цифра |
Состав числа 2 |
Знакомство с составом числа. Закрепляем прямой и обратный счет. Учимся прибавлять и отнимать 1. Тренируем память. |
2 |
• |
Число и цифра |
Состав числа 3 |
Знакомство с составом числа. Закрепляем прямой и обратный счет. Учимся прибавлять и отнимать 1. Тренируем память. |
2 |
• |
Число и цифра |
Состав числа 4 |
Знакомство с составом числа. Закрепляем прямой и обратный счет. Учимся прибавлять и отнимать 1. Тренируем память. |
2 |
• |
Число и цифра |
Состав числа 5 |
Знакомство с составом числа. Закрепляем прямой и обратный счет. Учимся прибавлять и отнимать 1. Тренируем память. |
2 |
• |
Число и цифра |
Состав числа 6 |
Знакомство с составом числа. Закрепляем прямой и обратный счет. Учимся прибавлять и отнимать 1. Тренируем память. |
2 |
• |
Число и цифра |
Состав числа 7 |
Знакомство с составом числа. Закрепляем прямой и обратный счет. Учимся прибавлять и отнимать 1. Тренируем память. |
2 |
• |
Число и цифра |
Состав числа 8 |
Знакомство с составом числа. Закрепляем прямой и обратный счет. Учимся прибавлять и отнимать 1. Тренируем память. |
2 |
• |
Число и цифра |
Состав числа 9 |
Знакомство с составом числа. Закрепляем прямой и обратный счет. Учимся прибавлять и отнимать 1. Тренируем память. |
2 |
• |
Число и цифра |
Состав числа 10 |
Знакомство с составом числа. Закрепляем прямой и обратный счет. Учимся прибавлять и отнимать 1. Тренируем память. |
2 |
• |
Начальные сведения о геометрии. – 6 ч. |
Знакомимся с точкой и прямой линией.
|
Иметь представление о геометрических фигурах ; знать термины: точка, линия; учить чертить геометрические фигуры |
2 |
• |
Начальные сведения о геометрии |
Знакомимся с углом и треугольником.
|
Иметь представление о геометрических фигурах ; знать термины: угол, треугольник; учить чертить геометрические фигуры |
2 |
• |
Начальные сведения о геометрии |
Учимся различать геометрические фигуры.
|
Иметь представление о геометрических фигурах ; учиться различать геометрические фигуры; учить чертить геометрические фигуры |
2 |
• |
Свойства предметов |
Учимся классифицировать. |
Учиться выделять свойства объектов, их существенные характеристики; делать основные выводы, проверять их истинность; учиться классифицировать предметы |
2 |
• |
Решение задач. – 8ч. |
Веселые задачки.
|
Учиться составлять задачи; учиться решать задачи-загадки |
2 |
• |
Свойства предметов |
Учимся находить лишнее. Задачи. |
Учиться выделять свойства объектов, их существенные характеристики; делать основные выводы, проверять их истинность; находить лишнее |
2 |
• |
Ориентировка в пространстве.– 6 ч. |
Учимся определять: вверх, вниз, влево, вправо |
Научить ориентироваться в пространстве; определять: верх, вниз, влево, вправо; сравнивать объекты по одному общему признаку |
2 |
• |
Арифметические действия – 4 ч. |
Простейшее арифметическое действие – сложение |
Учиться сравнивать множества; познакомиться с математическими знаками; учиться решать задачи-загадки |
2 |
• |
Арифметические действия |
Простейшее арифметическое действие – вычитание.
|
Учиться сравнивать множества; познакомиться с математическими знаками; учиться решать задачи-загадки |
2 |
• |
Число и цифра |
Число и цифра. Веселые задачи.
|
Учиться различать числа и цифры; учиться считать в пределах 10; развитие умения решать примеры и задачи |
2 |
• |
Число и цифра |
Веселый счет. |
Учиться различать числа и цифры; учиться считать в пределах 10; развитие умения решать примеры и задачи |
2 |
• |
Свойства предметов |
Учимся находить лишнее.
|
Учиться выделять свойства объектов, их существенные характеристики; делать основные выводы, проверять их истинность; находить лишнее |
2 |
• |
Решение задач |
Решение задач.
|
Учиться составлять задачи; учиться решать задачи-загадки |
2 |
• |
Решение задач. |
Путешествие в страну часов. Понятия «равно», «половина». |
Знакомство с часами. Формирование понятий «равно», «половина». |
2 |
• |
Решение задач. |
Решение задач. Ребусы. Часы. |
Учиться составлять задачи; учиться решать задачи-загадки. Учиться определять время. |
2 |
• |
Ориентировка в пространстве. |
Учимся определять: вверх, вниз, влево, вправо |
Научить ориентироваться в пространстве; определять: верх, вниз, влево, вправо; сравнивать объекты по одному общему признаку |
2 |
• |
Ориентировка в пространстве |
Учимся быть внимательными. |
Научить ориентироваться в пространстве; сравнивать объекты по одному общему признаку; учиться быть внимательным |
2 |
Литература:
• Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать». Пособие для родителей и педагогов. –Издательство «Детство – пресс», Санкт – Петербург, 2000г.
• Л.Б. Фесюкова «Год перед школой». Пособие для родителей и педагогов. – Издательство Харьков «Фолио» Москва АСТ, 2000г.
• З.А. Серова «Знакомлюсь с математикой». Пособие для родителей и педагогов. – Издательство «Питер», Санкт – Петербург, 2000г.
• И.В. Житко, М.М. Ярмолинская «Как готовить ребёнка к школе». Пособие для родителей и педагогов. – Издательство ООО «Юнипресс» Минск, 2001г.
• Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова «Советы родителям первоклассника». Пособие для родителей и педагогов. – Издательство «Ювента», Москва, 2006г.
• Комплект наглядных пособий «Звуки и буквы», «Окружающий мир» В 2 частях – М.: «Баласс», 2005г.
• Комплект наглядных пособий. И.А. Андреева «30 уроков счёта» Минск: Современная школа «Кузьма» 2007г.
• Е.А. Щербак «30 уроков развития речи» Минск: Современная школа «Кузьма» 2009г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
…………………………………полное название по Уставу…………………………………………………
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
протокол педагогического совета Директор школы № __________ И.О.Фамилия
№ __ от «___» ___ 20 г. «___» ____ 20 г.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Название программы»
Возраст обучающихся от 9 до 11 лет
Срок реализации 3 года
автор-составитель
Фамилия Имя Отчество
педагог дополнительного образования
Программа корректирована в 20 ____ году
Санкт – Петербург
2009
Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Название программы полное_________» имеет художественную (туристско-краеведческую, естественнонаучную, техническую, физкультурно-спортивную, социально-педагогическую,) направленность.
Коротко охарактеризовать предлагаемую деятельность или материал, с которым дети работают, ремесло (несколько предложений).
Программа реализуется с 2009 года. В 20___ году корректирована по требованиям к оформлению программ.
Новизна программы(формулируется на основе сравнения с другими образовательными программами по данной направленности).
Актуальность программы в том, чтозанятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в ………, желание общаться и проявлять свою индивидуальность. Творчество в …........ – это ……… вдохновение, замысел, чувство.
Развитие качеств …........... с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем.
На занятиях по программе дети приобщаются к традициям …………. творчества.(формулировка примерная!)
Педагогическая целесообразность программы в том, чтозанятия ………. способствуют развитию ………, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Занятия ……. оказывают положительное успокаивающее, …...., действие на нервную систему ребёнка, являясь источником положительных эмоций.
Цель образовательной программы (ОП):
Сформулировать в одном развернутом предложении. Цель ОП шире, чем в предметной области! Предполагаемые результаты должны соответствовать цели, быть конкретны и диагностируемы.
Задачи: (конкретные шаги для реализации цели)
Обучающие (чему следует научить детей)
- научить …….;
- дать представление………;
- сформировать ……..;
Развивающие (какие качества следует развить)
- развить …….;
- способствовать развитию ………..;
- развивать ………… способности ….;
Воспитательные (что следует воспитать, какие отношения сформировать)
- способствовать воспитанию ……..;
- воспитывать …..
Отличительные особенности программы в том что, …. (раскрыть)….
Отличия могут быть: в постановке задач, в построении учебно-тематического плана, в содержании занятий, в возрасте воспитанников, в особенностях материального обеспечения, в методах и технологиях обучения, в готовности к занятиям воспитанников, и в другом. Конкретно назвать и описать.
Условия реализации программы
Сроки реализации
Программа ориентирована на детей … лет без специальной подготовки. Перечислить: особенности и требования к подготовке (спортивные, танцевальные, туристские и др.), требования к здоровью,если они есть. Программа рассчитана на …. год(а) обучения.
Наполняемость групп:
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 12 человек
3 год обучения – 10 человек.
Режим занятий:
Занятия групповые. Проводятся:
2 раза в неделю по 2 часа на 1-ом и 2-ом году обучения (144 часа в год).
Формы занятий:
- выездное в форме экскурсии
- практическое
- конференция
- выставка
- конкурс
- праздник
- соревнование
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая
- индивидуально-групповая
Методы обучения:
- словесные (беседы, работа по устным рекомендациям, анализ проделанной работы кратко назвать содержание);
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям конкретизировать);
- практические (наблюдения, самостоятельная, творческая работа)
- эвристические, поисковые
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии),
ЭОР (электронные образовательные ресурсы):
Ожидаемые результаты (сформулировать как ответы назадачи ко всей программе конкретно!)
К концу обучения воспитанники:
- будут иметь представления о ……;
- приобретут знания …..;
- разовьют глазомер, координацию движений…….;
- разовьют образное мышление, …..;
- будут уметь ……..:
- будут знать ……
- научатся ……
- приобретут навыки…….
- будут проявлятьсебя, как …..
Способы проверки результатов:
предметная диагностика проводится в форме:
- опросов; зачетов (вложить в Приложение образцы);
- творческих заданий (перечислить в Методическом обеспечении);
- тестов (вложить в Приложение образцы).
педагогическая диагностика предполагает:
- анкетирование (образец анкеты вложить в Приложение);
- личные беседы с детьми и их родителями (план беседы в Приложение);
- анализ продуктов деятельности обучающихся (алгоритм анализа. Что оценивается? Критерии).
Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение итоговой конференции « ….. »; конкурса
- проведение итоговой выставки « ….. »;
- соревнование; поход(как в Содержании и на итоговых занятиях).
1 год обучения
Задачи:
- …....................
- …....................
Ожидаемые результаты:
- ….............................
- ….............................
Учебно-тематический план
1-го года обучения
№ п/п |
Название раздела (темы) |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие
|
2 |
0,5 |
1,5 |
Во всех разделах и темах прописать часы на теорию и практику |
||||
2 |
Музыкальная грамота
|
5 |
2 |
3 |
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
Итоговое занятие
|
|
|
|
|
Итого
|
144 |
32 |
112 |
Содержание
1-го года обучения
• Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Тематический план занятий. История предмета (спорта, игры, промысла, искусства, произведений и др.). Техника безопасности на занятиях. Специальная форма (костюм, обувь, принадлежности и др.) Правила поведения в кабинете (в спортивном зале, в лаборатории), на экскурсии.
Практика. Ознакомление с помещением. Тест «Правила техники безопасности».
• Название раздела (темы) ---------------------
Теория. ---------------------------------------------------
Практика. -----------------------------------------------
• Название раздела (темы) ---------------------
Теория. ---------------------------------------------------
Практика. -----------------------------------------------
• Название раздела (темы) ---------------------
Теория. ---------------------------------------------------
Практика. -----------------------------------------------
• Название раздела (темы) ---------------------
Теория. ---------------------------------------------------
Практика. -----------------------------------------------
• Название раздела (темы) ---------------------
Теория. ---------------------------------------------------
Практика. -----------------------------------------------
• Название раздела (темы) ---------------------
Теория. ---------------------------------------------------
Практика. -----------------------------------------------
• Название раздела (темы) ---------------------
Теория. ---------------------------------------------------
Практика. -----------------------------------------------
• Название раздела (темы) ---------------------
Теория. ---------------------------------------------------
Практика. -----------------------------------------------
10. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Выставка творческих работ. Обсуждение результатов. Награждение
Конференция «……». Обсуждение результатов. Награждение
2 год обучения
Задачи:
- ….............................
- ….............................
Ожидаемые результаты:
- ….............................
- ….............................
Учебно-тематический план
2-го года обучения
№ п/п |
Название раздела (темы) |
Количество часов |
||
Всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие |
|
|
|
Во всех разделах и темах прописать часы на теорию и практику |
||||
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
Концертная деятельность (соревнования, походы, другое) |
|
|
|
8 |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
Итого |
144 |
32 |
112 |
Содержание
2-го года обучения
1. Вводное занятие
• Теория. Введение в программу. Тематический план. Техника безопасности на занятиях.
• Практика -------------------------------------------
2. Название раздела (темы) ---------------------
• Теория ---------------------------------------------------
• Практика -----------------------------------------------
3. Название раздела (темы) ---------------------
• Теория ---------------------------------------------------
• Практика --------
4. Название раздела (темы) ---------------------
• Теория ---------------------------------------------------
• Практика --------
5. Название раздела (темы) ---------------------
• Теория ---------------------------------------------------
• Практика -------------------------------
6. Название раздела (темы) ---------------------
• Теория ---------------------------------------------------
• Практика ---------------------------------
7. Название раздела (темы) ---------------------
• Теория ---------------------------------------------------
• Практика ---------------------------------
8. Итоговое занятие. -----------------------------------
Методическое обеспечение
(оформить в таблице по разделам (темам) Учебно-тематического плана по годам обучения)
№ |
Раздел или тема программы, не тема занятия! |
Формы занятий |
Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) |
Дидактический материал |
Формы подведения итогов |
Техническое оснащение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Тема 1.Вводное занятие |
игра-путешествие |
Игровые приемы, театрализация беседа, ИКТ |
Карточки-задания «Собери четыре», Маршрутные листы групп путешественников; Инструкции по технике безопасности |
Опрос на понимание правил поведения в |
Компьютер, экран, проектор |
2 |
Тема 2. Общая физическая подготовка |
Практические тренировки |
Игровые приемы, соревнования, показ, комментарии |
Нормативы, комплексы упражнений, видео «Веселая Олимпиада»
|
Соревнование в группе (сдача нормативов) |
Спортивный зал, инвентарь (перечислить) ПК, экран, проектор |
|
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение программы
(перечень оборудования к программе)
• Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
• Станки гимнастические
• Мячи резиновые
• Сетки баскетбольные
• Веревки капроновые
• другое ….................
Литература
Список использованной литературы
(в столбик с нумерацией по алфавиту, с 2000 года; правильно расставить знаки препинания!)
Список литературы для педагога(пример оформления)
1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. - СПб., 1993.
2. Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. - СПб., 2001.
3. Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. - СПб., 2003.
4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. - Л., 1985.
5. Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. - СПб., 1994.
6. Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
7. Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
8. Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.
Приложения
• Формы фиксации образовательных результатов (бланки, образцы форм фиксации образовательных результатов).
• Критерии оценки фиксации образовательных результатов.
• Спортивные нормативы.
• Творческие задания (подборка).