Советы родителям
«Играем с водой»
Ваш малыш маленький, ему 2 года, научите его аккуратно играть с водой и чувствовать её – она тёплая, не холодно и не горячо. Дайте ему игрушку – рыбку и под четверостишье «учите» действиям.
Рыбка в озере живёт, (ребёнок водит по воде игрушкой)
Рыбка весело плывёт,
Хвостиком ударит вдруг (хлопает по воде ладошкой, не сильно,
И услышим мы хлюп-хлюп чтобы был звук)
Поиграли, берём другую игрушку – куклу - голышок и губку. Ваш малыш моет куклу под стихотворение:
"Мочалочка, мочалочка, помой меня, помой,
А где тебя помыть, скажи, мой дорогой?
Мочалочка, мочалочка, мне ручки (пяточки, ушки, глазки, ножки, ручки...) помой!"
И Ваш ребёнок быстро запомнит все части тела куклы и свои.
А теперь нам понадобится кораблик или лодочка (можно бумажные). Приделайте к нему ниточку и играйте - водите свой кораблик за ниточку по всему тазу (ванной) так, чтобы он не перевернулся.
Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
Вашему ребёнку 3 года, усложните свои игры, дайте ему понять, что какие-то предметы тонут, а какие-то плавают. Обыграйте ситуацию, "оживите" любую куклу.
Наша кукла Маша играла в воде в игрушки, но они все утонули. Маша расстроилась. Давай её развеселим, покажем, что игрушки могут из воды выныривать и подпрыгивать.
Вначале сажаем куклу Машу - она наблюдает, и сами опускаете на дно ванны лёгкие резиновые или пластмассовые игрушки (шарики и ёмкости от "киндера"). Игрушки, в которых внутри воздух, выскакивают из воды и даже подпрыгивают. Вашему ребёнку весело, кукле тоже. А теперь куклу веселит Ваш малыш! Все довольны! Вот Вам и "нырки".
А это "бульбочки" - те игрушки, которые говорят "буль-буль", когда на них нажимают. Поиграйте с ними и научите играть Вашего ребёнка. (Резиновая игрушка с дырочкой может говорить и "бу-бу-бу", когда нажимаешь не сильно и постепенно, и "буль-буль-буль", если жать резко и сильно).
Сейчас мы потренируем наши пальчики. Возьмите две поролоновые губки и две одинаковые пластмассовые небольшие миски или чашки. Спросите у своего ребёнка, чем можно носить воду? (ведёрком, лейкой, чашкой, ладошками). А Вы научите его носить воду губкой. Если Вашему ребёнку 4-5 лет, "носите" воду наперегонки, "выливая её в приготовленные чашки. И так, если Вы это делать не умеете, я Вас научу. Берём губку, сжимаем её, опускаем в большой таз, разжимаем пальчики (губка впитывает в себя воду), быстро вытаскиваем губку из воды и опять сжимаем - Ура, из неё льётся вода! И вот так набираем целую чашку! Весело, азартно!
Вашему ребёнку захотелось, чтобы дома пошёл дождь? Пригласите дождик на дом! (Вам понадобится сосуд - банка с дырочками, лучше побольше). Покажите "дождик". Наберите в дырявую банку воды и поднимите на расстояние от воды 30-50 см. Вот вам и дождь. Наблюдайте, как он капает, брызгается или "мочит" игрушку.
"Дожди, дождик, уходи,
Ты попозже приходи;
Оля (Саша, Петя) хочет поиграть,
Мы не будем ей мешать!
А можно играть в "дождик" и так. Ваш ребёнок маленький, делайте сами, а он будет повторять.
"Дождик капает. Кап. Кап.
(мочим руки в воде, поднимаем и наблюдаем, как с пальчиков капает вода).
Дождик шлёпает. Шлёп. Шлёп.
(тихонько пошлёпываем по воде ладошками)
Буду дождик я просить,
Мою деточку помыть.
(ребёнок мочит и быстро стряхивает руки брызгами в стороны).
Теперь покажите своему ребёнку, что по-вашему "морю" (таз, ванна) может гулять ветер и волны. Подсказываю Вам, что ветер можно сделать, махая веером, бумагой, дуть, а волны - водя по воде руками, предметом, можно даже сделать водоворот (когда Ваш кораблик крутится на одном месте). Играйте сами, а ребёнок будет повторять: "Кораблик поплыл вправо, влево, поплыл в водоворот и утонул, а его вытащили..." Вашими корабликами могут быть маленькие и лёгкие и игрушки (скорлупка от жёлудя, каштана, грецкого ореха, спичечный коробок - часть, половина от пластмассового «киндера» или лёгкий бумажный кораблик, а могут быть предметы - заменители - спичка без серы, фантик и т.д.).
Для игры "тонет - не тонет" нужно подобрать небольшие тонущие и не тонущие в воде предметы из разных материалов. Они могут быть железные (напёрсток, ложка, ножницы и т.д.), бумажные (игрушки, сделанные из бумаги), резиновые, деревянные. Помогите своему 4-5-летнему ребёнку распознать материал, из которого сделан предмет и пронаблюдать, тонет он или нет в воде. Если тонет, то он тяжёлый; объяснить, что некоторые предметы промокают и тонут не сразу. Обыграйте ситуацию, пусть Ваш ребёнок "учит" свою любимую игрушку, разговаривая с ней, отвечая на Ваши вопросы. "Маша, смотри, железный (металлический) шарик утонул; бумажный кораблик намокает долго, но он утонет, а деревянная ложка плавает, она легче воды...).
Играя, Вы научите своего ребёнка распознавать материал и узнавать некоторые его свойства. Эта игра учит ребёнка.
В игре научите своего малыша смешивать воду: холодную с горячей и делать "тёплые капельки". Предложите помыть Тузика, собачку, которая была непослушной - убежала, испачкалась, а теперь просится грязная домой. Тузик любит тёплую водичку, в холодной он замёрзнет, в горячей - обожгёт лапки. Покажите и расскажите, чтобы получить тёплые капельки - к холодной воде добавляется понемногу горячая. И Тузик, и Вы будете очень довольны, а Ваш ребёнок будет осторожен с горячей водой.
4-х-летнему ребёнку можно рассказать о «волшебной водичке". Оказывается, и такая бывает. В этом Вам помогут обыкновенные краски. Для своего ребёнка Вы превращаетесь в фокусника. А фокус состоит вот в чём. Заинтригуйте ребёнка. Возьмите прозрачный сосуд и налейте туда воду. Рассмотрите - прозрачная вода в банке. Покрасьте её в любой цвет (капните немного краски). Вода меняет цвет. Возьмите два одинаковых сосуда, и пусть Ваш ребёнок покрасит воду: одну в красный, другую в желтый цвет, а в третьем сосуде смешайте эти воды, получится оранжевая вода без оранжевой краски. Научите ребёнка делать фокусы для своих игрушек или бабушки, она очень удивится! Смешивайте зелёную и жёлтую воду, получится синяя, а смешивая красную и синюю воду, получится фиолетовая. Ай да вы, волшебники!
А в другой игре Ваше волшебство продолжается. Возьмите чистую водичку, рассмотрите её - она чистая, прозрачная. Возьмите сахар или соль. Это вещество белого цвета (пусть ребёнок его потрогает). Бросьте его в воду. Где оно? Исчезло? Вот как Вы поколдовали. 4-5-летнему ребёнку Вы можете рассказать о свойстве сахара, соли (растворяются в воде), земли, песка (не расстворяются - лежат на дне сосуда).
Покажите ребёнку обыкновенную пипетку, покажите ему, как с ней обращаться и научите играть. Оказывается, салют можно увидеть не только на небе, в праздники, но и сделать самим на воде. Вот обрадуются и Тузик, и кукла Маша, и старенькая бабушка, а Ваш ребёнок будет просто счастлив. Возьмите пипетку и разбавленную водой гуашь. Набирайте в пипетку гуашь и капайте её по всей ванне (тазу), используя разные цвета. Вот это салют! А может, это волшебные разноцветные круги (ведь капли расплываются по воде), вода становится разноцветной.
А теперь мы немного поиграем с мылом и его пеной. Научите ребёнка делать пену с помощью ладошек (взбиваем воду) и с помощью соломинки (дую в соломинку тихо - пена маленькая, сильно - пена высокая, пышная). Вот какая у нас пена, загляденье!
На большой пене некоторые лёгкие предметы могут лежать. Поиграйте с этими предметами. Пусть Ваш ребёнок повеселится и поудивляется. Но самое интересное для ребёнка при игре с мылом будут мыльные пузыри. Покажите ему, как спомощью мыла и соломинки делаются мыльные пузыри. 5-летний ребёнок может это сделать сам.
И в заключение, уважаемые папы, мамы, бабушки и дедушки, играйте вместе с ребёнком, веселите его и веселитесь сами. Помните, что и без новых игрушек можно порадовать любимое чадо. В этом Вам поможет ваша фантазия, смекалка и ... вода! Ведь с помощью неё мы очень многое узнали!