Конспект совместной образовательной деятельности
с детьми с ТНР подготовительной группы
Здравствуй, осень золотая!
Программные задачи:
1. Образовательные
- Закрепить знания детей об осени:
- название осенних месяцев;
- признаки осени неживой и живой природы в разные ее периоды (звери, птицы, овощи и фрукты, грибы и ягоды);
- совершенствовать умение составлять небольшой описательный рассказ по определенной схеме;
- Закрепить знания детей о труде людей в осенний период.
- Коррекционно - развивающие: - развитие памяти и внимания;
- развитие воображения и фантазии;
- развитие правильного дыхания;
- развитие логического и наглядно - образного мышления;
- развивать умение анализировать и оценивать работы своих товарищей.
3. Словарная работа:
- закрепление в активном словаре описательных прилагательных;
- продолжить работу над связной речью, над дикцией и темпом речи;
- формировать умение детей давать оценку работе, используя доказательную речь.
4. Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма и поддержки друг друга
- воспитывать выдержку и самоконтроль.
Материал к занятию: оборудование для просмотрапрезентации, презентация; осенние листочки; карточки с индивидуальными играми – заданиями; схемы по составлению рассказа; корзина с овощами, фруктами, ягодами.
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание картинок и иллюстраций, беседы об осени, дарах осени, о подготовке животных и птиц к зиме, труде людей в осенний период, слушание музыки, игры, прогулки в лес, по улицам города.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, коррекционные, личностно-ориентированные, информационно – коммуникативные.
План работы с презентацией
1. В группе звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года - Осень», в группе разложены осенние листья. Детям предлагается взять листочки и подобрать танцевальные движения, в соответствии с тематикой и музыкой.
2. Детям предлагается просмотр слайдов под музыку MUZIKA-OSENI и
чтение стихотворения «Осень»
Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая, пустая,
И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо все темнее,
А она - светлее.
Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
"Осень!
Осень!
Осень!»Но приходит время
Падать листьям желтым,
Выстланы тропинки
Драгоценным шелком,
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки
Плачут,
Плачут,
Плачут...
3. Просмотр слайдов о животных и птицах. Беседа о подготовке животных к зиме, о перелетных и зимующих птицах.
4. Индивидуальные игры - задания «Кто, где зимует», «Перелетные и зимующие птица».
5. Импровизация «Обитатели леса» (речь с движением, дыхательная гимнастика)
6. Просмотр слайдов и отгадывание загадок по теме «Грибы-ягоды»
7. Просмотр слайдов и отгадывание загадок по теме «Овощи-фрукты»
8. Игра «Узнай по описанию», «Узнай по вкусу»
9. Работа в группах «Составление описательного рассказа по схеме»
(дети самостоятельно делятся на пары и готовят небольшие рассказики)
10. Дети анализируют и оценивают рассказы своих товарищей.
11. Детям предлагается во второй половине дня отобразить свои впечатления от занятия в рисунках.
12. Детям вручается корзина с дарами осени.
В разделе "Файлы" можно найти презентации к конспекту.
Конспект совместной деятельности «Прогулка по осени» с детьми с ТНР подготовительной группы
Программные задачи:
1. Образовательные:
- закрепить представления о времени: времена года, осенние месяца;
- закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, в жизни людей;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;
- закрепить умение работать с координатной сеткой: называть координаты, находить букву, в заданной координате, читать по слогам;
- обобщить и закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах;
- закрепить умение составлять коллаж по определённой теме.
2. Коррекционно - развивающие:
- развивать у детей любознательность, интерес к окружающему;
- развивать умение находить взаимосвязи и делать выводы;
- развивать логическое мышление, внимание, фантазию и воображение;
- развивать навыки школьной деятельности;
- продолжать развивать умение согласовывать свои действия с действиями других при выполнении коллективной работы.
3. Словарная работа:
- уточнение и активизация словаря по теме «Осень»;
- совершенствование навыков ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко;
- расширять словарный запас детей в области выражения чувств и эмоций.
4. Воспитательные;
- воспитывать чувство любви к природе, умение видеть её красоту, желание помочь животным и птицам перезимовать;
- воспитывать культуру поведения: уважение к окружающим — не перебивая слушать окружающих, быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные качества;
- воспитывать умение контролировать своё поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других.
Предварительная работа:
просмотр презентации «Здравствуй, осень, золотая!»; работа по лексической теме «Осень»; работа с координатной сеткой; беседы, игры, наблюдения, загадки, чтение художественной литературы, составление рассказов, рисование книжек — малышек, аппликации, ручной труд; подбор музыкальных произведений; слушание музыки, пение, игры, выполнение ритмических движений по теме «Осень»; совместное творчество детей и родителей по теме «Осень»; сбор природного материала на прогулке в детском саду и с родителями; подбор картинок для коллажа, работа с коллажами.
Материал к занятию:
сосновые шишки на подносе; конверты и посылка, письмо и записки от Лесовичка;
координатная сетка, фломастер; вопросы от Лесовичка на кленовом листе;
мольберты (в углу модели — кормушка и символ перелётных птиц); картинки зимующих и перелётных птиц; картон, картинки, клей, тряпочки, клеёнки для выполнения коллажа; рамка для коллажа; кассеты с классической музыкой «Звуки природы»; оборудование для просмотра презентаций, презентация «Осень в лесу»,
Используемые технологии:здоровьесберегающие, игровые, коррекционные, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные технологии.
- Ребята, давайте сделаем массаж нашим ручкам и пальчикам. Сегодня массаж мы будем делать при помощи сосновых шишек.
- Молодцы!
- Сегодня, придя на работу, я нашла в группе конверт и коробку. Вы хотите узнать от кого это? Давайте посмотрим. Воспитатель открывает конверт и читает: «Дорогие ребята, я часто наблюдаю за вами на прогулке. Я видел, как вы ухаживали за клумбами и грядками, убирали листья, кормили птиц. Я рад, что вы дружные, заботливые и трудолюбивые. Сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку, выполнить некоторые мои задания и получить подарок от меня.
Хозяин ближайшего леса — Лесовичок»
- Куда же мы отправимся? Как вы думаете?
Ответы детей.
На экране появляется слайд с конвертом.
- Ребята, я нашла ещё конверты.
Воспитатель достаёт конверты с цифрами и разными символами.
1 конверт, на котором нарисована координатная сетка. В нём лежит записка: «Куда будет ваш прогулка, вы узнаете, если расшифруете моё слово»
Появляется слайд «Координатная сетка». Работа проводится на слайде
Воспитатель достаёт задание.
- Ребята, что это? (координатная сетка)
- Давайте попробуем её расшифровать.
Дети расшифровывают слово - ОСЕНЬ.
- Итак, куда нас приглашает Лесовичок? (на прогулку по осени)
- Принимаем приглашение?
- Но сначала, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка «Дует ветер»
- Теперь открываем конверт № 2, что на нём изображено? (вопросительный знак)
- Как вы думаете, что мы можем здесь найти? (вопросы)
- Итак, вопросы от Лесовичка:
Ø что такое ОСЕНЬ? (время года)
Øсколько всего времён года? (4)
Øназовите их? (осень, зима, весна, лето)
Øкакой первый день осени? (1 сентября)
Øчем он знаменателен? (начинается учебный год)
Øназовите осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Øкакой бывает осень? (ранней и поздней)
- Много произведений написано художниками и писателями об осени. Давайте и мы с вами попробуем описать её.
Появляются слайды с картинками осенних пейзажей и сопровождаются музыкой.
Øопишите раннюю осень — какая она?
Øопишите позднюю осень — какая она?
Øкуда осенью исчезают насекомые?
Øкак муравьи готовятся к зиме?
Øкак звери готовятся к зиме?
Øкак люди готовятся к зиме? (собирают урожай в саду и огороде, собирают грибы и ягоды в лесу, делают заготовки (консервируют овощи, овощные салаты, компоты, варят варенье, сушат и солят грибы и т.д.)
- Ребята, а в какой стране мы живём? (России)
- Какие страны вы ещё знаете?
- Как вы думаете, а в Польше, Франции ... какое сейчас время года?
- Да, там тоже осень, но там свой климат. Люди и звери тоже готовятся к зиме, но по- своему. А за экватором люди готовятся к лету. Но об этом мы поговорим с вами в другой раз.
- А сейчас, давайте откроем следующий конверт.
Посмотрите на этот символ и подумайте,с кем будет связано задание в третьем конверте. (V - птицы)
- Сейчас прочитаем записку: «Ребята! В прошлом году я видел, как вы развешивали кормушки, а потом кормили птиц. Большое спасибо вам за это. Надеюсь на вашу помощь и в этом году. А пока предлагаю разделить птиц на две группы, а какие это будут группы, вы догадаетесь сами»
ØНу что, вы уже догадались? (зимующие и перелётные) Дети и воспитатель переходят к мольбертам.
ØРебята, подумайте и разместите птиц по группам. Воспитатель раскладывает птиц. Дети должны расположить птиц на фланелеграф с определённым символом.
Далее дети называют птиц и отвечают на вопросы:
Øкогда птицы начинают собираться на юг?
Øкак птицы собираются?
Øчто птицам страшнее холод или голод?
Øкто помогает птицам зимой?
- Вот и закончились задания Лесовичка. Вы помните, что он приготовил для нас подарок. Давайте и мы сделаем подарок для него. Я предлагаю вам сделать коллаж на тему «Осень».
- Хочу напомнить вам, что коллаж — это искусство, это наши знания, это наша фантазия.
- Давайте вспомним, что используют при составлении коллажа, (разные цифры, буквы, картинки)
- Я напоминаю вам, вы должны выбрать всё то, что считаете нужным и подходящим к нашей теме. Потом вы обоснуете свой выбор картинок. Пожалуйста, вспомните, как мы работаем с клеем и начинайте.
Негромко звучит спокойная музыка природы. Дети выполняют задание.
Посмотрите, какой интересный коллаж у нас получился. Далее рассматриваем коллаж и анализируем подбор картинок.
- Ребята, как вы считаете, что мы можем сделать с нашим коллажем?
- Ребята, вы хотите посмотреть, что прислал нам Лесовичок.
Дети находят в посылке жёлуди, листочки, веточки,семена, шишки и т.д.
- Ребята, как вы думаете, как всё это можно назвать? (природный материал, дары природы)
Воспитатель читает записку от Лесовика: «Вы молодцы! Вы много знаете о природе, многое умеете. Я посылаю вам подарки, из которых вы сможете сделать разные поделки.Я свами прощаюсь, до новых встреч. Лесовичок»
- Вот и закончилась наша прогулка по осени. Как вам задания Лесовичка? (понравились) А какие особенно?
- Я думаю, что Лесовичок в окошко за нами подглядывал.
- Как вы думаете, что же он подумал о вас? Какие вы? (любознательные, внимательные, дружные, умные и т.д.)
- Вот и закончена наша прогулка по осени. Давайте подумаем, что мы сделаем с нашим коллажом украсим нашим коллажом нашу группу, (дети украшают группу, вешая коллаж на стенку)